Адаптированная основная общеобразовательная программа учащихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (ВАРИАНТ 2)
Описание образовательной программы
Адаптированная основная общеобразовательная программа учащихся с обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее АООП (вариант 2) разработана с учетом особенностей психофизического развития и потенциальных возможностей обучающихся. АООП представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является
самостоятельным
звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности образовательного
учреждения.
Целью
образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными нарушениями
развития по данному варианту АООП является развитии личности, формирование
общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным
ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе
практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь обучающемуся
максимально возможной самостоятельности и независимости в
Основным
ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП (вариант 2) является развитие
жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в
соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении
повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное
поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных
контактов.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2) (далее АООП (вариант 2) разработана с учетом особенностей
психофизического развития и потенциальных возможностей обучающихся. АООП
представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является
самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности
образовательного учреждения.
Адаптированной основная общеобразовательная программа в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014
содержит следующие разделы:
1. Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.2 Планируемые результаты освоения обучающимися с умеренной, тяжелой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми
и множественными нарушениями развития адаптированной основной
общеобразовательной программы
1.3 Система оценки достижения обучающимися с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития планируемых результатов освоения
адаптированной основной общеобразовательной программы
2. Содержательный раздел
2.1 Программа формирования базовых учебных действий
2.2 Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области
2.3 Программа нравственного развития
2.4 Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни
2.5 Программа внеурочной деятельности
2.6 Программа сотрудничества с семьей обучающегося
3. Организационный раздел
3.1. Учебный план
3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития
Цель реализации адаптированной основной общеобразовательной программы
образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития. Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой
степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР),
интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо он
испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 2
адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе
которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную
программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные
потребности обучающегося с умственной отсталостью.
Целью образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с тяжелыми и множественными
нарушениями развития по данному варианту АООП является развитии личности,
формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и
социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в
обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь
обучающемуся максимально возможной самостоятельности и независимости в
повседневной жизни.
Принципы и подходы к формированию АООП
В основу АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены следующие принципы:
- государственной политики РФ в области образования;
- коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса;
- преемственности;
- целостности содержания образования,
- направленности на формирование деятельности,
- переноса усвоенных знаний и умений, навыков и отношений;
- сотрудничества с семьей;
психолого-педагогического изучения ребенка с ограниченными возможностями
здоровья.
- учета онтогенетических закономерностей формирования психических функций и
закономерностей психического развития детей с ограниченными возможностями
здоровья.
- учета возрастных границ.
- интегрированного подхода к отбору содержания АООП;
- дозированности осваиваемых дидактических единиц;
- соблюдения тематической взаимосвязанности учебного материала.
- соблюдения линейности и концентричности при построении АООП.
- вариативности программного материала.
- системного подхода к проектированию АООП, СИПР.
- комплексного подхода к проектированию АООП, СИПР
- ориентировки коррекционно-педагогической помощи в рамках проектирования и
реализации АООП, СИПР;
- единства диагностики и коррекции;
- индивидуально-дифференцированного подхода при проектировании и реализации
программы.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность
обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его
психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим
требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой
описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Личностные и предметные планируемые результаты освоения обучающимися
АООП рассматриваются в качестве возможных (примерных), соответствующих
индивидуальным возможностям и специфическим образовательным потребностям
обучающихся.
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП (вариант 2)
является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной
самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в
решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через
индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов.
Стандарт устанавливает требования к результатам освоения АООП, которые
рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными
возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.
Требования устанавливаются к результатам:
личностным, включающим сформированность мотивации к обучению и познанию,
социальные компетенции, личностные качества;
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного
предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по
получению нового знания и его применению.