Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) МБОУ СОШ №55 (новая редакция)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования МБОУ СОШ №55 разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, (вариант 7.2) к структуре
адаптированной основной образовательной программы на основе анализа деятельности
образовательной организации.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования МБОУ СОШ №55 представляет собой систему взаимосвязанных программ,
каждая из которых является самостоятельным звеном.
Настоящая программа определяет особенности организации образовательного
процесса, содержания образования на ступени начального общего образования, содержит
планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования как основы оценки качества
образования, ориентирует на создание условий для духовно-нравственного, социального,
личностного и интеллектуального развития обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья в МБОУ СОШ №55. Срок обучения по программе 5 лет.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования содержит следующие разделы:
1. Целевой раздел.
• Пояснительная записка
• Планируемые результаты освоения обучающимися адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования
• Система оценки достижения планируемых результатов освоения адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
2. Содержательный раздел
• Программа формирования универсальных учебных действий на ступени
начального общего образования
• Программы учебных предметов
• Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени
начального образования
• Программа формирования экологической культуры и здорового образа жизни
• Программа коррекционной работы
• Программа внеурочной деятельности
3. Организационный раздел
• Учебный план начального общего образования
• План внеурочной деятельности
• Система условий реализации программы
В основу АООП НОО для детей с задержкой психического развития заложены
следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования6 (гуманистический
характер образования, единство образовательного пространства на территории
Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования,
адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки
обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
- принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
- принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его
на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с
учетом особых образовательных потребностей;
- принцип преемственности, предполагающий при проектировании ООП начального
общего образования ориентировку на программу основного общего образования, что
обеспечивает непрерывность образования обучающихся с задержкой психического
развития;
- принцип целостности содержания образования, поскольку в основу структуры
содержания образования положено не понятие предмета, а ― «образовательной области»;
- принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися с задержкой психического развития всеми видами доступной
им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и
учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, и навыков и отношений, сформированных
в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в
реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования реализуется через организацию урочной и внеурочной деятельности в
соответствии санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.
Целью реализации адаптированной основной образовательной программы
начального общего образования является достижение обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья планируемых результатов начального общего образования,
связанных с освоением универсальных учебных действий, системы опорных знаний,
обеспечивающих возможность продолжения образования на ступени основного общего
образования, индивидуальным прогрессом обучающихся в основных сферах личностного
развития, коррекции и компенсации недостатков в психофизическом развитии.
Задачи адаптированной основной образовательной программы начального общего
образования:
• обеспечить достижение обучающимися с задержкой психического развития
личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО;
• обеспечить формирование у обучающихся с задержкой психического развития
универсальных учебных действий, обеспечивающих способность к организации
самостоятельной деятельности;
• обеспечить познавательную мотивацию обучающихся с задержкой психического
развития, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельностью
учащихся с учителем, одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения;
• обеспечить возможность для продолжения социально-личностного развития
обучающихся в урочной и внеурочной деятельности, формирование осознанных
представлений об окружающем мире, о себе, нравственно-этических нормах общества;
• сформировать готовность и способность обучающихся с задержкой психического
развития к сохранению и укреплению собственного здоровья;
• обеспечить готовность обучающихся к продолжению образования на ступени
основного общего образования.
К числу планируемых результатов освоения адаптированной основной
образовательной программы начального общего образования отнесены:
• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки
выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ
российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных
предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по
получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система
основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной
научной картины мира.
Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ
отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного
образа жизни.
Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы
формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения
учебных предметов.