Школьный хор Гармония

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.
Пояснительная записка
1.1.1.
Направленность программы
1.1.2.
Актуальность программы
1.1.3.
Отличительные особенности программы
1.1.4.
Адресат программы
1.1.5.
Объем и сроки освоения программы
1.1.6.
Особенности организации образовательного процесса
1.2.
Цель и задачи программы.
1.3.
Планируемые результаты
1.4.
Содержание программы
1.4.1 Учебный план программы
1.4.2. Содержание учебного плана программы
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1
Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Школьный хор «Гармония»» (далее – программа) муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 55 (далее –
МБОУ СОШ №55) разработана в соответствие с:
1. Федеральным Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральным закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации».
3. Федеральным закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральным закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 №
678-р.
6. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О
национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об
утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению
традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН
1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и
(или) безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении
Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
при реализации образовательных программ».
11. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта
«Педагог дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее Порядок).
13. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019
№ 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей».
14. Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме
реализации образовательных программ».
15. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию

дополнительных
общеразвивающих
программ
(включая
разноуровневые
программы)».
16. Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О
методических рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по
организации образовательной деятельности с использованием серевых форм
реализации образовательных программ».
17. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022
№ АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с
«Методическими
рекомендациями
«Создание
современного
инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья
и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации»).
18. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020
№ ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы
воспитания и социализации и дополнительных общеобразовательных программ с
применением дистанционных образовательных технологий».
19. Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития
образования на территории Свердловской области на период до 2035 года».
20. Приказом Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к
условиям и порядку оказания государственной услуги в социальной сфере
«Реализация дополнительных образовательных программ в соответствии с
социальным сертификатом».
21. Уставом МБОУ СОШ №55.
1.1.1 Направленность программы – художественная.
Хоровое пение в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное
начало. Ведь пение тесно переплетается с самой жизнью, входит в неё как
непосредственная и неотъемлемая её часть. Оно объединяет чувства, мысли и волю
поющих людей, воспитывая их вкус и душу. Хоровое пение – это богатые
возможности, надёжные пути к постижению вершин мира музыки, к эстетическому
личностному совершенствованию.
Хоровое пение не только традиционная форма, образующая и формирующая
музыкальные способности, музыкальную одарённость, но и незаменимый фундамент
любого музыкального развития. В процессе совместного, хорового исполнения у ребят
развиваются не только музыкальные способности, а также воображение, творческая
активность, целеустремлённость, взаимопомощь.
Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важнейших
средств нравственного и эстетического воспитания подрастающего поколения. Уроки
музыки является основной формой музыкального воспитания в школе, но, не в полной
мере позволяют детально заниматься формированием вокально-хоровых навыков.
Современные песни в школе – это эффективная форма работы с детьми
различного возраста.
Занятия хоровым пением пробуждают у ребят интерес к вокальному искусству,
что позволяет, развивать музыкальную культуру ребёнка, основываясь на его
музыкальные симпатии. Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно
оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.
Вот почему сегодня со всей остротой встает вопрос об оптимальных связях между
урочной и дополнительной музыкальной работой.
Большинство школьников любят петь, однако не у всех это получается
достаточно хорошо. Многие дети не чувствуют разницу между речью и пением, не

тянут, а проговаривают звук. Хоровое, сольное или ансамблевое пение активно
развивает основные музыкальные способности: чувство ритма, музыкальный слух,
укрепляет голосовой аппарат, помогает развитию речи, вызывает у ребёнка
положительное отношение ко всему прекрасному, доброму, пробуждает к
нравственно-эстетическим переживаниям.
Важная особенность хорового пения – его массовость и доступность. Каждое
занятие – собрание интересующихся музыкой детей. Здесь воспитывается чувство
коллективизма, взаимопомощи, детская инициатива.
1.1.2 Актуальность программы
Успешность программы определяется ее способностью интегрироваться в
жизнь региона, решать актуальные проблемы и удовлетворять интересы широкой
общественности.
Для нашего региона характерно многообразие национальных традиций.
музыкальная жизнь региона представлена культурой русских, башкирских,
удмуртских и других народов. Здесь много переселенцев, поэтому музыкальная
традиция является сплавом различных стилей. Изучение на занятиях этих
особенностей позволит учащимся лучше изучить свой родной край.
Данная программа посредством музыкальных занятий - совместного слушания
и исполнения музыки - поможет воспитанникам преодолеть барьеры в общении, даст
возможность приобщиться к общемировым культурным ценностям, будет
способствовать развитию творческих и музыкальных способностей детей.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает
запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает
совершенствование процесса развития и воспитания детей.
Педагогическая целесообразность данного курса для школьников обусловлена
их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью,
увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий
потенциал ребенка, сформировать нравственно-эстетические чувства.
Ведущей идеей программы является социально- педагогическая поддержка
развития личности обучающихся и формирование их возможностей раскрыть и
реализовать творческий потенциал в вокальной деятельности.
В данной программе используются разнообразные виды и формы
образовательной деятельности: вечера, концерты, практические работы, игровые
программы – всё это способствует развитию у детей мышления, развитию
музыкального вкуса, развитию музыкально - творческой личности.
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Звуки
музыки» спроектирована в соответствии с современными требованиями и
следующими документами:
1.1.3. Отличительная особенность и новизна образовательной программы
состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные
направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний о музыке, что способствует
формированию нравственных качеств
1.1.4. Адресат программы
Возраст обучающихся: от 7 до 17 лет
Характеристика возрастных особенностей:

Количество учащихся: в группах до 20 человек.
Формирование учебных групп: набор в группу происходит всех желающих с
сформированной мотивацией.
1.1.5. Объем и срок освоения программы
Объем программы: 68 часов

Программа рассчитана на 3 года обучения
Программа школьного хора «Гармония» рассчитана на три года обучения:
Модуль 1 - 1 год обучения - 68 часа.
Модуль 2 - 2 год обучения - 68 часа.
Модуль 3 - 3 год обучения - 68 часа.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Продолжительность занятий: 40 минут
Общее количество часов в неделю: 2 часа
Занятие проводится 2 раза в неделю по 1 часу, из расчета 34 учебные недели в год.
Форма обучения: очная, групповая.
Форма организации процесса: объединение учащихся разных возрастных
категорий; индивидуально-групповые, групповые.
Формы реализации программы: традиционная модель
Перечень форм проведения занятий: занятие-беседа, занятие-диалог, занятиепостановка, репетиция, занятие - концерт.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: конкурсы,
открытые уроки, концерты.
Обучение по программе предполагает сочетание групповых и индивидуальных
занятий, изучение простейших аккордов, работу над вокалом.
Методы обучения:
Стилевой подход широко применяется в программе, нацелен на постепенное
формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения,
понимание стиля, методов исполнения, вокальных характеристик произведений.
Системный подход направлен на достижение целостности и единства всех
составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды
концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать
соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года
обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного
подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Творческий метод используется в данной программе как важнейший
художественно-педагогический
метод,
определяющий
качественно-результативный
показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому
ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной
деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В
совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется
неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности
мышления и фантазии.
Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение
держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения,
раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести
себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме
исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское
мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и
телом.
Цель и задачи программы
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе
знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи:
Обучающие
 формировать необходимые представления о музыкальном искусстве;
 совершенствовать навыков певческой установки;
1.2.

 совершенствовать координации голоса и слуха;
 совершенствовать вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания,
расширение диапазона голоса;
 совершенствовать хоровых навыков: пение без сопровождения,
двухголосного пения, умет строить, петь в ансамбле;
Развивающие
 развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории
музыкального искусства;
 развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие
способностей каждого ребенка;
 развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое
воображение;
 развивать самостоятельность и творчество;
 развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
 развивать навыки самообразования и самосовершенствования.
Воспитательные
 ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей;
 способствовать личностному росту и развитию у учащихся певческой
деятельности;
 формирование нравственных качеств, гуманистической личностной
позиции, позитивного отношения к жизни;
 воспитывать потребность в развитии эстетического вкуса.
1.2
Планируемые результаты
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы
УУД. Метапредметными результатами изучения курса является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
 формирование эстетических потребностей, ценностей;
 развитие эстетических чувств и художественного вкуса;
 развитие потребностей опыта творческой деятельности в вокальном виде
искусства;
 формирование личностного хорового искусства и расширение ценностной
сферы в процессе общения с музыкой;
 развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной
отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историкокультурным традициям других народов.
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

планировать свои действия на отдельных этапах работы;

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей
деятельности;

анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя
позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

 развивать музыкально-учебную деятельность и реализовывать творческий
потенциал в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
 Коммуникативные УУД:
 Обучающийся научится:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и
активность
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
 развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному
искусству и вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
 развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые
произведения, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний
человека;
 общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовнонравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;
 представление о художественной картине мира на основе освоения
отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической,
региональной самобытности музыкального искусства разных народов;
 использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при
воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в
различных видах внеурочной деятельности;
 готовность применять полученные знания и приобретённый опыт
творческой деятельности при реализации различных проектов для организации
содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
 участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых
произведений, импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и
конкурсов и др.
1.3
Содержание программы
1.4.1. Учебный план к программе Школьный хор «Гармония»
Названиемодуля
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения

Всего

теория

практика

68
68
68

8
8
8

60
60
60

Формы
аттестации/контроля
Выступление на концертах
Выступление на концертах
Выступление на концертах

Учебно-тематический план
Модуль 1
№ п/п

Название темы (раздела)

1
2

Вводное занятие.
Вокально-хоровая работа

3
4

Разучивание репертуара
Слушание музыки

Количество
часов
1
26
14
6

теория
1
6

Из них:
практика
26
14
-

Дикция. Осмысленное и
выразительное произношение слов
в пении
Концерт
Итого:

5

6

5

1

4

16
68ч.

8

16
60

Модуль 2
№ п/п

Название темы (раздела)

1
2

Вводное занятие.
Вокально-хоровая работа

3
4
5

Разучивание репертуара
Слушание музыки
Дикция. Осмысленное и
выразительное произношение слов
в пении
Концерт
Итого:

6

Количество
часов
1
26

теория
1
-

Из них:
практика
26

14
6
5

6
1

14
4

16
68ч.

8

16
60

Модуль 3
№ п/п

Название темы (раздела)

1
2

Вводное занятие.
Вокально-хоровая работа

3
4
5

Разучивание репертуара
Слушание музыки
Дикция. Осмысленное и
выразительное произношение слов
в пении
Концерт
Итого:

6

Количество
часов
1
26

теория
1
-

Из них:
практика
26

14
6
5

6
1

14
4

16
68ч.

8

16
60

Календарно-тематическое планирование
Модуль 1
№
Месяц
Тема
п/п
1
сентябрь Определение целей и задач объединения. Правила техники
безопасности на занятиях. Значение пения в нашей жизни.
2
сентябрь Беседа об имеющимся у детей опыте хорового пения,
исполнительства. Знакомство с понятием – ансамбль.
3
сентябрь Знакомство с названием и порядком нот в гамме. Ноты и
их написание.
4
сентябрь Разучивание небольших попевок – упражнений со
словами.
5
сентябрь Музыка разных народов и её особенности. Разучивание
песен разных народов.
6
сентябрь Беседа о правильной посадке и ее значении во время
пения. Артикуляционный аппарат и его работа.
7
сентябрь Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
8
сентябрь Работа по разучиванию песен современных народов.

Кол-во
часов
1
1
1
1
1
1
1
1

Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива. День
учителя.
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и
обсуждение с хоровым коллективом. Положительные
стороны и недостатки.
Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков.
Средства музыкальной выразительности: регистр, лад,
динамика, темп.
Музыка разных народов и её особенности. Разучивание
песен разных народов.

9

октябрь

10

октябрь

11

октябрь

12

октябрь

13

октябрь

14

октябрь

Выразительный и эмоциональный показ произведений. Разбор
поэтического текста.

1

15

октябрь

1

16

октябрь

17

ноябрь

18
19

ноябрь
ноябрь

20
21
22

ноябрь
ноябрь
ноябрь

23

ноябрь

24

ноябрь

25
26

декабрь
декабрь

27
28

декабрь
декабрь

Работа над одновременным началом и снятии звука. Работа
над динамическими оттенками.
Разучивание небольших попевок – упражнений со словами.
Работа над «открытым ртом»
Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков. Единство музыки и слова.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Развитие навыков правильного формирования звука,
чистоты интонирования, правильного дыхания, чёткой
артикуляции.
Формирование звука при правильном дыхании.
Музыкальная игра «Чудо музыки»
Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков.
Песенность и танцевальность. Музыка в других странах
мира.
Прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение
услышанного. Петербург – город музыки и театров.
Импровизация в музыке. Музыкальные игры.
Разбор текстов исполняемых произведений, логические
ударения и цензуры.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.

29

декабрь

30

декабрь

31
32
33
34
35

декабрь
декабрь
январь
январь
январь

36
37

январь
январь

38

январь

Разучивание небольших попевок – упражнений со словами.
Работа над «открытым ртом»

Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков.
Прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение
услышанного.
Опора звука.
Интонирование.
Художественный образ в музыкальном произведении.
Музыкальные игры.
Разбор текстов исполняемых произведений, логические
ударения и цензуры.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Разучивание небольших попевок – упражнений со словами.
Работа над «открытым ртом»

Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.

1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

39
40

январь
январь

41

январь

42

январь

43

февраль

44

февраль

45

февраль

46

февраль

47

февраль

48
49

февраль
февраль

50

февраль

51
52

март
март

53
54
55

март
март
март

56
57

март
март

58

март

59
60

апрель
апрель

61

апрель

62

апрель

63

апрель

64

апрель

65

май

66
67

май
май

Ритм в песне.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива. День
Защитника Отечества.
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и
обсуждение с хоровым коллективом. Положительные
стороны и недостатки.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива. 8 марта
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и
обсуждение с хоровым коллективом. Положительные
стороны и недостатки.
Ритм в песне.
Импровизация в музыке.
Средства музыкальной выразительности: регистр, лад,
динамика, темп.
Голос – одно из важных средств выразительности.
Средства музыкальной выразительности: регистр, лад,
динамика, темп.
Разбор текстов исполняемых произведений, логические
ударения и цензуры.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение
услышанного.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива.
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

68

май

Модуль 2
№
Месяц
п/п
1
сентябрь

обсуждение с хоровым коллективом. Положительные
стороны и недостатки.
Работа над скороговорками. Музыкальная игра «Угадай
мелодию»
Тема
Определение целей и задач объединения. Правила техники
безопасности на занятиях. Значение пения в нашей жизни.
Беседа об имеющимся у детей опыте хорового пения,
исполнительства. Знакомство с понятием – ансамбль.
Знакомство с названием и порядком нот в гамме. Ноты и
их написание.
Разучивание небольших попевок – упражнений со
словами.
Музыка разных народов и её особенности. Разучивание
песен разных народов.
Беседа о правильной посадке и ее значении во время
пения. Артикуляционный аппарат и его работа.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива. День
учителя.
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и
обсуждение с хоровым коллективом. Положительные
стороны и недостатки.
Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков.
Средства музыкальной выразительности: регистр, лад,
динамика, темп.
Музыка разных народов и её особенности. Разучивание
песен разных народов.

1

Кол-во
часов
1

2

сентябрь

3

сентябрь

4

сентябрь

5

сентябрь

6

сентябрь

7

сентябрь

8

сентябрь

9

октябрь

10

октябрь

11

октябрь

12

октябрь

13

октябрь

14

октябрь

Выразительный и эмоциональный показ произведений. Разбор
поэтического текста.

1

15

октябрь

1

16

октябрь

17

ноябрь

18
19

ноябрь
ноябрь

20
21
22

ноябрь
ноябрь
ноябрь

23

ноябрь

Работа над одновременным началом и снятии звука. Работа
над динамическими оттенками.
Разучивание небольших попевок – упражнений со словами.
Работа над «открытым ртом»
Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков. Единство музыки и слова.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Развитие навыков правильного формирования звука,
чистоты интонирования, правильного дыхания, чёткой
артикуляции.
Формирование звука при правильном дыхании.
Музыкальная игра «Чудо музыки»
Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков.
Песенность и танцевальность. Музыка в других странах

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1

24

ноябрь

25
26

декабрь
декабрь

27
28

декабрь
декабрь

29

декабрь

30

декабрь

31
32
33
34
35

декабрь
декабрь
январь
январь
январь

36
37

январь
январь

38
39
40

январь
январь
январь

41

январь

42

январь

43

февраль

44

февраль

45

февраль

46

февраль

47

февраль

48
49

февраль
февраль

50

февраль

51
52

март
март

53

март

мира.
Прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение
услышанного. Петербург – город музыки и театров.
Импровизация в музыке. Музыкальные игры.
Разбор текстов исполняемых произведений, логические
ударения и цензуры.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Разучивание небольших попевок – упражнений со словами.
Работа над «открытым ртом»

Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков.
Прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение
услышанного.
Опора звука.
Интонирование.
Художественный образ в музыкальном произведении.
Музыкальные игры.
Разбор текстов исполняемых произведений, логические
ударения и цензуры.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Разучивание небольших попевок – упражнений со словами.
Работа над «открытым ртом»

Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Ритм в песне.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива. День
Защитника Отечества.
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и
обсуждение с хоровым коллективом. Положительные
стороны и недостатки.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива. 8 марта
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и
обсуждение с хоровым коллективом. Положительные
стороны и недостатки.
Ритм в песне.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1

54
55

март
март

56
57

март
март

58

март

59
60

апрель
апрель

61

апрель

62

апрель

63

апрель

64

апрель

65

май

66
67

май
май

68

май

Модуль 3
№
Месяц
п/п
1
сентябрь
2

сентябрь

3

сентябрь

4

сентябрь

5

сентябрь

6

сентябрь

7

сентябрь

8

сентябрь

9

октябрь

10

октябрь

Импровизация в музыке.
Средства музыкальной выразительности: регистр, лад,
динамика, темп.
Голос – одно из важных средств выразительности.
Средства музыкальной выразительности: регистр, лад,
динамика, темп.
Разбор текстов исполняемых произведений, логические
ударения и цензуры.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение
услышанного.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива.
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и
обсуждение с хоровым коллективом. Положительные
стороны и недостатки.
Работа над скороговорками. Музыкальная игра «Угадай
мелодию»

1
1

Тема

Кол-во
часов
1

Определение целей и задач объединения. Правила техники
безопасности на занятиях. Значение пения в нашей жизни.
Беседа об имеющимся у детей опыте хорового пения,
исполнительства. Знакомство с понятием – ансамбль.
Знакомство с названием и порядком нот в гамме. Ноты и
их написание.
Разучивание небольших попевок – упражнений со
словами.
Музыка разных народов и её особенности. Разучивание
песен разных народов.
Беседа о правильной посадке и ее значении во время
пения. Артикуляционный аппарат и его работа.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива. День
учителя.
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и
обсуждение с хоровым коллективом. Положительные

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

стороны и недостатки.
Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков.
Средства музыкальной выразительности: регистр, лад,
динамика, темп.
Музыка разных народов и её особенности. Разучивание
песен разных народов.

11

октябрь

12

октябрь

13

октябрь

14

октябрь

Выразительный и эмоциональный показ произведений. Разбор
поэтического текста.

1

15

октябрь

1

16

октябрь

17

ноябрь

18
19

ноябрь
ноябрь

20
21
22

ноябрь
ноябрь
ноябрь

23

ноябрь

24

ноябрь

25
26

декабрь
декабрь

27
28

декабрь
декабрь

Работа над одновременным началом и снятии звука. Работа
над динамическими оттенками.
Разучивание небольших попевок – упражнений со словами.
Работа над «открытым ртом»
Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков. Единство музыки и слова.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Развитие навыков правильного формирования звука,
чистоты интонирования, правильного дыхания, чёткой
артикуляции.
Формирование звука при правильном дыхании.
Музыкальная игра «Чудо музыки»
Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков.
Песенность и танцевальность. Музыка в других странах
мира.
Прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение
услышанного. Петербург – город музыки и театров.
Импровизация в музыке. Музыкальные игры.
Разбор текстов исполняемых произведений, логические
ударения и цензуры.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.

29

декабрь

30

декабрь

31
32
33
34
35

декабрь
декабрь
январь
январь
январь

36
37

январь
январь

38
39
40

январь
январь
январь

41

январь

Разучивание небольших попевок – упражнений со словами.
Работа над «открытым ртом»

Знакомство с биографией и творчеством композиторов –
классиков.
Прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение
услышанного.
Опора звука.
Интонирование.
Художественный образ в музыкальном произведении.
Музыкальные игры.
Разбор текстов исполняемых произведений, логические
ударения и цензуры.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Разучивание небольших попевок – упражнений со словами.
Работа над «открытым ртом»

Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Ритм в песне.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.

1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

42

январь

43

февраль

44

февраль

45

февраль

46

февраль

47

февраль

48
49

февраль
февраль

50

февраль

51
52

март
март

53
54
55

март
март
март

56
57

март
март

58

март

59
60

апрель
апрель

61

апрель

62

апрель

63

апрель

64

апрель

65

май

66
67

май
май

68

май

Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива. День
Защитника Отечества.
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и
обсуждение с хоровым коллективом. Положительные
стороны и недостатки.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива. 8 марта
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и
обсуждение с хоровым коллективом. Положительные
стороны и недостатки.
Ритм в песне.
Импровизация в музыке.
Средства музыкальной выразительности: регистр, лад,
динамика, темп.
Голос – одно из важных средств выразительности.
Средства музыкальной выразительности: регистр, лад,
динамика, темп.
Разбор текстов исполняемых произведений, логические
ударения и цензуры.
Чёткое и ясное произношение слов. Работа над дикцией.
Прослушивание музыкальных произведений. Обсуждение
услышанного.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Работа по разучиванию песен современных народов.
Репетиция выступления.
Публичное выступление хорового коллектива.
Концертно – исполнительская деятельность. Анализ и
обсуждение с хоровым коллективом. Положительные
стороны и недостатки.
Работа над скороговорками. Музыкальная игра «Угадай
мелодию»

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1.4.2 Содержание учебного плана программы
Модуль 1 – 1 год обучения
№ п/п

Тема

Теория

Прослушивание
детей,
выявление
индивидуальных
музыкальных способностей.

3

Разучивание
репертуара

Рассказ о музыке разных
народов и ее особенностях.
Знакомство с биографией и
творчеством композиторов –
классиков. Выразительный и
эмоциональный
показ
произведений.
Разбор
поэтического текста. Понятие
динамических оттенков.

4

Слушание
музыки

Рассказ
о
композиторах.
Средства
музыкальной
выразительности:
регистр,
лад,
динамика,
темп.
Песенность и танцевальность.
Музыка в других странах
мира. Петербург – город
музыки и театров.

5

Дикция.
Осмысленное и
выразительное
произношение
слов в пении

Единство музыки и слова.
Осознанное
отношение
учащихся к поэтическому
тексту

Разучивание
русских,
польских,
украинских,
белорусских народных песен.
Разучивание и исполнение
несложных
классических
произведений.
Работа
по
разучиванию
песен
современных авторов. Развитие
навыков
правильного
формирования звука, чистоты
интонирования,
правильного
дыхания, четкой артикуляции.
Нацеливание на одновременное
начало и снятие звука. Начало
работы над динамическими
оттенками.
Прослушивание музыкальных
произведений.
Обсуждение
услышанного.
Просмотр
видеозаписей
музыкальных
спектаклей.
Рисунки,
отражающие впечатления от
прослушанного
и
просмотренного музыкального
материала.
Разбор с учащимися текстов
исполняемых
произведений,
логические
ударения
и
цензуры. Чёткое и ясное
произношение слов. Работа над
дикцией
на
специальных
упражнениях.

2

Вводное
занятие.

Практика

Знакомство.
Определение
целей и задач. Правила
техники
безопасности
на
занятиях.
Вокально
– Рассказ о значении пения в
хоровая работа нашей жизни. Беседа об
имеющемся у детей опыте
хорового
пения,
исполнительства. Рассказ о
строении голосового аппарата.
Знакомство с названием и
порядком нот в гамме. Беседа
о правильной посадке и ее
значении во время пения.
Артикуляционный аппарат и
его работа.

1

Разучивание
небольших
попевок – упражнений со
словами, пение гаммы до–
мажор с названием нот, на
различные слоги, по группам,
по
цепочке.
Работа
над
скороговорками; работа над
«открытым ртом».

6

Концерт

Концертно – исполнительская
деятельность.
Творческие
работы хорового коллектива.
Интервалы
и
аккорды,
воспроизведение их как в
унисон, так и многоголосно.

Публичное
выступление
хорового коллектива на сцене.
Анализ
и обсуждение с
хоровым
коллективом.
Положительные
стороны,
недостатки.
Экскурсия
в
филармонию
на
концерт
хорового пения.

Модуль 2 – 2 год обучения
№ п/п

1

2

3

4

Тема

Теория

Вводное
занятие.

Определение целей и задач
объединения.
Правила
техники
безопасности
на
занятиях.
Вокальный
Понятие
«певческое
ансамбль
дыхание», его отличие от
бытового дыхания и основные
особенности. Понятия «высота
голоса»,
«тембр
голоса»,
классификацию голосов в
музыкальном театре. Личная
гигиена
голосо-речевого
аппарата. Понятие «речь в
движении», её особенности и
способы освоения. Основы
техники
артикуляции
в
вокальном номере.
Вокально
– Беседа
об
особенностях
хоровая работа голоса, рассказ о правилах
охраны голоса. Закрепление
знаний об артикуляционном
аппарате.
Рассказ
о
правильном дыхании во время
пения.

Разучивание
репертуара

Рассказ о музыке разных
народов и ее особенностях.
Знакомство с биографией и
творчеством композиторов –
классиков. Выразительный и
эмоциональный
показ
произведений.
Обсуждение
особенностей
и
средств
музыкальной выразительности
разучиваемых произведений.
Разбор поэтического текста.
Понятие
динамических
оттенков. Дирижерский жест.

Практика

Прослушивание
детей,
выявление
индивидуальных
музыкальных способностей.
Упражнения на выработку
«длинного» дыхания, развитие
и активизацию музыкального
слуха, свободного звучания
голоса, высоту и диапазон.

Продолжение распевания на
небольших
попевках
–
упражнениях,
разучивание
распевок на слогах, пение
гаммы с названием нот, на
различные слоги, по группам,
по цепочке. Пение гамм ремажор, ми-мажор. Работа над
скороговорками. Работа над
дыханием.
Основы
правильного звукообразования.
Разучивание
чешских,
немецких,
литовских,
французских народных песен.
Разучивание и исполнение
классических
произведений
Баха,
Моцарта,
Глинки,
Шуберта.
Работа
по
разучиванию
песен
современных авторов. Развитие
навыков
правильного
формирования звука, чистоты
интонирования,
правильного
дыхания, четкой артикуляции.

Хоровая партитура.

5

Слушание
музыки

Рассказ
о
композиторах.
Средства
музыкальной
выразительности: ритм, тембр.
Жанры
музыкальных
произведений: танец, марш,
песня. Музыка и живопись.

6

Концерт

Концертно – исполнительская
деятельность.
Творческие
работы хорового коллектива.
Интервалы
и
аккорды,
воспроизведение их как в
унисон, так и многоголосно.

Отработка
четкого
и
одновременного
начала
и
снятия звука.
Работа
над
контрастными
динамическими
оттенками
(громко - тихо). Пение по
хоровым партитурам.
Прослушивание музыкальных
произведений.
Обсуждение
услышанного.
Просмотр
видеозаписей
музыкальных
спектаклей.
Рисунки,
отражающие впечатления от
прослушанного
и
просмотренного музыкального
материала.
Заявки
воспитанников
на
прослушивание музыкальных
произведений.
Публичное
выступление
хорового коллектива на сцене.
Анализ
и обсуждение с
хоровым
коллективом.
Положительные
стороны,
недостатки.
Экскурсия
в
филармонию
на
концерт
хорового пения.

Модуль 3 – 3 год обучения
№ п/п

1

2

3

Тема

Вводное
занятие.

Теория

Определение целей и задач
объединения.
Правила
техники
безопасности
на
занятиях.
Вокально
– Рассказ о правилах охраны
хоровая работа голоса. Закрепление знаний об
артикуляционном
аппарате.
Рассказ
о
правильном
дыхании во время пения.
Основные приемы техники
звукообразования
и
звуковедения.
Понятие
цепного дыхания в хоре.
Начало работы над хоровым
сольфеджио.
Разучивание
Рассказ о музыке разных
репертуара
народов и ее особенностях.
Знакомство с биографией и
творчеством композиторов –
классиков. Выразительный и
эмоциональный
показ
произведений.
Обсуждение

Практика

Прослушивание
детей,
выявление
индивидуальных
музыкальных способностей.
Распевание на интонационно –
ритмических
упражнениях.
Пение гамм до–мажор, ремажор, ми-мажор с названием
нот, на различные слоги, по
группам, по цепочке. Работа
над скороговорками. Работа
над
дыханием.
Пение
упражнений с использованием
хорового сольфеджио.
Разучивание итальянских и
неаполитанских
народных
песен.
Разучивание и исполнение
классических
произведений
Шумана,
Чайковского,
Варламова,
Мусоргского.

особенностей
и
средств
музыкальной выразительности
разучиваемых произведений.
Разбор поэтического текста.
Понятие
динамических
оттенков. Дирижерский жест.
Нацеливание на осмысленное
и эмоциональное исполнение
разучиваемых произведений.
Понятие ферматы.

4

Слушание
музыки

Рассказ
о
композиторах.
Средства
музыкальной
выразительности: гармония,
аккомпанемент.
Жанры
музыкальных произведений:
опера, балет. Музыка и
литература. Петербург – город
музыки и театров.

5

Концерт

Концертно – исполнительская
деятельность.
Творческие
работы хорового коллектива.
Интервалы
и
аккорды,
воспроизведение их как в
унисон, так и многоголосно.

Работа по разучиванию песен
современных авторов. Развитие
навыков
правильного
формирования звука, чистоты
интонирования,
правильного
дыхания, четкой артикуляции.
Отработка
четкого
и
одновременного
начала
и
снятия звука. Формирование
навыков изменения динамики
по жесту дирижера. Умение
исполнять фермату на ноте.
Пение
по
партитурам.
Осмысленное и эмоциональное
исполнение
произведений.
Пение
под
минусовые
фонограммы.
Прослушивание музыкальных
произведений.
Обсуждение
услышанного.
Просмотр
видеозаписей
музыкальных
спектаклей.
Рисунки,
отражающие впечатления от
прослушанного
и
просмотренного музыкального
материала.
Заявки
воспитанников
на
прослушивание музыкальных
произведений.
Рассказ
воспитанников
о
самостоятельном
посещении
концертов, спектаклей.
Публичное
выступление
хорового коллектива на сцене.
Анализ
и обсуждение с
хоровым
коллективом.
Положительные
стороны,
недостатки.
Экскурсия
в
филармонию
на
концерт
хорового пения.

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы
составляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской
Федерации» (п. 10, ст. 2).
Календарный учебный график реализации образовательной программы
составляется образовательной организацией самостоятельно с учетом требований СанПиН
и мнения участников образовательного процесса ежегодно и утверждается приказом
директора. Наименование промежутков учебного года – четверть.
Учебные промежутки

Месяц

1 учебный период
Набор детей
Проведение родительских собраний,
собеседование с детьми, просмотры, дни
открытых дверей в объединениях,
комплектование учебных групп.
Реализация дополнительных
общеобразовательных программ
2 учебный период
Реализация дополнительной
общеобразовательной программы
3 учебный период
Реализация дополнительной
общеобразовательной программы
4 учебный период
Реализация дополнительной
общеобразовательной программы
ИТОГО учебных недель

сентябрь-октябрь

Количество
недель
7 недель

ноябрь
декабрь

4 недели
4 недели

январь
февраль
март
апрель
май

3 недели
4 недели
4 недели
4 недели
4 недели
34 недели

2.2. Условия реализации программы

Материально-технического обеспечения программы
Помещение кабинета, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны
удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов (СанПиН2.4.3648-20).
В кабинете должны быть оборудованы не менее одного рабочего места
преподавателя и 15-30 рабочих мест учащихся.
Кабинет должен быть укомплектован следующим периферийным оборудованием:

мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над
экраном илипотолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;

экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;

устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой
фотоаппарат,web-камера и пр.);

акустические колонки;

настроенный инструмент – фортепиано;

оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект

оборудования для подключения к сети Интернет, сервер);

музыкальный центр;

костюмы;

шкаф для сохранения концертных костюмов.
 Кадровые условия реализации Программы
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими кадрам,
имеющими профессиональное педагогическое образование, систематически повышающие
уровень профессиональной
компетентности.
Все
педагогические
работники,
обеспечивающие образовательный процесс по образовательной программе, имеют первую
или высшую квалификационные категории.
По стажу работы коллектив представляет собой оптимальное сочетание опытных и
начинающих педагогов. Такое сочетание является хорошей основой для создания и
передачиколлективных традиций.
 Методические материалы
Педагог школьного хора «Гармония» использует в образовательном процессе
технологии, особо направленные на развитие общей культуры личности,
самостоятельности мышления и выявления творческого потенциала учащихся:
 технология применения активных форм обучения,
 игровые технологии,
 интегрированное обучение,
 традиционная урочная система.
 Для достижения поставленной цели и реализации задач программы педагог
объединения используются следующие методы и формы:
 словесный (объяснение, рассказ, разбор, анализ музыкального материала);
 наглядный метод (личный показ педагога, слушание примеров из
музыкальных произведений, наглядные пособия);
 практический (упражнения, задания);
 прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов;
 посещение концертов для повышения общего уровня развития учащихся;
 применение индивидуального подхода к каждому ученику с учетом возрастных
особенностей, работоспособности и уровня подготовки;
 тщательный подбор музыкальных произведений для каждого этапа обучения;
 обучение пению по нотам всех детей без исключения;
 последовательность и систематичность изложения материала.
 репродуктивный метод (объяснение нового материала на основе пройденного);
 метод самостоятельной работы учащихся;
 сбалансированное сочетание разнообразных форм и видов мыслительной
деятельности;
 сочетания индивидуальной и коллективной форм работы. Наглядный метод
используется при показе иллюстративного материала, например, при изучении строения
гортани, работы диафрагмы и при исполнении педагогом музыкального материала.
Словесный метод включает в себя объяснение, рассказ, сравнение, замечание,
распоряжение, анализ. В работе этот метод должен быть доступным для детского
восприятия.
К практическим методам обучения можно отнести тренинги, вокально-хоровые
упражнения. Они способствуют последовательному овладению техникой пения.
Большую помощь педагогу оказывают также методы, стимулирующие интерес к
обучению: игра, создание ситуаций успеха, занимательности. Наиболее применяемые и
результативные формы работы с учащимися в течение урока: диалог; беседа; минута

творчества; оценка учащимся самого себя (самоанализ).
Планирование образовательной деятельности
Программа предусматривает регламентирование образовательного процесса и
календарное планирование образовательной деятельности, исходя из особенностей
реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной
деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив
воспитанников и их семей. Планирование деятельности педагогов опирается на
результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть
направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для
развития каждого ребенка.
2.3
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Формы аттестации разрабатываются и обосновываются для определения
результативности освоения программы. Они призваны отражать достижения цели и задач
программы.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: журнал
посещаемости, фото, видео, отзыв детей и родителей, сертификат, грамота, диплом.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: концерт,
открытое занятие, итоговое занятие, конкурс.
№ Вид контроля Средства
Цель
Действия
1
Входной
Анкеты,
Выявление требуемых на
1. Возврат к
педагогиче начало обучения знаний.
повторению
ские
Выявления отдельных
базовых знаний.
тесты
планируемых результатов
2.Продолжение
обучения до начала обучения
процесса обучения в
соответствии с
планом.
3.Начало обучения с
более высокого
уровня.
2
Текущий
Беседа,
Контроль за ходом обучения,
Коррекция процесса
опрос,
получение оперативной
усвоения знаний,
наблюдени информации о соответствии
умений, навыков.
е
знаний обучаемых
планируемым эталонам
усвоения.
3
Тематический Практическ 1.Определение степени
Решение о
ая
усвоения раздела или темы
дальнейшем
работа,
программы.
маршруте изучения
педагогиче 2.Систематическая пошаговая
материала.
ские
диагностика текущих знаний.
тесты.
3.Динамика усвоения текущего
материала
4
Итоговый
Итоговое
1.Оценка знаний обучающихся Результат и
занятие,
за весь курс обучения.
качество обучения
спектакль.
2.Установление соответствия
прослеживаются в
уровня и качества подготовки
творческих
обучающихся к
достижениях
общепризнанной системе
учащихся
требований, к уровню и
качеству образования.
Оценка уровня подготовки.

Оценочные материалы
Педагог дополнительного образования осуществляет контроль качества
полученных учащимися знаний, умений и навыков, путем проведения контрольных
показов и концертных выступлений.
Показатели уровня качества занятий и исполнительского мастерства являются
концертные выступления коллектива, участие в различных конкурсах и фестивалях.
Оценка успешности освоения программы проводится на основе оценочных
материалов.
Оценочные материалы дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы включают критерии, показатели и технологии, позволяющие определить
степень достижения планируемых результатов
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Цветодиагностика
эмоционального
благополучия
обучающихся
на
занятиях (приложение 1)
Мониторинг
направленности
на
творчество.
Методика Л.А. Воловича (приложение
2)
Педагогическое наблюдение

КРИТЕРИИ
Эмоциональное состояние:
тревожность, спокойствие,
энергичность, усталость.
Выявление уровня направленности
на творчество учащегося

Список литературы
Список литературы для педагога
1. Ананьев Б. Г. О соотношении способности и одаренности.// Проблемы
способностей. М., Педагогика, 1962.
2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы. М., Педагогика, 1968.
3. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., Музыка, 1971.
4. Бандина А., Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. М., Музыка, 1991.
5. Баренбойм Л. А. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Л.
Музыка, 1970.
6. Брылин Б. А. Вокально-инструментальные ансамбли школьников. М.,
Просвещение, 1990.
7. Брянская Ф. Д. Развитие творческих способностей учащихся в процессе
музыкально-исполнительской деятельности.// Развитие музыкального слуха, певческого
голоса и музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы:
Сб. тезисов V1 научной конференции. М., Просвещение, 1982.
8. Вейс П. Ф. О тех сторонах творческого музыкального мышления детей.//
Развитие музыкального слуха, певческого голоса и музыкально-творческих способностей
учащихся общеобразовательной школы: Сб. тезисов V1 научной конференции. М.,
Просвещение, 1982.
9. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., Музыка, 1968.
10. Гаранян Г. А. Аранжировка для эстрадных инструментальных и вокальноинструментальных ансамблей. М., Музыка, 1983.
11. Гладкая С. Н. Исследование формирования певческих навыков младших
школьников. Автореферат диссертации канд. пед. наук. М., 1975.
12. Горват И., Вассерберг И. Основы джазовой интерпретации. Киев, Музична
Украйна, 1980.
13. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М.,1968.
14. Емельянов В. В. Фонопедический метод развития голоса. СпБ. 2002.
15. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
16. Коган Г. М. У врат мастерства. М. Музыка. 1969.
17. Козлов А. Н. Рок-музыка: истоки, развитие. (Цикл статей). Музыкальная жизнь,
1988.
18. Кон И. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989
Рекомендованный список для родителей:
1. Брянская Ф. Д. Развитие творческих способностей учащихся в процессе музыкальноисполнительской деятельности.// Развитие музыкального слуха, певческого голоса и
музыкально-творческих способностей учащихся общеобразовательной школы: Сб.
тезисов V1 научной конференции. М., Просвещение, 1982.
2.Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М., Музыка, 1968.
3.Кон И. С. Психология ранней юности. М., Просвещение, 1989
Рекомендованный список литературы для детей
1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. М., Музыка, 1971.
2. Бандина А., Попов В., Тихеева Л. Школа хорового пения. М., Музыка, 1991
3.Горват И., Вассерберг И. Основы джазовой интерпретации. Киев, Музична Украйна,
1980.
4.Козлов А. Н. Рок-музыка: истоки, развитие. (Цикл статей). Музыкальная жизнь, 1988.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЦВЕТОДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯУЧАЩИХСЯ
Цветопись дает возможность «увидеть» картину настроения изо дня в день,
определить периоды его спада и подъема, установить причинно-следственные связи
между настроением и вызвавшими его событиями.
Вариант задания для обучающихся: из предложенных цветных квадратов
выбрать по окончании занятия соответствующий вашему мнению.
Оценка результатов.
Красный – занятия полезные, я с пользой и хорошо работаю, понимаю все, о
чем говорит учитель и что надо делать.
Голубой – занятия интересные, я принимаю активное участие в занятиях, мне
достаточно комфортно.
Фиолетовый – пользы от занятия получаю мало, не очень понимаю, о чем идет
речь, мне это не очень нужно.
Каждый цвет – условный знак настроения:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, веселое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное, ровное;
синий – печальное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – унылое, упадническое.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОПРОСНИК «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»
(Методика Л.А. Волович)
Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в
ситуации: Если бы у вас был выбор, то вы бы предпочли?
1. а) читать книгу – 0.
б) сочинять книгу – 2.
в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.
2. а) выступать в роли писателя – 1.
б) выступать в роли читателя – 0.
в) выступать в роли критика – 2.
3. а) рассказывать всем о прочитанном на уроке – 0.
б) не рассказывать об это никому – 1.
в) прокомментировать то, что прочитал – 2.
4. а) придумывать новые темы сочинений – 2.
б) писать, используя испытанные темы – 0.
в) искать темы хорошо раскрытые в литературе – 1.
5. а) исполнять указания учителя – 0.
б) давать поручения одноклассникам – 2.
в) быть помощником учителя – 1.
6. а) работать на уроке каждому за себя – 2.
б) работать на уроке, где можно проявить себя – 1.
в) работать всем классом – 0.
7. а) смотреть интересный фильм дома – 1.
б) читать книгу – 2.
в) проводить время в компании друзей – 0.
8. а) думать, как написать красивое сочинение – 2.
б) обсуждать с друзьями, как написать красивое сочинение – 1.
в) читать красивый рассказ – 0.
9. а) написать рассказ всем классом – 0.
б) написать рассказ вместе с другом – 1.
в) написать свой рассказ – 2.
10. а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0.
б) отправиться в путешествие на корабле – 1.
в) отправиться в экспедицию с учёными – 2.
КЛЮЧ К ТЕСТУ: подсчитывается средний арифметический балл (сумма баллов
делится на количество ответов: 10).
РЕЗУЛЬТАТ: уровни направленности на творчество.
- низкий – от 0 до 1 балла;
- средний – от 1 до 1,5 баллов;
- высокий – от 1,5 до 2 баллов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».