Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 55
Утверждено
приказом директора МБОУ СОШ № 55
от 30.08.2024 № 121
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
от 29.08.2024 № 1
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Инфознайка»
Возраст обучающихся: 9 – 10 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Павлова Галина Григорьевна,
учитель начальных классов
Нижний Тагил
2024
1
Содержание
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы .................................................................... 3
1.1
Пояснительная записка......................................................................................................................3
1.2
Адресат программы ............................................................................................................................4
1.3
Объем и сроки освоения....................................................................................................................4
1.4
Особенности организации образовательного процесса .............................................................4
1.5
Планируемые результаты .................................................................................................................4
1.6
Содержание программы ....................................................................................................................5
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................................................... 5
2.1
Календарный учебный график.........................................................................................................5
2.2
Условия реализации программы .....................................................................................................1
2.3
Формы аттестации ..............................................................................................................................6
2.4
Оценка уровня усвоения программы .............................................................................................6
2.5
Методические материалы .................................................................................................................6
2.6
Список литературы.............................................................................................................................8
3
Приложение №1 ............................................................................... Ошибка! Закладка не определена.
4
Приложение №2 .......................................................................................................................................... 9
5
Приложение №3 ........................................................................................................................................ 15
2
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: техническая
Настоящая программа по курсу «Инфознайка» разработана с учетом нормативно-правовой
базы в области образования РФ и нормативно-правовыми актами образовательной организации:
Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 75 п. 4, глава 10;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Уставом МБОУ СОШ № 55.
Актуальность программы данной программы дополнительного образования состоит в
том, что в период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов
деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией,
привлекая для этого современные средства и методы. Наиболее полно реализовать данный курс
призвана образовательная область «технология». Учитывая размытость границы научной
области информатики и невозможности в рамках школьного образования осветить весь аспект
её направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где
наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию их системного
мировоззрения и позволят им овладеть современными информационными технологиями.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего
образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся
комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к
самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. Ориентиром изучения данного
курса в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и
коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТкомпетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким
образом, часть метапредметных результатов образования в курсе «Инфознайка» входят в
структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в
содержании изучаемого материала. При этом в содержании данного курса для начальной
школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. Поэтому курс
«Инфознайка» в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван
стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ- компетентности и
универсальных учебных действий. Простейшие навыки общения с компьютером должны
прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних
классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
2 Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают
психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает
потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
3
Отличительная особенность программы состоит в том, что она составлена
таким образом: что создаются условия, необходимые для овладения обучающимися теми
видами деятельности, которые дают им возможность проявить свой исследовательский и
творческий потенциал, т. е. найти себя; даётся направление и стимул для изучения этих
программ. Нужно показать ребятам, что интересных и даже неожиданных результатов можно
добиться, овладев лишь небольшой частью программной среды, подключив при работе свое
воображение;
3
При изучении данного курса проводятся практические работы, выполняется контрольное
мероприятие, которые позволяют учащимся проявить самостоятельность и творческую
инициативу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.
Цель программы: формирование информационной компетенции и культуры
обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки, хранении и передачи информации.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы на ПК.
познакомить учащихся с возможностями различных средств ИКТ для использования в
обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
освоить с учащимися первичные навыки обработки и поиска информации при помощи
средств ИКТ.
научить вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение,
цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения
и объекты.
3.1 Адресат программы
Учащиеся 9 - 10 лет (3 класс)
3.2 Объем и сроки освоения
Программа рассчитана на 1 год (30 часов), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1
академическому часу. Занятия начинаются с октября согласно расписанию.
3.3 Особенности организации образовательного процесса
Прием учащихся в объединение осуществляется в течение всего учебного года на
основе свободного выбора детей. Данный курс предназначен для учащихся 3 класса и носит
предметно – ориентированный характер. Наполняемость в группах составляет 15 человек.
Занятия по данной программе предполагаю очную форму обучения.
Формы организации деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная.
Программа позволяет строить работу с учетом индивидуальной траектории развития учащихся.
3.4 Планируемые результаты
Личностные результаты освоения курса:
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения курса:
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формирование умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
развитие мотивов учебной деятельности;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
4
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Предметные результаты освоения курса:
1.
владение базовым понятийным аппаратом при работе:
знакомство с основными компьютерными программами, такими как «PowerPoint»;
формирование представления об основных функциях программы «PowerPoint».
2.
овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их
применением к решению задач, предполагающее умение:
применение изученных правил нахождения в компьютерном кабинете, при работе с
ноутбуком, USB-флеш-накопителем;
создание презентаций в программе PowerPoint;
редактирование презентаций в программе PowerPoint: добавление гиперссылок,
изображений; работа со шрифтами, абзацами, дизайном;
использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе
готовых материалов, изображений, текстов;
выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или
учебной задачи.
3.5 Содержание программы
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, распределенных по
следующим модулям, рабочие программы которых представлены в приложениях: Приложение
№1 Рабочая программа учебного модуля «Основы программы PowerPoint», Приложение №2
Рабочая программа учебного модуля «Создание материала в программе PowerPoint».
Учебный план
№
п/п
Название модуля
2
Основы программы PowerPoint.
3
Создание
материала
PowerPoint.
в
программе
Всего за год:
Всего часов
Формы контроля/ аттестации
15
Защита презентации.
15
Защита итоговых
презентаций.
30
Учебно-тематическое планирование и содержание учебно-тематического плана
содержится в приложениях 1,2.
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
Календарный учебный график утверждается ежегодно (Приложение №3)
Начало занятий - первая неделя октября текущего учебного года.
Окончание занятий определяется в соответствии с Учебным планом на текущий учебный
год.
Наименование учебных периодов - «четверть».
Количество учебных периодов (четвертей) - 4.
Продолжительность учебного года - 30 учебных недель.
Во время каникул (осенних, зимних, весенних) занятия не проводятся.
5
2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое и кадровое обеспечение
Занятия проходят в кабинете начальных классов, который полностью оснащен
необходимой мебелью, доской. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим
нормам. Кабинет оснащён мобильным компьютерным классом - специализированную тележку
на колесах, позволяющую удобно и безопасно перемещать, хранить и заряжать учебные
цифровые устройства, а также сами ноутбуки. Помимо этого в состав мобильного класса входит
Wi-fi-модуль, мультимедийная система. Это отличное решение для создания учебного класса с
использованием новейших беспроводных технологий. В состав класса входят все необходимые
средства, позволяющие в течение нескольких минут развернуть в любом помещении
беспроводную локальную сеть компьютеров и приступить к занятиям.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и
опытом работы.
2.3.
Формы аттестации
В процессе реализации программы педагог может проводить входной, итоговый контроль.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: самостоятельные работы,
тестирование, публичные выступления и т.д.
Входной контроль - проводится впервые дни обучения и имеет своей целью выявить
уровень подготовки учащихся, определить направление и формы индивидуальной работы и
получить информацию для усовершенствования образовательной программы.
Итоговый контроль учащихся проводится с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительных общеобразовательных программ. Итоговый контроль учащихся проводится по
окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Итоговый контроль
учащихся может проводиться в следующих формах: итоговое тестирование диагностическая
работа, контрольная работа, защита итоговых работ, проектов, конференции, и т.д.
2.4.
Оценка уровня усвоения программы
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью защиты итоговых работ,
которая позволяет выявить уровень обученности по курсу «Инфознайка».
Ниже среднего: учащийся овладел менее чем половиной объема знаний по теме, овладел
менее чем половиной объема практических умений и навыков и, по наблюдению педагога,
овладел менее половиной объема навыков по организации своей деятельности,
коммуникативными и др. умениями, предусмотренными программой.
Средний: объем усвоенных учащимся знаний по теме составляет более половины, объем
усвоенных практических умений и навыков составляет более половины; учащийся овладел
более чем половиной объема организационных навыков и освоил коммуникативные и др.
умения, предусмотренные программой.
Выше среднего: учащийся освоил практически весь объем знаний по теме, овладел
практически всеми умениями и навыками, освоил практически весь объем организационных
навыков, коммуникативных и других умений, предусмотренных программой.
2.5.
Методические материалы
Теоретические занятия проводятся в кабинете в форме лекций и бесед с использованием
технических средств. Практические занятия подразумевают индивидуальную и групповую
форму работы. При проведении занятий необходимо учитывать опыт учащихся и осуществлять
дифференцированный подход при подготовке практических заданий для них.
Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся:
подбор материала; вариативность сложности заданий. Для достижения поставленной в данной
программе цели и получения ожидаемого результата используется комплекс разнообразных
методов:
6
Методы получения новых знаний:
- стиль преподнесения материала;
- рассказ, объяснение, беседа, организация наблюдения.
Методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности:
- практическая деятельность, упражнения.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта:
- метод эмоционального стимулирования (метод основаны на создании ситуации успеха в
обучении).
Методы развития познавательного интереса:
- формирование готовности восприятия учебного материала; -метод создания ситуаций
творческого поиска.
Метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств
учащихся:
- творческое задание, создание креативного поля;
- метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств
учащихся;
- методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности
социального и психологического развития учащихся коллектива;
- повседневное наблюдение за работой учащихся.
При проведении занятий важно создавать особую доброжелательную психологическую
атмосферу.
.
7
2.6.
Список литературы
Интернет-ресурсы
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
2. Простой и понятный самоучитель Word и Ехсеl / Василий Леонов. — 3-е издание. —Москва :
Эксмо, 2021.
3. Обучение работе с PowerPoint для Windows, Microsoft 365 (Обучение работе с PowerPoint для
Windows - Служба поддержки Майкрософт (microsoft.com))
4. Шульгин, В. П., Финков, М. В., Прокти, Р. Г. Создание эффектных презентаций с
использованием PowerPoint 2013 и других программ. / В. П. Шульгин, М. В. Финков, Р. Г. Прокти
— . — 2015: Наука и Техника,
8
Приложение №1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Инфознайка»
Рабочая программа учебного модуля
«Основы программы PowerPoint»
9
Рабочая программа учебного модуля «Основы программы PowerPoint» является неотъемлемой
частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Инфознайка».
Учебно-тематическое планирование
№
темы
В том числе
Кол-во
часов Теория Практика
Название тем
Формы
контроля/
аттестации
Раздел 1. Техника безопасности при работе в кабинете информатики, компьютер (2 ч.)
1
Техника безопасности работы в
кабинете информатики
1
1
2
Компьютер и его составляющие.
Первое знакомство.
1
1
Входной
контроль.
Раздел 2. Знакомство программой (13 ч.)
Программа PowerPoint. Первое
знакомство. Вызов программы.
1
4-5
Возможности программы PowerPoint.
2
1
1
6-7
Клавиатура. Основные клавиши для
работы с программой.
2
1
1
8-9
Инструментарий программы.
Вкладки: главная, вставка.
2
1
1
10-11
Инструментарий программы.
Вкладка: дизайн, переходы.
2
1
1
Набор текста в презентации, вставка
изображений.
1
Редактирование слайдов.
2
Проект «Мой питмец (любимая
игуршка)»
1
Итого:
15
3
12
13-14
15
1
1
1
1
1
7
Защита
презентации.
8
Содержание модуля.
Раздел 1. Техника безопасности при работе в кабинете информатики, компьютер (2 ч.)
Теория. Правила техники безопасности при работе в кабинете информатики. Требования
безопасности перед началом работы. Требования безопасности во время работы, по окончанию
работы. Санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером. Правила пасадки за
компьюером и ноутбуком.
Раздел 2. Знакомство программой (13 ч.)
Теория. Понятие «презентация», «PowerPoint», «дизайн презентации», «слайд». Знание
функционала программы. Знание практического примнения презентаций в жизни школьника,
взрослого человека. Знание использования основного инструментария программы: главная,
вставка, дизайн, переходы.
Практика. Правильно сидеть на рабочем месте. Применять знания о безопастности при
10
работе с компьюетром. Называть составляющие и части компьютера. Уметь вызывать
программу PowerPoint, сохранять созданные файлы. Работать с клавиатурой, основными и
горячими клавишами, применять знания при работе с программой PowerPoint. Работать с
вкладками программы PowerPoint, уметь применять такие функции как: создать слайд, создать
заголовок, изменение дизайна, применение переходов и анимации. Вставлять и редактировать
изображения в презентации. Набирать правильно текст. Оформлять заголовок, подзаголовок,
основной текст.
11
Приложение №2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Инфознайка»
Рабочая программа учебного модуля
«Создание материала в текстовом редакторе Word»
12
Рабочая программа учебного модуля «Создание материала в программе PowerPoint» является
неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Инфознайка».
Учебно-тематическое планирование
№
темы
Кол-во В том числе
часов
Теория Практика
Название тем
Раздел 1. Обучение основным функциям программы ( 5 ч.).
Инструментарий раздела «Дизайн».
1
1
Темы презентаций.
Инструментарий
раздела
2
1
1
«Переходы».
Инструментарий
раздела
3-4
«Анимация».
Анимирование 2
1
объектов.
Инструмент «Копировать-вставить». 1
5
Раздел 2. Работа в приложении (10 ч.).
Оформление презентаций для уроков. 1
6
Таблицы, заполнение таблиц.
7-8
2
9
10
11-12
13-14
15
Добавление в презентацию GIF1
изображений.
Редактиврование изображений в
1
презентации.
Вставка гиперссылок.
2
1
Итого:
15
1
1
Входной
контроль.
1
1
1
1
1
1
1
1
Защита презентации «Мой любимый
2
город».
Итоговое занятие «Цифровой город»
Формы
контроля/
аттестации
1
2
5
Защита
итоговых
работ
10
Содержание модуля.
Раздел 1. Обучение основным функциям программы (5 ч.).
Теория. Знание инструментария разделов программы. Знание назначений кнопок
разделов. Применение в поведневной жизни функции «Копировать-вставить».
Практика. Умение копировать текст и фотографии, учение вставлять текст на слайдах.
Умение использовать правильно инструменты разделов: применять переходы слайдов,
изменять дизайн презентации, анимировать слайды и объекты на слайдах. Копировать текст и
изображения из разных источников, уметь их добавлять на слайд.
Раздел 2. Работа в текстовом редакторе (10 ч.).
Теория. Применение презентаций на уроках в школе, в повседневной жизни. Знание
правил оформления текстов на слайдах.
Практика. Правильно сидеть на рабочем месте. Применять знания о безопастности при
работе с компьюетром. Называть составляющие и части компьютера. Размещать на слайде GIFизображения. Уметь создавать и заполнять таблицы. Стилизовать текст. Редактировать
13
изображения: изменять размер, форму, рамку, положение на листе. Вставлять в текст
гиперссылки на интернет-ресурсы. Создавать презентации в программе Power Point.
14
Приложение №3
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
к программе «Инфознайка»
15
16