Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 55 РАССМОТРЕНО Педагогическим советом от 29.08.2024 № 1 Утверждено приказом директора МБОУ СОШ № 55 от 30.08.2024 № 121 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Группа развития» Возраст обучающихся: 7-8 лет Срок реализации программы: 1 год Составители: Зворыгина Ирина Юрьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории Вершинина Алсу Янисовна, учитель начальных классов первой квалификационной категории Сахонцева Тамара Владимировна, учитель начальных классов вышей квалификационной категории Нижний Тагил 2024 Содержание РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы ....................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................................ 3 1.2. Адресат программы ................................................................................................................................... 3 1.3. Объем и сроки освоения .......................................................................................................................... 3 1.4. Особенности организации образовательного процесса ....................................................................... 4 1.5. Планируемые результаты........................................................................................................................ 4 1.6. Содержание программы .......................................................................................................................... 4 РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий ............................................................... 5 2.1. Календарный учебный график ............................................................................................................... 5 2.2. Условия реализации программы ............................................................................................................ 5 2.3. Формы аттестации ................................................................................................................................... 5 2.4. Методические материалы ....................................................................................................................... 6 2.5. Список литературы .................................................................................................................................. 7 Приложение № 1.............................................................................................................................................. 8 Приложение № 2............................................................................................................................................ 11 Приложение № 3............................................................................................................................................ 19 Приложение№ 4………………………………………………………………………………………………17 Приложение№ 5………………………………………………………………………………………………20 2 РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: социально – гуманитарная Настоящая программа по курсу «Группа развития» разработана с учетом нормативноправовой базы в области образования РФ и нормативно-правовыми актами образовательной организации: Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 75 п. 4, глава 10; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Уставом МБОУ СОШ № 55. Актуальность программы В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) меняются требования к образовательным результатам в начальной школе: целью школьного образования становится формирование у младших школьников универсальных учебных действий средствами учебной, дополнительного образования и внеучебной деятельности. Программа «Группа развития» для детей 1 класса является интегративной, объединяющей знания, входящие в предметные области окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, физической культуры. Разнообразие организационных форм и расширение интеллектуальной сферы каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивает рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности. Уровень сложности программы – стартовый. Программа направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном, физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепления здоровья. Программа соответствует требованиям к содержанию дополнительных общеобразовательных программ, опирается на теоретический, практический и личностный опыт обучающихся. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста. Цель: создание условий для расширения творческо-интеллектуальных возможностей обучающихся средствами познавательной деятельности. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: - выявлять интересы, склонности, способности, возможности обучающихся к различным видам деятельности; - создавать условия для индивидуального развития ребенка в избранной сфере дополнительного образования деятельности; - формировать систему метапредметных умений, расширять общий кругозор; - расширять опыт общения, взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми. 1.2. Адресат программы учащиеся 7-8 лет (1 класс) 1.3. Объем и сроки освоения Программа рассчитана на 1 год (580 часов), занятия проводятся 5 раз в неделю по 4 академических часа. Занятия начинаются с октября согласно расписанию. 3 1.4. Особенности организации образовательного процесса Прием учащихся в объединение осуществляется в течение всего учебного года на основе свободного выбора детей. Данный курс предназначен для учащихся 1 классов. Наполняемость в группах составляет до 20 человек. Занятия по данной программе предполагаю очную форму обучения. Формы организации деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная. Программа позволяет строить работу с учетом индивидуальной траектории развития обучающихся. 1.5. Планируемые результаты Личностными результатами программы являются: Развитие целеустремленности, умения преодолевать трудности. Сохранение, укрепление и дальнейшее формирование главной ценности воспитанника – здоровье. Формирование потребности заботиться о своем физическом и психическом здоровье. Формирование самоконтроля поведения, способствующего успешной социальной адаптации. Воспитание потребности в здоровом образе жизни. Обучение воспитанников практическим умениям и навыкам, необходимым для обеспечения, поддержания самостоятельности и укрепления здоровья. Метапредметные результаты: Применять изученные способы работы с дополнительной литературой. Действовать в соответствии с общепринятыми правилами. Участвовать в решении проблемных вопросов, Высказывать собственное мнение и аргументировать его. Выполнять пробное учебное действие. Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения. Контролировать свою деятельность (обнаруживать и исправлять ошибки). 1.6. Содержание программы Содержание программы предусматривает комплекс занятий, распределенных по следующим модулям, рабочие программы которых представлены в приложениях: Приложение №1 Рабочая программа учебного модуля «Моя Родина», Приложение №2 Рабочая программа учебного модуля «Школа здоровья», Приложение №3 Рабочая программа учебного модуля «Узнаю, научусь, смогу». Приложение №4 Рабочая программа учебного модуля «Учеба и труд - рядом идут». Учебный план № п/п Название модуля Всего часов 1 Моя Родина 145 2 Школа здоровья 145 Формы контроля/ аттестации Тестирование Проектное задание 3 Узнаю, научусь, смогу 145 4 4 Учеба и труд рядом идут 145 Всего за год: 580 Учебно-тематическое планирование содержится в приложениях 1,2,3,4. РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график утверждается ежегодно (Приложение №5) Начало занятий - первая неделя октября текущего учебного года. Окончание занятий определяется в соответствии с Учебным планом на текущий учебный год. Наименование учебных периодов - «четверть». Количество учебных периодов (четвертей) - 4. Продолжительность учебного года - 29 учебных недель. Во время каникул (осенних, зимних, весенних) занятия не проводятся. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое и кадровое обеспечение Занятия проходят в кабинете начальной школы, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащён компьютером, проектором, маркерной доской, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные программы. Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы. 2.3. Формы аттестации В процессе реализации программы педагог может проводить входной, итоговый контроль. Входной контроль - проводится впервые дни обучения и имеет своей целью выявить уровень подготовки обучающимися, определить направление и формы индивидуальной работы и получить информацию для усовершенствования образовательной программы. Используемые формы-тестирование. Итоговый контроль учащихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеобразовательных программ. Итоговый контроль учащихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Итоговый контроль учащихся может проводиться в следующей форме: защита итогового проектного задания. Оценка уровня усвоения программы Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью защиты итогового проектного задания, которая позволяет выявить уровень обученности по курсу «Группа развития». Ниже среднего: учащийся овладел менее чем половиной объема знаний по теме, овладел менее чем половиной объема практических умений и навыков и, по наблюдению педагога, овладел менее половиной объема навыков по организации своей деятельности, коммуникативными и др. умениями, предусмотренными программой. Средний: объем усвоенных учащимся знаний по теме составляет более половины, объем усвоенных практических умений и навыков составляет более половины; учащийся овладел более чем половиной объема организационных навыков и освоил коммуникативные и др. умения, предусмотренные программой. 5 Выше среднего: учащийся освоил практически весь объем знаний по теме, овладел практически всеми умениями и навыками, освоил практически весь объем организационных навыков, коммуникативных и других умений, предусмотренных программой. 2.4 Методические материалы Теоретические занятия проводятся в кабинете в форме бесед с использованием технических средств. Практические занятия подразумевают индивидуальную и групповую форму работы. При проведении занятий необходимо учитывать опыт учащихся и осуществлять дифференцированный подход при подготовке практических заданий для них. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся: подбор материала; вариативность сложности заданий. Для достижения поставленной в данной программе цели и получения ожидаемого результата используется комплекс разнообразных методов: Методы получения новых знаний: -рассказ, объяснение, беседа, организация наблюдения. Методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности: -практическая деятельность, упражнения. Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: -метод эмоционального стимулирования (метод основаны на создании ситуации успеха в обучении). Методы развития познавательного интереса: -формирование готовности восприятия учебного материала; -метод создания ситуаций творческого поиска. Метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: -творческое задание, создание креативного поля; -метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся; -методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности социального и психологического развития учащихся коллектива; -повседневное наблюдение за работой учащихся. При проведении занятий важно создавать особую доброжелательную психологическую атмосферу. . 6 2.5 Список литературы 1. Белоусова Т. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. - М.: Просвещение, 2011; 2. Григорьева Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011; 3. Праздник в начальной школе - 2 / Сост. Н.Г. Кувашова. - Волгоград: Учитель, 2004; 4. Праздник в школе. Любовью к Родине дыша/ ред.-сост. Л.И. Жук. - Минск: КрасикоПринт, 2009; 5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать (психологические игры и упражнения).М.,2000 7 Приложение №1 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Группа развития» Рабочая программа учебного модуля «Моя Родина» 8 Рабочая программа учебного модуля «Моя Родина» является неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Группа развития» Учебно-тематическое планирование № темы Название тем В том числе Кол-во часов Теория Практика Формы контроля/ аттестации Раздел 1. Школа-мой дом Входной контрольтестирование 1 Мы теперь ученики 5 5 2 Твой школьный вид 5 4 1 3 Организация рабочего места 5 2 3 4 Вежлив ли я? 5 5 5 Что такое хорошо, что такое плохо 5 5 6 В школьной библиотеке 5 3 2 7 С любовью к родной школе 5 4 1 Раздел 2. Мы в ответе за тех, кого приручили 8 В мире животных 5 5 9 Лес-наш друг 5 5 10 В зоопарке ( игра-путешествие) 5 2 11 Собака-друг человека 5 5 12 Домашние питомцы 5 4 1 13 Животные-герои сказок и рассказов 5 4 1 5 5 5 5 5 4 1 5 4 1 5 5 Мы из Красной Книги России В гостях у жителей подводного 15 царства Раздел 3. Воспитание любви к ближним Старших уважай-малышей не 16 обижай 14 17 18 Хорошо, что есть семья Будь добрым! 19 Люди труда 5 5 20 Семейные праздники 5 4 21 О дружбе 5 5 22 Будь вежливым 5 5 3 1 Раздел 4. Россия-Родина моя. 23 Славные символы России 5 5 24 Москва-столица России 5 5 25 Путешествие по России 5 5 26 Моя малая Родина 5 4 9 1 Итоговый контрольпроектное задание 27 Великая война-Великая Победа 5 5 28 Страна, открывшая путь в космос 5 5 29 Любимый город 5 4 1 Содержание модуля Раздел 1. Школа - мой дом. Тестирование - входной контроль. Знакомство с правилами школьной жизни, с организацией рабочего места. Беседа о вежливости. Хорошие и плохие поступки. Экскурсия в школьную библиотеку. Конкурс рисунков. Школьная жизнь. Раздел 2. Мы в ответе за тех, кого приручили. Чтение книг о животных. Собака-друг человека. Домашние питомцы. Игра-путешествие. В зоопарке. Знакомство с Красной Книгой России. Жители леса и подводного царства. Раздел 3. Воспитание любви к ближнему. Беседа о семье, о семейных праздниках. Уважение к старшим. Рассказ о людях труда. Дружба и вежливость. Раздел 4. Россия – Родина моя. Знакомство с государственными символами России, с героями Отечества. Участие в краеведческой игре «Я - тагильчанин». Моя малая Родина. Библиотечный час. Путешествие по России. Москва-столица России. Путь в космос. Проектное задание. Любимый город. 10 Приложение №2 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Группа развития» Рабочая программа учебного модуля «Школа здоровья» 11 Рабочая программа учебного модуля «Школа здоровья» является неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Группа развития» Учебно-тематическое планирование № темы Название тем В том числе Кол-во часов Теория Практика Формы контроля/ аттестации Раздел 1. Движение-основа жизни 1 Виды спорта 5 5 2 Со спортом дружить -здоровым быть 5 5 3 Спортивные игры в нашей жизни 5 2 4 Я о спорте знаю все 5 5 5 Наш класс – спортивная семья 5 5 6 Если хочешь быть здоров 5 3 7 Веселые старты 5 Входной контрольтестирование 3 2 5 Раздел 2. В гостях у доктора Неболита 8 Почему мы болеем 5 5 9 Кто нас лечит? 5 5 5 5 5 5 Как защитить себя от болезни? Будь здоров без докторов!( игровой 11 час) 12 Подвижные игры Помните, детки, таблетки не 13 конфетки Раздел 3. Режиму дня – мы родня Что такое режим дня? 14 10 5 5 5 5 5 5 5 5 16 Сон, доя чего он нужен (час размышления) 5 5 17 Твой режим дня 5 1 18 Почему люди спят? Здоровье в порядке – спасибо зарядке Подвижные игры 5 5 5 2 15 19 20 Режим дня твоей семьи 5 4 3 5 Раздел 4. В гостях у гигиены 21 Что такое гигиена? 5 5 22 Гигиена кожи 5 4 1 23 Гигиена глаз 5 4 1 24 Гигиена кожи рук (игровое занятие) 5 12 5 25 Ваши помощники – вода и мыло 5 26 Чистота для здоровья нам нужна 5 27 Веселые старты 5 Раздел 5. 28 4 1 Итоговый контрольпроектное задание 5 5 Правильное питание Что мы едим? 5 5 Полезные и вредные продукты 5 4 1 Содержание модуля Раздел 1. Движение – основа жизни. Тестирование. Входной контроль. Знакомство с видами спорта. Спортивные игры. Весёлые старты. Викторина о спорте. Раздел 2. В гостях у доктора Неболита. Беседа о здоровом образе жизни. Защита от болезней. Правила безопасности при употреблении лекарственных средств. Подвижные игры. Игровой час. Раздел 3. Режиму дня – мы родня. Беседа о режиме дня. Мой режим дня. Просмотр видеороликов. Здоровье в порядке. Подвижные игры. Раздел 4. В гостях у гигиены. Познавательный час о правилах гигиены. Гигиена кожи. Гигиена глаз. Игровое занятие. Гигиена кожи рук. Проектное задание. Чистота нужна для здоровья. Весёлые старты. Раздел 5. Правильное питание. Беседа о правильном питании. Полезные и вредные продукты. 29 13 Приложение №3 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Группа развития» Рабочая программа учебного модуля «Узнаю, научусь, смогу» 14 Рабочая программа учебного модуля «Узнаю, научусь, смогу» является неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Группа развития» Учебно-тематическое планирование № темы Название тем В том числе Кол-во часов Теория Практика Формы контроля/ аттестации Раздел 1. Умники и умницы 1 Входной контроль-тест «Мои любимые сказки» 5 4 1 2 В стране слов 5 4 1 3 В стране цифр и чисел 5 4 1 4 Что такое азбука? 5 5 5 Буквенная мозаика 5 5 6 Разгадывание загадок (конкурс) 5 3 2 7 Головоломка 5 4 1 8 Симметрия 5 4 1 9 В стране геометрии 5 5 10 Найди закономерность 5 5 11 Графический диктант 5 3 12 Развитие внимания 5 5 13 Развитие памяти 5 5 Входной контрольтестирование 2 Раздел 2. Почемучки 14 Секреты живой и неживой природы 5 5 15 Как из зерна получилась булка 5 5 16 Экскурсия на пришкольный участок 5 5 17 Кто в лесу живет? 5 5 18 Что в лесу растет? 5 5 19 Кот как защищается 5 5 20 Конкурс рисунков «Мир вокруг нас» 5 21 Семь чудес света 5 5 22 Пирамида Хеопса 5 5 23 Я могу работать в паре 5 1 4 24 Я могу работать в группе 5 1 4 25 Детские журналы Проектное задание. Создание детского журнала «В мире животных» 5 3 2 26 5 15 5 5 Итоговый контрольпроектное задание 27 Что такое энциклопедия? 5 5 28 Почему я люблю лето 5 5 29 Почему я люблю лето 5 5 Содержание модуля Раздел 1. Умники и умницы Тестирование - входной контроль. Общеразвивающие занятия. Алфавит. Буквы. Слова. Цифры и числа. Конкурс загадок и головоломок. Знакомство с симметрией и закономерностями. Выполнение графических диктантов. Развитие познавательных процессов. Задания на развитие внимания и памяти. Раздел 2. Почемучки. Экскурсия на пришкольный участок, прогулки. Живая и неживая природа. Растения и животные леса. Конкурс рисунков. Мир вокруг нас. Беседа о чудесах света. Пирамида Хеопса. Знакомство с работой в паре и в группе. Проектное задание. Детские журналы. Энциклопедия - учебная книга. 16 Приложение №4 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Группа развития» Рабочая программа учебного модуля «Учеба и труд рядом идут» 17 Рабочая программа учебного модуля «Учеба и труд рядом идут» является неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Группа развития» Учебно-тематическое планирование № темы Название тем Раздел 1. В том числе Кол-во часов Теория Практика Трудовой десант 1 Труд в жизни человека 5 5 2 Операция «Чистый кабинет» 5 1 3 Мамины помощники 5 5 4 Операция «Чистый школьный двор» 5 5 Хозяюшка 5 5 6 Мусор нам мешает 5 1 7 Санитарный день в кабинете 5 Раздел 2. Входной контрольтестирование 4 5 4 5 Мы-часть природы 8 Уход за комнатными растениями 5 1 9 Народный календарь 5 5 10 Снежная фантазия (лепка из снега) 5 11 Книжкина больница 5 12 Экскурсия на пришкольный участок 5 13 Операция «Зеленый друг» 5 14 Озеленение территории 5 5 15 Конкурс рисунков «Береги природу» 5 5 16 Уход за комнатными растениями 5 1 17 Поможем птицам 5 5 18 Ремонт книг в школьной библиотеке 5 19 Что такое оригами? Птичка 5 Раздел 3. Дари добро Изготовление праздничных 20 открыток 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 5 21 22 23 24 25 Формы контроля/ аттестации Конкурс рисунков «Чистый город» Экскурсия к памятникам Экскурсия «Покорми птиц» Изготовление праздничных открыток Поделки из природного материала 18 4 5 1 4 5 5 4 5 2 3 26 Новогодние поделки 5 5 27 Японские журавлики 5 5 28 Вырезание снежинок Конкурс рисунков « В гостях у Деда Мороза» 5 5 5 5 29 Содержание модуля Раздел 1. Трудовой десант. Беседа о труде в жизни человека. Организация санитарного дня. Чистый кабинет. Чистый школьный двор. Экологический десант. Защита планеты от мусора. Раздел 2. Мы – часть природы. Правила ухода за комнатными растениями. Знакомство с народным календарём. Экскурсия на пришкольный участок. Лепка из снега. Помощь птицам. Конкурс рисунков. Природу нужно беречь. Посещение библиотеки. Ремонт книг. Оригами. Изделие Птичка. Раздел 3. Дари добро. Изготовление праздничных открыток. Конкурс рисунков. Чистый город. Конкурс поделок из природного материала. Экскурсии. Памятники Нижнего Тагила. Птицы - наши друзья. Японские журавлики. Проектное задание. Новогодние поделки. Конкурс рисунков. Зимние забавы. 19 Итоговый контрольпроектное задание Приложение №5 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Группа развития» 20