Содержание РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы .................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ....................................................................................................................... 3 1.2. Адресат программы.............................................................................................................................. 4 1.3. Объем и сроки освоения ..................................................................................................................... 4 1.4. Особенности организации образовательного процесса .................................................................... 4 1.5. Планируемые результаты................................................................................................................... 4 1.6 Содержание программы………………………………………………………………………………………………………………….5 РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий ............................................................ 5 2.1. Календарный учебный график ........................................................................................................... 5 2.2. Условия реализации программы ........................................................................................................ 5 2.3. Формы аттестации .............................................................................................................................. 5 2.4. Методические материалы .................................................................................................................. 6 2.5. Список литературы............................................................................................................................. 8 Приложение №1 ......................................................................................................................................... 9 Приложение №2 ....................................................................................................................................... 12 Приложение №3 ....................................................................................................................................... 16 2 РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: художественная Настоящая программа по курсу «Обработка ткани и кожи» разработана с учетом нормативно-правовой базы в области образования РФ и нормативно-правовыми актами образовательной организации: Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 75 п. 4, глава 10; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи »; Уставом МБОУ СОШ № 55. Актуальность программы Теоретической базой для реализации данного курса служит курс основной школы. Программа ориентирована на личностный рост подростка, способствует его успешной социализации в современном обществе. Работа, выполненная своими руками, привносит в жизнь подростка новые впечатления, творческое удовлетворение и радость соприкосновения с прекрасным. Выполняя изделие, учащиеся овладевают различными техниками, познают композицию, орнамент, цветоведение, знакомятся с основами дизайна и художественного оформления. Программа готовит учащихся к ситуации выбора направления дальнейшего образования. Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно – прикладного искусства. При выполнении практических работ учащиеся, кроме освоения технологических приемов, включаются в решение задач, направленных на создание целостного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям. Изготовление своими руками красивого и нужного изделия вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами своего труда, возбуждает интерес к последующей деятельности. Цель программы: развитие личности ребенка, способного к творческому самовыражению, через обучение специальным навыкам работы с инструментами и приспособлениями, овладение техниками изготовления предметов декоративно - прикладного искусства, технологией обработки различных материалов. Задачи: Обучающие: - закрепить и расширить знания, полученные на уроках технологии; - познакомить с технологией работы различных видов материалов; - познакомить с основными технологическими операциями изготовления изделий: работа с выкройками, шаблонами; изготовление изделий ручным способом с элементами отделки. Развивающие: - развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей: -формирование эстетического и художественного вкуса. Воспитательные: - воспитывать уважение к труду; - формировать чувство коллективизма, гражданственности; - воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям; -воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность); - формировать чувство самоконтроля. 3 1.2. Адресат программы учащиеся 11-17 лет 1.3. Объем и сроки освоения Программа рассчитана на 1 год (210 часов), занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, с перерывом 10-15 мин. Занятия начинаются с сентября согласно расписанию. 1.4. Особенности организации образовательного процесса Прием учащихся в объединение осуществляется в течение всего учебного года на основе свободного выбора детей. Данный курс предназначен для учащихся 5-11 классов и носит предметно – ориентированный характер. Наполняемость в группах составляет от 15 человек. Занятия по данной программе предполагаю очную форму обучения. Формы организации деятельности: групповая и индивидуальная. Программа позволяет строить работу с учетом индивидуальной траектории развития обучающихся. 1.5. Планируемые результаты Предметные: Знают: - технологию работы с различными видами материалов; - основные технологические операции изготовления изделий: работа с выкройками, шаблонами; изготовление изделий ручным способом с элементами отделки. Метапредметные: - развиты моторные навыки, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей: - сформированы эстетический и художественный вкус. Личностные: сформированы: - уважение к труду; - чувство коллективизма, гражданственности; - чувство патриотизма, любви к народным традициям; - нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность); - чувство самоконтроля. 1.6. Содержание программы Содержание программы предусматривает комплекс занятий, распределенных по следующим модулям, рабочие программы которых представлены в приложениях: приложение №1 рабочая программа учебного модуля «Работа с кожей», приложение №2 рабочая программа учебного модуля «Работа с тканью». Учебный план № п/п Название модуля Всего часов 4 Формы контроля/ аттестации 1 Работа с кожей 60 Входной контроль 2 Работа с тканью 150 Защита итоговых работ Всего за год: 210 Учебно-тематическое планирование и содержание учебно-тематического плана содержится в приложениях 1,2. РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график утверждается ежегодно (Приложение №3) Начало занятий - первая неделя октября текущего учебного года. Окончание занятий определяется в соответствии с Учебным планом на текущий учебный год. Наименование учебных периодов - «четверть». Количество учебных периодов (четвертей)-4. Продолжительность учебного года - 35 учебных недель. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое и кадровое обеспечение Занятия проходят в кабинете технологии, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской, стандартным набором оборудования. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащён компьютером, телевизором, что позволяет использовать для занятий видеофильмы и презентации. Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы. 2.3. Формы аттестации Методы отслеживания успешности овладения содержанием программы: - наблюдение - участие в конкурсах и выставках различного уровня В процессе реализации программы педагог может проводить входной, текущий, итоговый контроль. Входной контроль - проводится впервые дни обучения и имеет своей целью выявить уровень подготовки обучающимися, определить направление и формы индивидуальной работы и получить информацию для усовершенствования образовательной программы. Используемые методы: собеседование, наблюдения. Текущий контроль - в процессе выполнения работы по изготовлению изделий используется текущий контроль. Руководитель кружка непрерывно отслеживает процесс работы учащихся, вовремя направляет обучающихся на исправление недочётов и неточностей в практической работе. Обучающиеся в качестве текущего контроля используют самоконтроль. Текущий контроль позволяет в случае необходимости вовремя произвести корректировку деятельности и не испортить изделие. Кроме текущего контроля используется итоговый контроль. После выполнения каждого раздела, предусмотренного программой, организуется выставка детских работ. Жюри отбирает лучшие работы для дальнейшего участия в городской выставке. Обучающегося необходимо сфотографировать с выполненной работой. По итогам года оформляется портфолио в электронном варианте в программе PowerPoint. 5 Оценка уровня усвоения программы Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью защиты итоговых работ, которая позволяет выявить уровень обученности по курсу «Обработка материалов». Ниже среднего: учащийся овладел менее чем половиной объема знаний по теме, овладел менее чем половиной объема практических умений и навыков и, по наблюдению педагога, овладел менее половиной объема навыков по организации своей деятельности, коммуникативными и др. умениями, предусмотренными программой. Средний: объем усвоенных учащимся знаний по теме составляет более половины, объем усвоенных практических умений и навыков составляет более половины; учащийся овладел более чем половиной объема организационных навыков и освоил коммуникативные и др. умения, предусмотренные программой. Выше среднего: учащийся освоил практически весь объем знаний по теме, овладел практически всеми умениями и навыками, освоил практически весь объем организационных навыков, коммуникативных и других умений, предусмотренных программой. 2.4. Методические материалы Теоретические занятия проводятся в кабинете в форме лекций и бесед с использованием технических средств. Практические занятия подразумевают индивидуальную и групповую форму работы. При проведении занятий необходимо учитывать опыт учащихся и осуществлять дифференцированный подход при подготовке практических заданий для них. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся: подбор материала; вариативность сложности заданий. Для достижения поставленной в данной программе цели и получения ожидаемого результата используется комплекс разнообразных методов: Методы получения новых знаний: -стиль преподнесения материала; -рассказ, объяснение, беседа, организация наблюдения. Методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности: -практическая деятельность, упражнения. Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: -метод эмоционального стимулирования (метод основаны на создании ситуации успеха в обучении). Методы развития познавательного интереса: -формирование готовности восприятия учебного материала; -метод создания ситуаций творческого поиска. Метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: -творческое задание, создание креативного поля; -метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся; -методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности социального и психологического развития учащихся коллектива; -повседневное наблюдение за работой учащихся. При проведении занятий важно создавать особую доброжелательную психологическую атмосферу. . 6 1. 2. 3. 4. 2.5. Список литературы В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 1998г. Н.А.Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение», 2000г. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа. – СПб.: Акцидент, 1997. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. 5. Михейкина Т.М. Метод проектов в технологическом образовании школьников. – Спб.: АППО, 2004. 6. Программы средних общеобразовательных учреждений, (технология) 5-11 классы, М.: Просвещение, 1997. 7 трудовое обучение Приложение №1 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Обработка ткани и кожи» Рабочая программа учебного модуля «Работа с кожей» 8 Рабочая программа учебного модуля «Работа с кожей» является неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Обработка ткани и кожи». Учебно-тематическое планирование № темы Название тем В том числе Кол-во часов Теория Практика Формы контроля/ аттестации Раздел 1.Техника безопасности при работе в кабинете технологии (3 часа) Техника безопасности при работе в кабинете технологии. Вводное занятие. 3 История лепки из соленого теста Раздел 2. Технология и способы обработки кожи (6 часов) Материалы, инструменты и 2 3 приспособления Ознакомление с основами технологии и 3 3 техники обработки кожи. 1 Входной контроль 3 1 2 1 2 Раздел 3. Технология изготовления плоских, полуобъёмных и объемных изделий (48 часов) 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Технология изготовления изделий из кожи Изготовление плоского изделия (эскиз изделия, подготовка материалов) 3 1 2 3 1 2 Изготовление деталей изделия, сушка Изготовление изделия (окрашивание деталей) 3 1 2 3 1 2 Оформление изделия (сборка изделия) 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 Технология изготовления полуобъемных изделий Изготовление полуобъемного изделия (разработка эскиза на заданный сюжет, подготовка материалов) Изготовление полуобъемного изделия (изготовление деталей изделия и сушка) Изготовление полуобъемного изделия (окрашивание изделия) Оформление изделия (сборка изделия) Объемные композиции Изготовление объемного изделия (эскиз изделия, подготовка материалов) Изготовление деталей изделия, сушка 18 Изготовление объемного изделия (окрашивание изделия) Оформление изделия (сборка изделия) 19 Защита работ 3 3 20 Оформление выставки 3 1 17 9 Защита итоговых работ 2 Содержание модуля Раздел 1. Техника безопасности при работе в кабинете технологии (3 часа) Теория. Правила безопасности при работе с материалом, колющими и режущими инструментами, с лаком, клеем. Правила оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях. Организационные вопросы. Раздел 2. . Технология и способы обработки кожи (6 часов) Теория. Инструменты и материалы, используемые для приготовления теста. Рецепт и способы изготовления соленого теста, условия хранения. Полезные советы. Варианты сушки готовых изделий. Инструменты и материалы, используемые при работе с соленым тестом (виды кистей, стеки, резаки). Окрашивание соленого теста. Технология изготовления простых фигур из соленого теста. Практика. Приготовление рабочего материала, знакомство с основными приемами. Выполнение простых изделий (листочек, цветочек, балерины) Раздел 3. Технология изготовления простых полу объёмных и объемных изделий (11 часов) Теория. Технология изготовления полуобъемных изделий. Термины: объем, полуобъем, рельеф, барельеф. Технология и тематика выполнения объемных фигурок, виды этих изделий. Анатомические особенности разных животных. Рассматривание иллюстраций, слайдов с изображением животных. Основы композиции, ее виды (симметричная, асимметричная композиции, однофигурные и многофигурные композиции). Обучение составлению композиций. Виды сюжетов. Оформление выставки. Защита работ. Практика. Изготовление браслетов. Изготовление объемных изделий (еж, мышка, кот). Панно для кухни. 10 Приложение №2 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Обработка ткани и меха» Рабочая программа учебного модуля «Работа с тканью» 11 Рабочая программа учебного модуля «Работа с тканью» является неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Обработка ткани и кожи». Учебно-тематическое планирование № темы Название тем В том числе Кол-во часов Теория Практика Формы контроля/ аттестации Раздел 1. Лоскутная мозаика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Лоскутное шитье. Традиционные узоры в лоскутном шитье Материалы, инструменты и приспособления для лоскутного шитья Организация рабочего места Лоскутное шитье по шаблонам Работа на швейной машине. Правила техники безопасности при работе Технология изготовления узора «колодец» Технология изготовления узора «пицца» Разработка изделия, подбор материала, изготовление шаблонов. Раскрой деталей изделия Технология создания лоскутного верха Соединение деталей изделия Технология выполнения стежки. Обработка срезов лоскутного изделия Окончательная отделка изделия, влажнотепловая обработка. Аппликация Разработка изделия, подбор материала Раскрой деталей изделия Сборка рисунка из ткани Соединение деталей рисунка с фоном изделия Окончательная отделка изделия, влажнотепловая обработка и оформление работы Защита работ 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 3 3 3 3 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 3 1 2 3 3 3 3 1 1 1 1 2 2 2 2 3 1 2 3 1 2 3 3 3 1 2 3 1 2 3 1 2 Защита итоговых работ Раздел 2. Текстильные куклы 21 История кукол. Виды кукол. 24 Русская народная кукла. Подбор материала и изготовление куклызакрутки. Чердачная кукла. Выбор изделия, подбор материалов, изготовление выкройки. Раскрой и обработка деталей куклы 25 Набивка и тонировка куклы. 3 1 2 26 Декоративная отделка куклы. 3 1 2 22 23 12 27 Куклы Тильды. Выбор куклы, подбор материала. Изготовление выкройки, раскрой изделия. Обработка деталей куклы. 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 31 Выворачивание и набивка частей изделия, особенности набивки и утяжки ручек и ножек. Соединение деталей куклы. Тонировка. 3 1 2 32 Прическа текстильной куклы 3 1 2 33 Оформление лица текстильной куклы. 3 1 2 34 3 1 2 35 Одежда куклы. Особенности Создание выкройки одежды. Изготовление одежды для куклы. 3 1 2 36 Изготовление обуви для куклы. 3 1 2 37 Изготовление аксессуаров для куклы. 3 1 2 38 Декоративная отделка куклы. 3 1 2 39 Защита работ 3 3 28 29 30 кроя. Раздел 3. Изготовление изделий по индивидуальному выбору Выбор изделия, подбор материалов 40 3 1 Изготовление выкройки 41 3 1 Защита итоговых работ 2 2 42 Раскрой изделия 3 1 2 43 Подготовка деталей кроя к обработке 3 1 2 44 3 1 2 45 Влажно-тепловая обработка и техника безопасности при выполнении работ Изготовление изделия 3 1 2 46 Изготовление изделия 3 1 2 47 Декоративная отделка изделия 3 1 2 3 3 3 1 2 3 1 2 48 49 50 Защита работ Оформление выставки Подведение итогов работы. Планы на новый учебный год. Защита итоговых работ Содержание модуля Раздел 1. Лоскутная мозаика Теория. Сведения из истории создания изделий из лоскутов. Возможности лоскутной пластики, её связь с направлениями современной моды. Традиционные узоры в лоскутном шитье: «спираль», «лабиринт» и др. Материалы для лоскутного шитья, подготовка их к работе. Инструменты и приспособления. Лоскутное шитьё по шаблонам: изготовление шаблонов из плотного картона, выкраивание деталей, создание лоскутного верха (соединение деталей между собой). Стёжка (выстёгивание) в лоскутном шитье. Технология соединения лоскутного верха с подкладкой и прокладкой. Обработка срезов лоскутного изделия. Практика. Изготовление прихваток, наборов для кухни, сувениров. Подготовка к 13 выставке. Раздел 2. Текстильные куклы Теория. История возникновения кукол. Русская народная кукла. Традиции и технология ее изготовления. Чердачная кукла, технология ее изготовления. Кукла «Тильда». Знакомство с автором бренда – Тони Финнангер. «Тильдомания» в разных странах. Виды кукол-тильд. Ткани используемы для их пошива. Ткани ручной окраски. Окрашивание ткани для тильд в домашних условиях с помощью кофе и чая. Работа с чертежами и выкройками. Последовательность кроя. Раскрой с учётом экономичности раскладки. Инструменты и приспособления. Обработка деталей кроя. Особенности набивки тильд. Сборка куклы. Пуговичное крепление. Одежда для кукол-тильд. Материалы для изготовления кукольных причесок. Изготовление волос куклы разными способами. Готовые кукольные парички. Декоративное оформление кукол. Подготовка к выставке. Практика. Изготовление народных и интерьерных кукол. Раздел 3. Изготовление изделий по индивидуальному выбору. Теория. Выбор изделия. Технологический этап: разработка конструкции и технологии изготовления изделия, подбор материалов и инструментов, организация рабочего места, изготовление изделия с соблюдением правил безопасной работы, подсчёт затрат на изготовление. Анализ того, что получилось, а что нет. Подготовка к выставке. Практика. Изготовление изделий по индивидуальному выбору 14 Приложение №3 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Обработка ткани и кожи» Календарный учебный график Программа рассчитана на 35 учебные недели 1 четверть с 02.09.2024 по 25.10.2024 8 недель 40 учебных дней 2 четверть с 05.11.2024 по 28.12.2024 8 недель 40учебных дней 3 четверть с 09.01.2025 по 21. 03.2025 10 недель 52 учебных дней 4 четверть с 31.03.2025 по 31..05.2025 9 недель 42 учебных дней Каникулы Сроки Продолжительность осенние с 26.10.2024 по 04.11.2024 10 календарных дней зимние с 29.12.2024 по 08.01.2025 11 календарных дней весенние с 22.03.2025 по 30.03.2025 7 календарных дней летние с 01.06.2025 по 31.08.2025 92 календарных дня 15