Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №55 РАССМОТРЕНО Педагогическим советом От 01.06.2023 №12 Утверждена Приказом директора МБОУ СОШ №55 от 01.06.2023 №135/1 Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Музыкальная гармония» Вораст обучающихся: 11-17 Срок реализации программы:1 год Составитель: Сурнина Елена Сергеевна педагог дополнительного образования Нижний Тагил 2023 Содержание РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы ............................................................. 3 1.1. Пояснительная записка.................................................................................................................... 3 1.2. Адресат программы ........................................................................................................................... 4 1.3. Объем и сроки освоения ................................................................................................................... 4 1.4. Особенности организации образовательного процесса ............................................................... 4 1.5. Планируемые результаты ............................................................................................................... 5 1.6. Содержание программы .................................................................................................................. 6 РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий ...................................................... 6 2.1. Календарный учебный график....................................................................................................... 6 2.2. Условия реализации программы ................................................................................................... 6 2.3. Формы аттестации ........................................................................................................................... 6 2.4. Методические материалы ............................................................................................................... 7 2.5. Список литературы .......................................................................................................................... 9 Приложение №1 ....................................................................................................................................... 10 Приложение №2 ....................................................................................................................................... 15 Приложение №3 ....................................................................................................................................... 18 2 РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: художественная Настоящая программа по курсу «Музыкальная гармония» разработана с учетом нормативно-правовой базы в области образования РФ и нормативно-правовыми актами образовательной организации: Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 75 п. 4, глава 10; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Уставом МБОУ СОШ № 55. Актуальность программы Теоретической базой для реализации данного курса служит курс основной школы. Расширяя знания, совершенствуя умения и навыки, полученные на уроках, учащиеся обучаются основам вокальной и сценической деятельности. Программа «Музыкальная гармония» включает в себя музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие подрастающего поколения. Она позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства. Особенность данной программы заключается в том, занимаясь в вокальной группе, дети приобретают опыт совместной творческой работы, опыт участия в концертной деятельности на разных уровнях (дом творчества, районные конкурсы, фестивали). Обучающиеся придут на занятия, чтобы получить общие музыкальные представления, заполнить свободное время, побороть стеснительность и научиться выступать на сцене, что, безусловно, очень важно для благополучия ребенка при его дальнейшей социализации во взрослую жизнь. Другие же приобретут музыкальную грамотность, вокальный, концертный опыт, которые, возможно, будут использовать в своей будущей профессии. При изучении данного курса проводятся практические работы, выполняются контрольные мероприятия, которые позволяют учащимся проявить самостоятельность и творческую инициативу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Цель программы: создание обучающей среды для развития вокальных способностей детей и получения ими основ музыкальных знаний с их последующим профессиональным самоопределением в мире музыки. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: Обучающих: научить использовать при пении мягкую атаку; научить пользоваться вокальной артикуляцией, музыкальной памятью пользоваться гармоническим и мелодическим слухом, вокальным слухом, певческим дыханием; сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса изучить приемы преодоления мышечных зажимов, развития гибкости и подвижности мягкого нёба; развивать артистическую смелость и самостоятельность. 3 Развивающих: научить осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. формировать умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; развивать умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи, осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; научить устанавливать аналогии; формировать умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать волю, дисциплинированность, взаимодействие с партнёрами; воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленности – высокие нравственные качества. Личностные результаты: У учащегося будут сформированы: сформировать ориентацию на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; формировать готовность и потребность к певческой деятельности. развивать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; развивать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. 1.2. Адресат программы учащиеся 11-17 лет (5-10 класс) 1.3. Объем и сроки освоения Программа рассчитана на 1 год (210 часов), занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 академическому часу. Занятия начинаются с сентября согласно расписанию. 1.4. Особенности организации образовательного процесса Прием учащихся в объединение осуществляется в течение всего учебного года на основе свободного выбора детей. Данный курс предназначен для учащихся 5-11 классов и носит предметно – ориентированный характер. Наполняемость в группах составляет от 15 человек. Занятия по данной программе предполагаю очную форму обучения. 4 Формы организации деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная. Программа позволяет строить работу с учетом индивидуальной траектории развития обучающихся. 1.5. Планируемые результаты Предметные результаты: У учащегося будут сформированы умения: использовать при пении мягкую атаку; пользоваться вокальной артикуляцией, музыкальной памятью; сформировать стереотип координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса пользоваться гармоническим и мелодическим слухом; совершенствовать речевой аппарат; пользоваться вокальным слухом; пользоваться певческим дыханием; преодоления мышечных зажимов; преодолевать артистическую смелость и самостоятельность; гибкости и подвижности мягкого нёба; держаться на сцене. Метапредметные результаты: У учащегося будут сформированы умения: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов,на основе выделения сущностной связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; устанавливать аналогии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формировать волю, дисциплинированность, взаимодействие с партнёрами; воспитать готовность и потребность к певческой деятельности. Личностные результаты: У учащегося будут сформированы: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; воспитать настойчивость, выдержку, трудолюбие, целеустремленности – высокие нравственные качества; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. 5 1.6. Содержание программы Содержание программы предусматривает комплекс занятий, распределенных по следующим модулям, рабочие программы которых представлены в приложениях: Приложение №1 Рабочая программа учебного модуля «Вокальная работа», Приложение №2 Рабочая программа учебного модуля «Концертно-исполнительская деятельность». Учебный план № п/п Название модуля Всего часов Формы контроля/ аттестации 1 Вокальная работа 144 Входной контроль, тестовая работа 2 Концертно-исполнительская деятельность. 66 Итоговый концерт Всего за год: 210 Учебно-тематическое планирование и содержание учебно-тематического плана содержится в приложениях 1,2. РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график Календарный учебный график утверждается ежегодно (Приложение №3) Начало занятий - первая неделя сентября текущего учебного года. Окончание занятий определяется в соответствии с Учебным планом на текущий учебный год. Наименование учебных периодов - «четверть». Количество учебных периодов (четвертей) - 4. Продолжительность учебного года -35учебных недель. Во время каникул (осенних, зимних, весенних) занятия не проводятся. 2.2. Условия реализации программы Материально-техническое и кадровое обеспечение Занятия проходят в кабинете музыки, который полностью оснащен необходимой мебелью, доской, музыкально – дидактическим материалом. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащён музыкальным инструментом (фортепиано, синтезатор) компьютером, аудио аппаратурой, проектором, интерактивной доской, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные программы. Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы. 2.3. Формы аттестации В процессе реализации программы педагог может проводить входной, текущий, итоговый контроль. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: самостоятельные работы репродуктивного характера, тестирование, публичные выступления и т.д. Входной контроль - проводится впервые дни обучения и имеет своей целью выявить уровень подготовки обучающимися, определить направление и формы индивидуальной работы и получить информацию для усовершенствования образовательной программы. Используемые методы: собеседование, наблюдения, прослушивание, диагностика слухо-произносительных навыков и психологических характеристик учащихся; 6 Промежуточный контроль учащихся проводится с целью повышения ответственности педагогов и учащихся за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программобучения; за степень усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы в рамках учебного года. Промежуточный контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток учебного времени – полугодие. Промежуточный контроль учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточный контроль учащихся может проводиться в следующих формах: тестовые работы, контрольная работа, защита творческих работ в рамках концертов к праздникам и конкурсов, фестивали, музыкальные гостиные, вокальные битвы и т.д. Итоговый контроль учащихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеобразовательных программ. Итоговый контроль учащихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Итоговый контроль учащихся может проводиться в следующих формах: музыкальные гостиные, открытые занятия для родителей, готовая концертная программа. Оценка уровня усвоения программы Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью защиты итоговых вокальных работ, которая позволяет выявить уровень обученности по курсу «Музыкальная гармония». Ниже среднего: учащийся овладел менее чем половиной объема знаний по теме, овладел менее чем половиной объема практических умений и навыков и, по наблюдению педагога, овладел менее половиной объема навыков по организации своей деятельности, коммуникативными и др. умениями, предусмотренными программой. Средний: объем усвоенных учащимся знаний по теме составляет более половины, объем усвоенных практических умений и навыков составляет более половины; учащийся овладел более чем половиной объема организационных навыков и освоил коммуникативные и др. умения, предусмотренные программой. Выше среднего: учащийся освоил практически весь объем знаний по теме, овладел практически всеми умениями и навыками, освоил практически весь объем организационных навыков, коммуникативных и других умений, предусмотренных программой. 2.4. Методические материалы Теоретические занятия проводятся в кабинете в форме лекций и бесед с использованием технических средств. Практические занятия подразумевают индивидуальную и групповую форму работы. При проведении занятий необходимо учитывать опыт учащихся и осуществлять дифференцированный подход при подготовке практических заданий для них. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся: подбор материала; вариативность сложности заданий. Для достижения поставленной в данной программе цели и получения ожидаемого результата используется комплекс разнообразных методов: Методы получения новых знаний: -стиль преподнесения материала; -рассказ, объяснение, беседа, организация наблюдения. Методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности: -практическая деятельность, упражнения. Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: -метод эмоционального стимулирования (метод основаны на создании ситуации успеха в обучении). Методы развития познавательного интереса: 7 -формирование готовности восприятия учебного материала; -метод создания ситуаций творческого поиска. Метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: -творческое задание, создание креативного поля; -метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся; -методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности социального и психологического развития учащихся коллектива; -повседневное наблюдение за работой учащихся. При проведении занятий важно создавать особую доброжелательную психологическую атмосферу. . 8 2.5. Список литературы 1. Аберсольд Дж. Музыка для инструменталистов и вокалистов. - М., 2004 2. Андреева М., Конорова Е. Первые шаги в музыке. - М., 1981 3. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. - М., 1985 4. Арчажникова Л.Г. Проблема взаимосвязи музыкально-слуховых представлений и музыкально-двигательных навыков. Автореф. канд. искусствоведения. - М., 1971 5. Баренбойм Л., Брянская Ф., Перунова Н. Путь к музицированию. Вып.1. - Л., 1980 6. Баренбойм Л., Перунова Н. Путь к музыке. - Л., 1988 7. Беккер Ч. Джазовые стандарты. - Н-Й., 2006 8. Белоброва Е. Ю., «Рок-вокалист» §6. - СПб, 2001 9. Белощенко С.Н. Голосо-речевой тренинг: Методическое руководство к изучению предмета «Сценическая речь». - СПб, 1997 10. Ветлугина Н. Музыкальный букварь для детей младшего возраста. - М., 1987 11. Волков Н.В. Проблемы развития творческого мышления музыканта/. Наука, искусство, образование на пороге третьего тысячелетия. Тезисы доклада на II международном конгрессе. - Волгоград, 6-8 апреля. 2000 12. Володин А. Роль гармонического спектра в восприятии высоты и тембра звука. Музыкальное искусство и наука. Вып. 1. - М., 1970 13. Грищенко Л.А. Психология восприятия внимания, памяти. - Екатеринбург, 1994 14. Диков Б. О дыхании. - М., 1986 15. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М, 1998 15. Добровольская Н., Орлова Н. Что надо знать учителю о детском голосе. - М, 1972 16. Евтихиев П.Н., Карцева Г.А. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, перспективы. Сб. тр. - Тамбов, 1994 17. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса. - М.,1999 18. Емельянов В.В. Фонопедический метод формирования певческого голосообразования. Методические рекомендации для учителей музыки. - Новосибирск, 1991 19. Исаева И.О. Уроки пения. - М., 2009 20. Комплексный подход к проблемам музыкального образования. Сб. тр. - М., 1986 21. Логинова Л.Н. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. - М., 1998 22. Маркова Е.Н. Интонационность музыкального искусства. - Киев, 1990 23. Маркези М. Школа пения. - М., Музыка, 2005 24. Москалькова И., Рейниш М. Уроки Сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. - М., 1998 25. Музыка каждый день. Музыкальная хрестоматия. - СПб, 1997 26. Перунова Н. Музыкальная азбука. - Л., 1990 27. Риггс Сэт. Как стать звездой. Аудиошкола для вокалистов - М.,200 28. Скрипник В. Д. Роль вокально-технических упражнений в воспитании певца хорового коллектива. - Н.,1998 29. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - Киев, 1972 30. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. - М., 1947 31. Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6-7 лет./ Сост. Т.М. Орлова, С.И. Бекина. - М, 1988 32. Хереско Л. Музыкальные картинки. - Л., 1980 33. Юдин С. П. Формирование голоса певца. - М.,1963. 4 9 Приложение №1 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Музыкальная гармония» Рабочая программа учебного модуля «Вокальная работа» 10 Рабочая программа учебного модуля «Вокальная работа» является неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы ««Музыкальная гармония» Учебно-тематическое планирование № темы Название тем В том числе Кол-во часов Теория Практика Формы контроля/ аттестации Раздел 1. Вводные занятия 1 Ознакомление с правилами гигиены и охраны голоса. Знакомство с задачами на текущий год. Режим занятий. Правила по технике безопасности. Раздел 2. Дыхание Понятие о певческой установке и 3 певческом дыхании. Певческая установка. Певческое 4 дыхание. Цепное дыхание. Опорное дыхание. Функции дыхания в пении, механизм 5 певческого дыхания 6 Мимика лица при пении. Основные типы дыхания: 7 ключичный, грудной, брюшной, смешанный. Правила дыхания – вдоха, выдоха, 8 удерживания дыхания. Практика. Навыки пения сидя и стоя. 9 2 Входной контроль 3 3 3 3 3 2 1 3 1 2 3 1 2 3 3 3 2 1 3 1 2 3 1 2 10 Дыхание перед началом пения. 3 1 2 11 Работа над цепным дыханием 3 1 2 Раздел 3. Дикция. Осмысленное и выразительное произношение слов в пении. Работа с дикцией и артикуляцией. 12 3 3 Дикционный ансамбль. Дикция: свободная работа 13 3 1 2 артикуляционного аппарата 14 3 1 2 Работа над округлением гласных Упражнения на одновременное 15 3 3 произнесение согласных впроцессе пения. Упражнения на выработку 16 3 2 1 ритмической устойчивости при исполнении 17 3 3 Упражнение на ощущение 11 ритмической пульсации. Работа над определением сильной 18 доли. Упражнения на использование при 19 работе с хором особых ритмических фигур. Раздел 4. Вокально-хоровые навыки Дирижерские жесты. Умение 20 следовать дирижерским жестам. Звуковедение. Вокальные 21 упражнения 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 3 3 3 3 1 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 1 3 2 3 2 3 2 3 2 3 1 2 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 12 1 3 3 Вокальная позиция. Работа над точной атакой звука. Работа над фразировкой. Выработка динамических оттенков Строй, ансамбль (ритмический, динамический, дикционный), Формирование звука (единая манера пения), Штрихи или приёмы звуковедения (legato, nonlegato), Динамика звука (mp, mf). Правильное формирование гласных и единая манера пения Работа над артикуляционным аппаратом детей (рот, губы, зубы, язык, мягкое и твердое небо) Чистота интонирования ансамбля, красота звучания Осанка певца в хоре, свободное положение корпуса. Освоение и развитие головного и грудного резонаторов хоре. Закрепление основных навыков певческой установки:свободное положение корпуса, головы и спины. Упражнения для активизации работы мышц низа живота, спины, для развития головного резонирования. Интонационные навыки: работа над унисоном в хоре Развитие музыкального ритма. Ровный и синкопированный ритм. Двухголосие. Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти. Хоровое сольфеджирование. Пение 2 1 2 3 восходящих и нисходящих интервалов. 39 Работа над интонированием звука. 3 Ровные, мягкие переходы, приемы 40 3 портаменто и глиссандо. Раздел 5. Знакомство с произведениями различных жанров. Работа с солистами 41 3 42 43 44 45 46 47 48 Работа над ансамблевым звучанием. 3 3 3 Знакомство с различными жанрами и стилями в музыке. Единство музыки и слова. Беседа о необходимости знать творчество других народов Разучивание произведений народов России Разучивание произведений народов России. Знакомство с народной песней и жанрами народных песен. Современные композиторы, творчество великих вокалистов. ИТОГО: 3 3 3 1 3 3 3 3 3 2 3 3 1 3 3 2 Тестовая работа 144 Содержание модуля Раздел 1. Техника безопасности при работе в химической лаборатории.(6 ч) Теория. Знакомство с учащимися. Знакомство с кабинетом, его оборудованием. Задачи и содержание работы. Внутренний распорядок в кабинете, общие правила безопасности труда и личной гигиены. Правила безопасности на занятиях. Практика. Прослушивание. Раздел 2. Дыхание (27 ч) Теория. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные типы дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения. Понятия «Цепное дыхание», «Цезура». Практика. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании). Раздел 3. Дикция. Осмысленное и выразительное произношение слов в пении. (24 ч) Теория. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Практика. Работа над дикцией и артикуляцией: умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту. Раздел 4. Вокально-хоровые навыки. (63 ч) Теория. Звуковедение и чистота интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Понятия регистр, легато и нон легато. Практика. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный 13 свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры. Раздел 5. Знакомство с произведениями различных жанров. (24 ч) Теория. Разнообразие репертуара: включение произведений различных по форме, жанру, содержанию. Выбор произведений, способствующих развитию и укреплению голоса, составление репертуарного плана. Практика: Усложнение репертуара: двухголосие (для ансамбля); тесситурные возможности; интонационные, ритмические, динамические трудности; наличие аккомпанемента. Технические моменты репертуара. Разучивание произведения по партиям, работаем над унисоном, текст отрабатываем в виде мелодической «речитации». Учимся распределять дыхание во время сценического движения. Художественный этап в отработке репертуара - пение осмысленное и выразительное. 14 Приложение №2 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Музыкальная гармония» к Рабочая программа учебного модуля «Концертно-исполнительская деятельность» 15 Рабочая программа учебного модуля «Концертно-исполнительская деятельность» является неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Музыкальная гармония» . Учебно-тематическое планирование № темы Название тем В том числе Кол-во часов Теория Практика Раздел 1. Работа над репертуаром Работа над навыком работы с 1 микрофоном Подготовка концертных номеров. 2 Работа над художественным и сценическим образом произведения Понятие песенной музыкальной 3 формы: куплет 3 1 3 3 Формы контроля/ аттестации 2 3 3 Работа над технической отточенностью, свободным и 4 3 3 эмоциональным исполнением репертуара Понятие песенной музыкальной 5 3 1 2 формы: фраза. Понятие песенной музыкальной 6 3 1 2 формы: мотив. Понятие о свободном и 7 эмоциональным исполнением 3 3 репертуара Упражнения на развитие 8 звуковысотного, ритмического строя 3 3 гармонического и тембрового слуха. Различать высокие, низкие звуки, 9 восходящее, нисходящеедвижения 3 3 мелодии. Работа над технической отточенностью, свободным и 10 3 3 эмоциональным исполнением репертуара Раздел 2. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку. Слушание музыки. Прослушивание 11 исполнения лучших детских хоровых 3 3 коллективов. Работа над технической отточенностью, свободным и 12 3 3 эмоциональным исполнением репертуара Слушание музыки. Прослушивание исполнения лучших детских хоровых 13 3 3 коллективов Коллективное посещение концерта 14 3 3 16 15 Работа над технической отточенностью, свободным и эмоциональным исполнением репертуара Сводные и генеральные репетиции. 3 3 3 3 17 Воспитание самовыражения через движение и слово. 3 3 18 Соединение муз. материала с танцевальными движениями. 3 3 19 Выступления на концертах, фестивалях. 3 3 16 Раздел 3. Итоговое занятие. Конкурсы, концерты Анализ исполнения произведений с 18-19 точки зрения передачи сценического образа. Просмотр видеозаписи выступления 20 учащихся на различных концертах Репетиция отчетного концерта 21 Отчетный концерт 22 ИТОГО: 6 3 3 3 Итоговый концерт 3 3 3 3 66 3 Содержание модуля Раздел 1. Работа над репертуаром (30 ч). Теория. Рассказ о песне как об одной из видов музыкального искусства в интересной для детей форме, её характере, содержании и замысле, сообщение об её авторах. Практика. Разучивание песен, детальная работа над фразами, трудными местами; разучивание с сопровождением и без него; доведение до уровня, пригодного для концертного выступления. Раздел 2. Использование элементов ритмики, сценической культуры. Движения под музыку (27 ч). Теория. Беседа о необходимых для исполнителя качествах для концертной деятельности. Понятие сценической культуры. Практика. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Практика. Обучение движениям в темпе исполняемого музыкального произведения. Умение изобразить настроение песни в различных движениях для создания художественного образа. Раздел 3. Итоговое занятие. Конкурсы, концерты (9 ч.) Проверка знаний, полученных в течении года. Подведение итогов. Итоговый концерт 17 Приложение №3 дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Музыкальная гармония» к Календарный учебный график Программа рассчитана на 35 учебные недели 1 четверть с 01.09.2023 по 27.10.2023 8 недель 40 учебных дней 2 четверть с 06.11.2023 по 31.12.2023 7 недель 35 учебных дней 3 четверть с 01.01.2024 по 24.03.2024 10 недель 3 дня 53 учебных дней 4 четверть с 27.03.2024 по 31.05.2024 8 недель 1 день 41 учебных дней Каникулы Сроки Продолжительность осенние с 28.10.2023 по 05.11.2023 7 календарных дней зимние с 31.12.2023 по 08.01.2024 9 календарных дней весенние с 25.03.2024 по 31.03.2024 7 календарных дней летние с 01.06.2024 по 31.08.2024 92 календарных дня 18