Адаптированная основная общеобразовательная программа учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Вариант 1)
Описание образовательной программы
Адаптированная
основная общеобразовательная программа учащихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) направления на
формирование общей культуры воспитанников с умственной отсталостью,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми
в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение
учебной деятельностью. Программа способствует эстетическому, трудовому и
физическому воспитанию обучающихся с нарушениями интеллекта. Она ориентирована
на коррекцию общего, речевого, физического и психического развития
воспитанников в целях их успешной социализации в современное общество.
АООП реализуется с учетом особых
образовательных потребностей групп или отдельных обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе специально разработанных
учебных планов, в том числе индивидуальных, которые обеспечивают освоение АООП
на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и
образовательных потребностей конкретного обучающегося
АООП включает обязательную часть и часть,
формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть АООП для
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
составляет не менее 70%, а часть, формируемая участниками образовательных
отношений, не более 30% от общего объема АООП.
В реализации АООП выделено два этапа:
I этап
― 1-4 классы;
II
этап ― 5-9 классы.
Цель I-го этапа состоит в формировании основ
предметных знаний и умений, коррекции недостатков психофизического развития
обучающихся. II этап направлен на расширение, углубление и систематизацию
знаний и умений обучающихся в обязательных предметных областях, овладение
некоторыми навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
(вариант 1) (далее (АООП (вариант 1) разработана с учетом особенностей
психофизического развития и потенциальных возможностей обучающихся. АООП
(вариант 1) определяет содержание и организацию образовательного процесса в
образовательном учреждении на уровне основного общего образования. АООП
представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является
самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности
образовательного учреждения.
Адаптированной основная общеобразовательная программа в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденного приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014,
содержит следующие разделы:
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка;
1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью
адаптированной образовательной программы образования;
1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения АООП.
2.Содержательный раздел
2.1.Программа формирования базовых учебных действий
2.2.Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области.
2.3.Программа духовно-нравственного развития.
2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа
жизни.
2.5.Программа коррекционной работы.
2.6.Программа внеурочной деятельности.
3.Организационный раздел
3.1.Учебный план общего образования обучающихся с легкой умственной отсталостью.
3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной
программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью
Цель реализации АООП
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования
обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
направления на формирование общей культуры воспитанников с умственной отсталостью,
обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое,
социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в
семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной
деятельностью. Программа способствует эстетическому, трудовому и физическому
воспитанию обучающихся с нарушениями интеллекта. Она ориентирована на коррекцию
общего, речевого, физического и психического развития воспитанников в целях их
успешной социализации в современное общество.
Цель деятельности образовательного учреждения – создание комплекса условий,
обеспечивающих коррекцию отклонений в развитии, психолого-педагогическую и
медико-социальную реабилитацию, социализацию и интеграцию в общество детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Принципы и подходы к формированию АООП
Принципы построения и реализации основной общеобразовательной программы:
гуманизации, культуросообразности, индивидуализации и дифференциации
образовательного процесса, преемственности основных образовательных программ,
системности, комплексного обучения на основе передовых психолого-медико-
педагогических технологий, эмоционально-ценностной ориентации образовательного
процесса, принцип приоритета личностного развития, принцип коррекционной
направленности образовательного процесса.
В основу образовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) положены деятельностный и дифференцированный
подходы, осуществление которых предполагает:
-признание обучения как процесса организации речевой, познавательной и
предметно-практической деятельности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), обеспечивающего овладение ими содержанием
образования и являющегося основным средством достижения цели образования;
-признание того, что развитие личности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) зависит от характера организации в образовательном
процессе доступной им деятельности, в первую очередь, учебной;
-развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими
возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
-разработку содержания и технологий общего образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяющих пути и
способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного
развития с учетом их особых образовательных потребностей;
-ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент
Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающегося с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) составляет цель и основной результат
общего образования;
-реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего
развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в
соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и
социокультурными ценностями;
-разнообразие организационных форм образовательного процесса и
индивидуального развития каждого обучающегося с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), обеспечивающих рост творческого потенциала,
познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми
в познавательной деятельности.
Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с
умственной отсталостью предполагает учет их особых образовательных потребностей,
которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования.
Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной
программы, в том числе и на основе индивидуального учебного плана.
АООП реализуется с учетом особых образовательных потребностей групп или
отдельных обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
на основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных,
которые обеспечивают освоение АООП на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
Система оценки достижения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения АООП призвана
решить следующие задачи:
-закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описывать
объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания,
формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
-ориентировать образовательный процесс на нравственное развитие и воспитание
обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных
предметов и формирование базовых учебных действий;
-обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения АООП,
позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов;
-предусматривать оценку достижений обучающихся и оценку эффективности
деятельности общеобразовательной организации;
-позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и
развития их жизненной компетенции.
Результаты достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуаль-
ными нарушениями) в овладении АООП являются значимыми для оценки качества обра-
зования обучающихся. При определении подходов к осуществлению оценки результатов
опора на следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и
индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
2) объективности оценки, раскрывающей динамику достижений и качественных
изменений в психическом и социальном развитии обучающихся;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении
содержания АООП, что сможет обеспечить объективность оценки в разных
образовательных организациях. Для этого необходимым является создание методического
обеспечения (описание диагностических материалов, процедур их применения, сбора,
формализации, обработки, обобщения и представления полученных данных) процесса
осуществления оценки достижений обучающихся.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах. Оценка личностных результатов предполагает, прежде
всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием
каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении
знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.