Сценическая речь

1

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы
1.1.2. Актуальность программы
1.1.3. Отличительные особенности программы
1.1.4. Адресат программы
1.1.5. Объем и сроки освоения программы
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
1.2. Цель и задачи программы.
1.3. Планируемые результаты
1.4. Содержание программы
1.4.1 Учебный план программы
1.4.2. Содержание учебного плана программы
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий.
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
Приложения

2

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
«Сценическая
речь»
(далее
–
программа)
муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 55 (далее –
МБОУ СОШ №55) разработана в соответствие с:
1. Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральным законом Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральным законом Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральным законом от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
6. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.368521 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
11. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
13. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
15. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
16. Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием серевых форм реализации образовательных
программ».
3

17. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
18. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и
дополнительных общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий».
19. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
20. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
21. Уставом МБОУ СОШ №55
1.1.1. Направленность программы – художественная.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности «Сценическая речь» способствует раскрытию творческого потенциалы
ребенка, развивая воображение, пространственное мышление, формирует художественный
вкус, эстетическую культуру ребёнка, его эмоциональную отзывчивость через знакомство с
лучшими образцами мировой художественной культуры.
Театр, один из самых демократических и доступных для детей видов искусства,
позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с
художественными и нравственным воспитанием, развитием памяти, воображения,
фантазии, инициативности, раскрепощенности. Огромная сила воздействия театральной
игры развивает, воспитывает многие положительные качества личности и даёт реальную
возможность адаптироваться ребенку в социальном мире.
1.1.2. Актуальность программы
Программа направлена на создание условий для развития у детей своего внутреннего
мира: личностного роста, создание картины мира и системы ценностей. Погружение в
атмосферу театра, знакомство с его структурой, этикой, духовным и культурным
богатством, диктующими определенный стиль взаимоотношений, помогает подростку в
сложном процессе социализации, формировании собственной системы ценностей, решении
психологических проблем.
Театральное искусство, представляя собой синтез различных видов искусств
(музыкального, хореографического, изобразительного, литературного) способствует
формированию и развитию эстетической культуры личности ребенка, предоставляет
возможность раскрытия индивидуального творческого потенциала.
Театр - это всеобъемлющая форма искусства, требующая максимальной
разносторонней одаренности и как всякий другой вид искусства, обладает безграничными
возможностями для экспериментирования и творчества.
Синтетический характер театрального искусства, позволяет ребенку прикоснуться к
различным видам творческой деятельности, что способствует гармоничному
разностороннему развитию личности: музыкальному (слух,ритм, характер),
изобразительному
(чувствительность,
моторика),
пластическому
(выразительность,
координация
движений).
Обретение
навыков
разнообразной творческой деятельности расширяет арсенал средств для последующего
сценического воплощения образа: визуального, слухового, графического, цветового,
двигательного.
4

1.1.3. Отличительной особенностью, новизной образовательной программы
является то, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные
направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков
исполнительской деятельности, накопление знаний и театре, которые переплетаются,
дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию
нравственных качеств.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры т отвечает запросам
различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса
развития и воспитания детей.
Педагогическая целесообразность данного курса для учащихся обусловлена их
возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью,
увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий
потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические
чувства.
1.1.4. Адресат программы:
Возраст обучающихся: 7-17 лет
Характеристика возрастных особенностей: привлекаются дети всех возрастов, с
музыкальным слухом, чувством ритма и такта, активные, коммуникативные, творческие.
Количество учащихся: до 20 человек
Формирование учебных групп: набор в группу происходит всех желающих с
сформированной мотивацией.
1.1.5. Объём и срок освоения программы
Объем программы: 272 часа
Программа рассчитана на 4 года обучения:
Модуль 1 – 1 год обучения – 68 часов в год;
Модуль 2 - 2 год обучения - 68 часов в год;
Модуль 3 - 3 год обучения - 68 часов в год;
Модуль 4 - 4 год обучения - 68 часов в год.
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Продолжительность занятий: 40 минут
Общее количество часов в неделю: 2 часа
Занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа, из расчета 34 учебные недели.
Форма обучения: очная.
Форма организации процесса: объединение учащихся разных возрастных категорий.
Формы реализации программы: традиционная модель
Перечень форм проведения занятий: сочетание групповых и индивидуальных занятий.
Перечень форм подведения итогов реализации общеразвивающей программы:
отчетные спектакли, мини-выступления.
1.2
Цель и задачи программы
Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами театрализованной
деятельности.
Задачи:
Обучающие
- формировать необходимые представления о театральном искусстве;
- формировать навыки речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и
упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
- формировать практические навыки пластической выразительности с учётом
индивидуальных физических возможностей ребёнка;
- отрабатывать актерские способности – умение взаимодействовать с партнёром,
создавать образ героя, работать над ролью.
Развивающие
- развивать интерес к специальным знаниям по теории и истории театрального
5

искусства;
- развивать творческую активность через индивидуальное раскрытие способностей
каждого ребенка;
- развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, творческое воображение;
- развивать самостоятельность и творчество при решении практических задач в области
сценического искусства;
- развивать коммуникативную сферу, умение работать в команде, развивать навыки
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- развивать навыки самообразования и самосовершенствования.
Воспитательные
- ориентировать школьников на присвоение общекультурных ценностей;
- способствовать личностному росту и развитию учащихся в условиях художественной
деятельности;
- формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции,
позитивного отношения к жизни;
- воспитывать потребность в осуществлении художественной деятельности.
1.3 Планируемые результаты
В результате реализации программы у обучающихся будут сформированы УУД.
Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих
универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
 эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
 эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим
людям, сопереживать;
 чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию собственной речи;
 любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
 интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
 интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
 интерес к изучению языка;
 осознание ответственности за произнесённое и написанное слово;
 осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.
Регулятивные УУД:
учащийся научится:
 понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
 планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
 осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
 анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные
установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».
Познавательные УУД:
учащийся научится:
 пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей,
проводить сравнение и анализ поведения героя;
 понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
 проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок,
этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
учащийся научится:
 включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
 работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
 обращаться за помощью;
 формулировать свои затруднения;
 предлагать помощь и сотрудничество;
 слушать собеседника;
6

 договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить

к общему решению;
 формулировать собственное мнение и позицию;
 осуществлять взаимный контроль;
 адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
Учащиеся научатся:
 читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
 выразительному чтению;
 различать произведения по жанру;
 развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
 видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
 сочинять этюды по сказкам;
 умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба,
удивление, восхищение).
1.4 Содержание программы:
1.4.1. Учебный план на 1 год обучения
Название
модуля
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения

Всего

теория

практика

68
68
68
68

12
12
12
12

56
56
56
56

Учебно-тематический план
Модуль 1
№
Название темы
п/п
(раздела)
1
Вводное занятие.
2
Театр.
3
Основы
актерского
мастерства.
4
Сценическое движение
5
Вокальный ансамбль
6
Театральное творчество
Итого:
Модуль 2
№
Название темы
п/п
(раздела)
1
Вводное занятие.
2
Театр.
3
Основы
актерского
мастерства.
4
Вокальный ансамбль
5
Театральное творчество
Итого:
Модуль 3
№
Название темы
п/п
(раздела)
1
Вводное занятие.
2
Театр.
3
Основы
актерского

Формы
аттестации/контроля
Постановка спектакля
Постановка спектакля
Постановка спектакля
Постановка спектакля

Количество
часов
1
1
26

теория
1
1
6

12
4
24
68 ч.

2
2
12

Количество
часов
1
1
26

теория
1
1
6

12
28
68 ч.

2
2
12

Количество
часов
1
1
26
7

теория
1
1
6

Из них:
практика
20
10
2
24
56
Из них:
практика
20
10
26
56
Из них:
практика
20

4
5

мастерства.
Вокальный ансамбль
Театральное творчество
Итого:

Модуль 4
№
Название темы
п/п
(раздела)
1
Вводное занятие.
2
Театр.
3
Основы
актерского
мастерства.
4
Вокальный ансамбль
5
Театральное творчество
Итого:

12
28
68 ч.

Количество
часов
1
1
26
12
28
68 ч.

2
2
12

10
26
56

Из них:
теория
практика
1
1
6
20
2
2
12

10
26
56

1.4.2. Содержание учебного плана программы
Модуль 1 – 1 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство. Определение целей и задач объединения. Правила
техники безопасности на занятиях.
Тема 2. Театр.
Теория. Что такое театр? Отличия театра от кино и телевидения. Для чего театру нужна
драматургия?
Тема 3. Основы актерского мастерства.
Теория: Психологические и эстетические законы совместного творчества. Что входит в
понятие «актёрский аппарат». Что такое «эмоциональная память» и для чего она нужна
актёру. Понятие «сценическое дыхание», его отличие от бытового дыхания и основные
особенности. Понятие «сценическая речь», её отличия от бытовой речи и основные
особенности. Понятия «дикция» и «артикуляция»; различие бытовой и сценической дикции
и артикуляции. Дыхание активное и пассивное, их различие и применение на сцене.
Дыхание сценическое, способы его развития.
Практика: упражнения на релаксацию и дыхание, этюды на расслабление мышц, игры на
формирование чувства доверия и уверенности в себе. Упражнения на разогрев дыхания,
мягкую и твёрдую атаки воздуха, освобождение голоса, дикцию и произношение.
Тема 4. Сценическое движение
Теория: Причины творческих зажимов. Виды зажимов, способы борьбы с ними. Пластика –
средство эмоционального выражения актёра.
Практика:
Упражнения напряжение и
расслабление психофизического
аппарата, растяжку, координацию, двигательный диапазон.
Тема 5. Вокальный ансамбль
Теория: Понятие «певческое дыхание», его отличие от бытового дыхания и основные
особенности. Понятия «высота голоса», «тембр голоса», классификацию голосов в
музыкальном театре. Личная гигиена голосо-речевого аппарата. Понятие «речь в
движении», её особенности и способы освоения. Основы техники артикуляции в вокальном
номере.
Практика: Упражнения на выработку «длинного» дыхания, развитие и активизацию
музыкального слуха, свободного звучания голоса, высоту и диапазон.
Тема 6. Театральное творчество
Теория: Что такое «пантомима»? Импровизация.
Практика: Упражнения в игровой форме для развития и укрепления опорно- двигательного
аппарата, выработки мышечной силы и выносливости, создания эмоциональной
психофизической атмосферы. Постановочная работа.
8

№
п/п
1
2
3
4
5

6
7

8
9
10
11

12
13
14

15
16
17
18

19
20
21
22
23
24
25

Месяц

Календарно-тематическое планирование
Тема

сентябрь Знакомство. Определение целей и задач объединения.
Правила техники безопасности на занятиях.
сентябрь Что такое театр? Отличия театра от кино и телевидения.
Для чего театру нужна драматургия?
сентябрь Психологические и эстетические законы совместного
творчества. Что входит в понятие «актёрский аппарат».
сентябрь Что такое «эмоциональная память» и для чего она нужна
актёру.
октябрь Понятие «сценическое дыхание», его отличие от бытового
дыхания и основные особенности. Понятие «сценическая
речь», её отличия от бытовой речи и основные особенности.
октябрь Понятия «дикция» и «артикуляция»; различие бытовой и
сценической дикции и артикуляции.
октябрь Упражнения на релаксацию и дыхание, этюды на
расслабление мышц, игры на формирование чувства
доверия и уверенности в себе.
октябрь Дыхание активное и пассивное, их различие и применение
на сцене. Дыхание сценическое, способы его развития.
ноябрь Упражнения на разогрев дыхания, мягкую и твёрдую атаки
воздуха, освобождение голоса, дикцию и произношение.
ноябрь Знакомство с новым понятием «театр», «артист»,
«декорации», «роль».
ноябрь Разыгрывание этюдов и упражнений, требующих
целенаправленного воздействия словом. Мимика,
пантомима, этюд, ритм.
ноябрь Выполнение упражнений, направленных на развитие чувства
ритма. Этюды.
декабрь Причины творческих зажимов. Виды зажимов, способы
борьбы с ними.
декабрь Упражнения напряжение и расслабление
психофизиологического аппарата, растяжку, координацию,
двигательный диапазон.
декабрь Выполнение упражнений, в основе которых содержатся
абстрактные образы (огонь, снег)
январь Импровизация русской народной сказки «Теремок». Этюды
на заданную тему.
январь Знакомство с понятиями: рифма, ритм, интонация.
январь Понятие «певческое дыхание», его отличие от бытового
дыхания и основные особенности. Упражнения на
выработку «длинного дыхания»
январь Понятие «высота голоса», «тембр голоса», классификация
голосов в музыкальном театре.
февраль Упражнение на развитие и активизацию музыкального
слуха. Личная гигиена голосового аппарата.
февраль Упражнения на развитие регистровых переходов.
февраль Понятие «речь в движении», её особенности и способы
освоения. Основы техники артикуляции в вокальном номере.
март
Импровизация сказки по выбору. Что такое «пантомима?»
март
Репетиция спектакля. Распределение ролей.
март
Репетиция спектакля.
9

Кол-во
часов
1
1
2
2
2

2
2

2
2
2
2

2
2
2

2
2
2
2

2
2
2
2
4
2
2

26
27
28
29
30
31
32
33
34

март
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май
май

Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Выступление.
Подведение итогов.

2
2
2
2
2
2
2
2
2

Модуль 2 – 2 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Определение целей и задач объединения. Правила техники
безопасности на занятиях.
Тема 2. Театр.
Теория: В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры.
Тема 3. Основы актёрского мастерства.
Теория. Мимика. Пантомима. Театральный этюд. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп
речи. Ритм.
Практика: упражнения на релаксацию и дыхание, этюды на расслабление мышц, игры на
формирование чувства доверия и уверенности в себе. Упражнения на разогрев дыхания,
мягкую и твёрдую атаки воздуха, освобождение голоса, дикцию и произношение.
Тема 4. Вокальный ансамбль
Теория: Понятие «певческое дыхание», его отличие от бытового дыхания и основные
особенности. Понятия «высота голоса», «тембр голоса», классификацию голосов в
музыкальном театре. Личная гигиена голосо-речевого аппарата. Понятие «речь в
движении», её особенности и способы освоения. Основы техники артикуляции в вокальном
номере.
Практика: Упражнения на выработку «длинного» дыхания, развитие и активизацию
музыкального слуха, свободного звучания голоса, высоту и диапазон.
Тема 5. Театральное творчество:
Теория: Просмотр спектаклей. Посещение театра. Декорации.
Практика: Подготовка школьных спектаклей. Изготовление костюмов, декорации.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Месяц

Тема

сентябрь Определение целей и задач объединения. Правила техники
безопасности на занятиях.
сентябрь В театре. Как создаётся спектакль.
сентябрь Создатели
спектакля:
писатель,
поэт,
драматург.
Театральные профессии.
сентябрь Виды театров. Театральные жанры.
октябрь Мимика. Пантомима.
октябрь Упражнения на разогрев дыхания, мягкую и твёрдую атаки
воздуха, освобождение голоса, дикцию и произношение.
октябрь Театральный этюд.
октябрь Дикция. Интонация.
ноябрь Темп речи. Ритм.
ноябрь Упражнения на релаксацию и дыхание.
ноябрь Этюды на расслабление мышц.
ноябрь Игры на формирование чувства доверия и уверенности в
себе.
декабрь Упражнения на разогрев дыхания, мягкую и твёрдую атаки
10

Кол-во
часов
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

воздуха, освобождение голоса, дикцию и произношение.
14
15

декабрь
декабрь

16

январь

17

январь

18

январь

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

январь
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
апрель
май
май
май
май

Язык жестов.

Понятие «певческое дыхание», его отличие от бытового
дыхания и основные особенности. Понятие «высота голоса»,
«речь в движении».
Личная гигиена голосо-речевого аппарата. Основы техники
артикуляции в вокальном номере.
Упражнения на выработку «длинного» дыхания, развитие и
активация музыкального слуха, свободного звучания голоса.
Упражнения на выработку «длинного» дыхания, развитие и
активация музыкального слуха, свободного звучания голоса.
Просмотр спектакля. Посещение театра.
Репетиция спектакля. Распределение ролей.
Обсуждение декорации. Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Репетиция спектакля.
Выступление. Подведение итогов.

2
2

2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Модуль 3 – 3 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Определение целей и задач объединения. Правила техники
безопасности на занятиях.
Тема 2. Театр.
Теория: В театре. Как создаётся спектакль. Создатели спектакля: писатель, поэт, драматург.
Театральные профессии. Виды театров. Театральные жанры.
Тема 3. Основы актёрского мастерства.
Теория. Сценическое внимание. Язык жестов. Дикция. Интонация. Темп речи. Ритм.
Искусство декламации. Импровизация. Диалог. Монолог.
Практика: упражнения на релаксацию и дыхание, этюды на расслабление мышц, игры на
формирование чувства доверия и уверенности в себе. Упражнения на разогрев дыхания,
мягкую и твёрдую атаки воздуха, освобождение голоса, дикцию и произношение.
Тема 4. Вокальный ансамбль
Теория: Музыкальное сопровождение. Звук и шумы. Понятие «речь в движении», её
особенности и способы освоения. Основы техники артикуляции в вокальном номере.
Практика: Упражнения на выработку «длинного» дыхания, развитие и активизацию
музыкального слуха, свободного звучания голоса, высоту и диапазон.
Тема 5. Театральное творчество:
Теория: Атмосфера спектакля. Просмотр спектаклей. Посещение театра. Декорации.
Практика: Подготовка школьных спектаклей. Изготовление костюмов, декорации.
№
п/п
1

Месяц

Календарно-тематическое планирование
Тема

сентябрь Определение целей и задач объединения. Правила техники
безопасности на занятиях.
11

Кол-во
часов
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

сентябрь В театре. Как создаётся спектакль.
сентябрь Создатели
спектакля:
писатель,
поэт,
драматург.
Театральные профессии.
сентябрь Виды театров. Театральные жанры.
октябрь Сценическое внимание. Язык жестов.
октябрь Упражнения на разогрев дыхания, мягкую и твёрдую атаки
воздуха, освобождение голоса, дикцию и произношение.
октябрь Театральный этюд.
октябрь Дикция. Интонация.
ноябрь Темп речи. Ритм.
ноябрь Упражнения на релаксацию и дыхание.
ноябрь Этюды на расслабление мышц.
ноябрь Игры на формирование чувства доверия и уверенности в
себе.
декабрь Упражнения на разогрев дыхания, мягкую и твёрдую атаки
воздуха, освобождение голоса, дикцию и произношение.
декабрь Диалог. Монолог.
декабрь Музыкальное сопровождение. Звук и шумы.
январь Личная гигиена голосо-речевого аппарата. Основы техники
артикуляции в вокальном номере.
январь Упражнения на выработку «длинного» дыхания, развитие и
активация музыкального слуха, свободного звучания голоса.
январь Упражнения на выработку «длинного» дыхания, развитие и
активация музыкального слуха, свободного звучания голоса.
январь Атмосфера спектакля. Просмотр спектакля. Посещение
театра.
февраль Репетиция спектакля. Распределение ролей.
февраль Обсуждение декорации. Репетиция спектакля.
февраль Репетиция спектакля. Изготовление декорации.
март
Репетиция спектакля. Изготовление декорации.
март
Репетиция спектакля.
март
Репетиция спектакля.
март
Репетиция спектакля.
апрель Репетиция спектакля.
апрель Репетиция спектакля.
апрель Репетиция спектакля.
апрель Репетиция спектакля.
май
Репетиция спектакля.
май
Репетиция спектакля.
май
Репетиция спектакля.
май
Выступление. Подведение итогов.

1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Модуль 4 – 4 год обучения
Тема 1. Вводное занятие. Определение целей и задач объединения. Правила техники
безопасности на занятиях.
Тема 2. Театр.
Теория: В театре. Как создаётся спектакль.
Тема 3. Основы актёрского мастерства.
Теория. Дикция. Интонация. Темп речи. Ритм. Искусство декламации. Импровизация.
Диалог. Монолог.
Практика: упражнения на релаксацию и дыхание, этюды на расслабление мышц, игры на
формирование чувства доверия и уверенности в себе. Упражнения на разогрев дыхания,
мягкую и твёрдую атаки воздуха, освобождение голоса, дикцию и произношение.
Тема 4. Вокальный ансамбль
12

Теория: Техника артикуляции в вокальном номере.
Практика: Упражнения на выработку «длинного» дыхания, развитие и активизацию
музыкального слуха, свободного звучания голоса, высоту и диапазон.
Тема 5. Театральное творчество:
Теория: Просмотр спектаклей. Посещение театра. Декорации.
Практика: Подготовка школьных спектаклей. Изготовление костюмов, декорации.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Месяц

Календарно-тематическое планирование
Тема

сентябрь Определение целей и задач объединения. Правила техники
безопасности на занятиях.
сентябрь В театре. Как создаётся спектакль.
сентябрь Создатели
спектакля:
писатель,
поэт,
драматург.
Театральные профессии.
сентябрь Сценический образ.
октябрь Мимика. Пантомима.
октябрь Упражнения на разогрев дыхания, мягкую и твёрдую атаки
воздуха, освобождение голоса, дикцию и произношение.
октябрь Театральный этюд.
октябрь Дикция. Интонация.
ноябрь Темп речи. Ритм.
ноябрь Упражнения на релаксацию и дыхание.
ноябрь Этюды на расслабление мышц.
ноябрь Игры на формирование чувства доверия и уверенности в
себе.
декабрь Упражнения на разогрев дыхания, мягкую и твёрдую атаки
воздуха, освобождение голоса, дикцию и произношение.
декабрь Язык жестов.
декабрь Понятие «певческое дыхание», его отличие от бытового
дыхания и основные особенности. Понятие «высота голоса»,
«речь в движении».
январь Личная гигиена голосо-речевого аппарата. Основы техники
артикуляции в вокальном номере.
январь Упражнения на выработку «длинного» дыхания, развитие и
активация музыкального слуха, свободного звучания голоса.
январь Упражнения на выработку «длинного» дыхания, развитие и
активация музыкального слуха, свободного звучания голоса.
январь Просмотр спектакля. Посещение театра.
февраль Репетиция спектакля. Распределение ролей.
февраль Обсуждение декорации. Репетиция спектакля.
февраль Репетиция спектакля. Изготовление декорации.
март
Репетиция спектакля. Изготовление декорации.
март
Репетиция спектакля.
март
Репетиция спектакля.
март
Репетиция спектакля.
апрель Репетиция спектакля.
апрель Репетиция спектакля.
апрель Репетиция спектакля.
апрель Репетиция спектакля.
май
Репетиция спектакля.
май
Репетиция спектакля.
май
Репетиция спектакля.
май
Выступление. Подведение итогов.
13

Кол-во
часов
1
1
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
4
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется в
соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (п. 10,
ст. 2).
Календарный учебный график реализации образовательной программы составляется
образовательной организацией самостоятельно с учетом требований СанПиН и мнения
участников образовательного процесса ежегодно и утверждается приказом директора.
Наименование промежутков учебного года – четверть.
Учебные промежутки

Месяц

1 учебный период
Набор детей
Проведение родительских собраний,
собеседование с детьми, просмотры, дни
открытых дверей в объединениях,
комплектование учебных групп.
Реализация дополнительных
общеобразовательных программ
2 учебный период
Реализация дополнительной
общеобразовательной программы
3 учебный период
Реализация дополнительной
общеобразовательной программы
4 учебный период
Реализация дополнительной
общеобразовательной программы
ИТОГО учебных недель

сентябрь-октябрь

2.2.

Количество
недель
7 недель

ноябрь
декабрь

4 недели
4 недели

январь
февраль
март
апрель
май

3 недели
4 недели
4 недели
4 недели
4 недели
34 недели

Условия реализации программы

Материально-технического обеспечения программы
Помещение кабинета, его оборудование (мебель и средства ИКТ) должны
удовлетворять требованиям действующих Санитарно-эпидемиологических правил и
нормативов (СанПиН2.4.3648-20).
В кабинете должны быть оборудованы не менее одного рабочего места преподавателя
и 15-30 рабочих мест учащихся.
Кабинет должен быть укомплектован следующим периферийным оборудованием:
• принтер (черно-белой печати, формата А4);
• мультимедийный проектор (рекомендуется консольное крепление над экраном или
потолочное крепление), подсоединяемый к компьютеру преподавателя;
• экран (на штативе или настенный) или интерактивная доска;
• устройства для ввода визуальной информации (сканер, цифровой фотоаппарат,
web-камера и пр.);
• акустические колонки;
• оборудование, обеспечивающее подключение к сети Интернет (комплект
оборудования для подключения к сети Интернет, сервер);
• костюмы;
• декорации, необходимые для работы над созданием театральных постановок;
• грим, парики.
Методические материалы
Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий,
14

обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными
возможностями и интересами.
1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми,
предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку обеспечивается
опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка,
стимулирование самооценки.
3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
4. Создание развивающей образовательной среды, способствующей физическому,
социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому
развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
5. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного
возраста.
6. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных
компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования
ребенка, а также владения правилами безопасного пользования Интернетом, предполагающее
создание сетевого взаимодействия педагогов и управленцев, работающих по Программе.
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Развивающая предметно-пространственная среда (далее – РППС) должна соответствовать
требованиям
санитарно-эпидемиологическим
требованиям.
Развивающая
предметнопространственная среда должна обеспечивать реализацию образовательной программы.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная
специально организованным пространством (помещениями, прилегающими и другими
территориями, предназначенными для реализации Программы), материалами, оборудованием,
электронными образовательными ресурсами (в том числе развивающими компьютерными играми)
и средствами обучения и воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их
здоровья, предоставляющими возможность учета особенностей и коррекции недостатков их
развития.
Организация пространственной среды должна обеспечивать и гарантировать:
– охрану и укрепление физического и психического здоровья и эмоционального
благополучия детей;
– максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, приспособленного
для реализации программы, а также материалов, оборудования и инвентаря для развития детей
школьного возраста в соответствии с потребностями, охраны и укрепления их здоровья,
возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития;
– построение вариативного развивающего образования, ориентированного на возможность
свободного выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и
общения как с детьми разного возраста, так и со взрослыми, а также свободу в выражении своих
чувств и мыслей;
– открытость образования и вовлечение родителей (законных представителей)
непосредственно в образовательную деятельность, осуществление их поддержки в деле
образования и воспитания детей, охране и укреплении их здоровья, а также поддержки
образовательных инициатив внутри семьи;
– построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на уважение достоинства и личности, интересы и возможности каждого ребенка
и учитывающего социальную ситуацию его развития и соответствующие возрастные и
индивидуальные особенности (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность реализации разных видов
детской активности, в том числе с учетом специфики информационной социализации детей
игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, двигательной, конструирования,
продуктивной деятельности и пр. в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей,
охраны и укрепления их здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их
развития.
15

Кадровые условия реализации Программы
Реализация образовательной программы обеспечивается педагогическими кадрам,
имеющими профессиональное педагогическое образование, систематически повышающие
уровень профессиональной
компетентности.
Все
педагогические
работники,
обеспечивающие образовательный процесс по образовательной программе, имеют первую
или высшую квалификационные категории.
По стажу работы коллектив представляет собой оптимальное сочетание опытных и
начинающих педагогов. Такое сочетание является хорошей основой для создания и
передачиколлективных традиций.
Планирование образовательной деятельности
Программа предусматривает регламентирование образовательного процесса и
календарное планирование образовательной деятельности, исходя из особенностей
реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной
деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив
воспитанников и их семей. Планирование деятельности педагогов опирается на результаты
педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в
первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого
ребенка.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Способы отслеживания усвоения программы:
Систематическое наблюдение за каждым участником в процессе коллективного действия.
Наблюдение за самостоятельной деятельностью детей.
Дополнительное образование должно отвечать потребностям социума и удовлетворять
потребности ребенка, но возникает проблема, каким образом отслеживать результаты
обучения ребёнка в системе дополнительного образования.
Для контроля и оценки деятельности учащихся используются методы устного,
письменного и практического контроля и самоконтроля
№
1

Вид
контроля
Входной

2

3

Средства

Цель

Анкеты,
педагогическ
ие
тесты

Выявление требуемых на
начало обучения знаний.
Выявления отдельных
планируемых результатов
обучения до начала
обучения

Текущий

Беседа, опрос,
наблюдение

Тематический

Практическая
работа,
педагогическ
ие
тесты.

Контроль за ходом
обучения, получение
оперативной информации о
соответствии знаний
обучаемых планируемым
эталонам усвоения.
1.Определение степени
усвоения раздела или темы
программы.
2.Систематическая
пошаговая диагностика
текущих знаний.
3.Динамика усвоения
текущего материала
16

Действия
1. Возврат к
повторению базовых
знаний.
2.Продолжение
процесса обучения в
соответствии с
планом.
3.Начало обучения с
более высокого
уровня.
Коррекция процесса
усвоения знаний,
умений, навыков.

Решение о
дальнейшем
маршруте изучения
материала.

4

Итоговый

Итоговое
занятие,
спектакль.

1.Оценка знаний
обучающихся за весь курс
обучения.
2.Установление
соответствия уровня и
качества подготовки
обучающихся к
общепризнанной системе
требований, к уровню и
качеству образования.
Оценка уровня подготовки.

Результат и качество
обучения
прослеживаются в
творческих
достижениях
учащихся

Для определения личностных результатов освоения программы используются
диагностические методики:
ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Цветодиагностика
эмоционального
благополучия обучающихся на занятиях
(приложение 1)
Мониторинг направленности на творчество.
Методика Л.А. Воловича (приложение 2)
Педагогическое наблюдение

17

КРИТЕРИИ
Эмоциональное состояние: тревожность,
спокойствие, энергичность, усталость.
Выявление уровня направленности на
творчество учащегося

Список литературы
Список литературы для педагога
1 Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11
классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2 Белинская Е.В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. –
СПб.: Речь, 2006. – 125 с.
3 Богданов Г.Ф. Работа над музыкально-танцевальной формой хореографического
произведения: Учебно-методическое пособие. Вып. 1. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир
искусств”), 2008. - 144с.
4 Бодраченко И.В. Театрализованные музыкальные представления для детей
дошкольного возраста
5 Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
6 Вечканова И.Г.Театрализованные игры в абилитации дошкольников: Учебнометодическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006. – 144 с.
7 Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.:
Баласс, 2004. – 48 с.
8 Горбушина Л.А., Николаичева А.П. Выразительное чтение / Учеб. Пособие. – М.:
Просвещение. – 1978. – 176 с.
9 Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. Методические
рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. – М.: ВАКО, 2007. – 256 с.
10 Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
11 Дополнительное образование //Научно-методический журнал, 2001-2009 гг
12 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Т.М.Грабенко. Игры в сказкотерапии. - Спб., Речь, 2006.
– 208 с.
13 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Развивающая сказкотерапия. - СПб.: Речь, 2006. – 168 с.
14 Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного
возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
15 Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.:
Литература, 1998. – 816 с.
16 Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная
пресса.. – 2000. – 96 с.
17 Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ ( “Я
вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
18 Ладыженская Т.А. Школьная риторика: 4,5,6 класс: Учебное пособие/
Т.А.Ладыженская. - М.: Издательский Дом «С-инфо»; Издательство «Баласс»,2003. – 160
с.
19 Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
20 Мастерская чувств (Предмет «Театр» в начальной школе).Методическое пособие. М.: ГОУДОД ФЦРСДОД, ч. 1,2. - 2006. – 56 с.
21 Нестерина Е.С. Шоколад Южного полюса: Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для
детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с.
22 Основы актерского мастерства по методике З.Я.Корогодского. - М.: ВЦХТ ( “Я
вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с.
23 Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и
юношеских театров”), 2008. – 160 с.
24 Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для
детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
25 Попов П.Г. Жанровое решение спектакля. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”),
2008. – 144 с.
26 Пушкин С.И. Детский фольклорный театр: Пьесы с нотным приложением. - М.:
ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусства”), 2008. – 144 с.
27 Рылеева Е.В. Вместе веселее! – Игры и рабочие материалы – М.: ЛИНКА-ПРЕСС.2000. – 144с.
28 Сакович Н.А. Практика сказкотерапии. – Спб.: Речь, 2007. – 224 с.
18

29 Сальникова Н. Работа с детьми: школа доверия. – СПб.: Питер. – 2003. –
282 с.
30 Скурат Г.К. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и
подростками. - Спб.: Речь, 2007. – 144 с.
31 Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
32 Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества дошкольников ( обучение
сочинению сказок). – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
33 Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ ( “Репертуар для детских и юношеских театров”),
2008. – 176 с.
34 Холл Д.Учимся танцевать. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 184 с.
35 Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и
репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.–160 с.
36 Шорохова О.А. Играем в сказку:Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208с.
37 Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
38 Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
Рекомендованный список литературы для родителей
1. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса..
– 2000. – 96 с.
2. Монакова Н.И. Путешествие с Гномом. Развитие эмоциональной сферы дошкольников.
– Спб.: Речь, 2008. – 128 с.
3. Погосова Н.М. Погружение в сказку. Кооррекционно-развивающая программа для
детей. – Спб.: Речь;М.: Сфера, 2008. – 208 с.
4. Субботина Л.Ю.Детские фантазии: Развитие воображения у детей. – Екатеринбург: УФактория, 2006. – 192 с.
5. Скрипник И.С. Театр теней. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 221 с.
6. Лопатина А., Скребцова М. Сказки о цветах и деревьях. – М.: Сфера. – 1998. – 576 с.
Рекомендованный список литературы для детей
1. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл./ И.А.Андриянова-Голицина. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
2. Харченко Т.Е. Утренняя гимнастика. Упражнения для детей 5-7 лет. – М.: МозаикаСинтез, 2008. – 96 с.
3. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2, 3,4 класс. – М.:
Баласс, 2004. – 48 с.
4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.:
Литература, 1998. – 816 с.

19

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ЦВЕТОДИАГНОСТИКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
УЧАЩИХСЯ
Цветопись дает возможность «увидеть» картину настроения изо дня в день, определить
периоды его спада и подъема, установить причинно-следственные связи между
настроением и вызвавшими его событиями.
Вариант задания для обучающихся: из предложенных цветных квадратов выбрать по
окончании занятия соответствующий вашему мнению.
Оценка результатов.
Красный – занятия полезные, я с пользой и хорошо работаю, понимаю все, о чем говорит
учитель и что надо делать.
Голубой – занятия интересные, я принимаю активное участие в занятиях, мне достаточно
комфортно.
Фиолетовый – пользы от занятия получаю мало, не очень понимаю, о чем идет речь, мне
это не очень нужно.
Каждый цвет – условный знак настроения:
красный – восторженное;
оранжевый – радостное, веселое;
желтый – светлое, приятное;
зеленый – спокойное, ровное;
синий – печальное, грустное;
фиолетовый – тревожное, напряженное;
черный – унылое, упадническое.

20

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ОПРОСНИК «НАПРАВЛЕННОСТЬ НА ТВОРЧЕСТВО»
(Методика Л.А. Волович)
Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в ситуации: Если бы у
вас был выбор, то вы бы предпочли?
1. а) читать книгу – 0.
б) сочинять книгу – 2.
в) пересказывать содержание книги друзьям – 1.
2. а) выступать в роли писателя – 1.
б) выступать в роли читателя – 0.
в) выступать в роли критика – 2.
3. а) рассказывать всем о прочитанном на уроке – 0.
б) не рассказывать об это никому – 1.
в) прокомментировать то, что прочитал – 2.
4. а) придумывать новые темы сочинений – 2.
б) писать, используя испытанные темы – 0.
в) искать темы хорошо раскрытые в литературе – 1.
5. а) исполнять указания учителя – 0.
б) давать поручения одноклассникам – 2.
в) быть помощником учителя – 1.
6. а) работать на уроке каждому за себя – 2.
б) работать на уроке, где можно проявить себя – 1.
в) работать всем классом – 0.
7. а) смотреть интересный фильм дома – 1.
б) читать книгу – 2.
в) проводить время в компании друзей – 0.
8. а) думать, как написать красивое сочинение – 2.
б) обсуждать с друзьями, как написать красивое сочинение – 1.
в) читать красивый рассказ – 0.
9. а) написать рассказ всем классом – 0.
б) написать рассказ вместе с другом – 1.
в) написать свой рассказ – 2.
10. а) отдыхать на самом лучшем курорте – 0.
б) отправиться в путешествие на корабле – 1.
в) отправиться в экспедицию с учёными – 2.
КЛЮЧ К ТЕСТУ: подсчитывается средний арифметический балл (сумма баллов делится на
количество ответов: 10).
РЕЗУЛЬТАТ: уровни направленности на творчество.
низкий – от 0 до 1 балла;
средний – от 1 до 1,5 баллов;
высокий – от 1,5 до 2 баллов.

21

ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Игры на развитие внимания и воображения (из программы обучения детей основам
сценического искусства «Школьный театр» Е.Р. Ганелина)
1. Картинки из спичек.
Упражнение строится, как конкурс детей. Ученики складывают из спичек картинки по
своему вкусу и объясняют их. Кроме элемента состязательности, важного для самих
учеников, следует отметить, что эта игра прекрасно развивает чувство художественного
вкуса, воображение, и, благодаря однотипности “строительного материала”, - чувство
пропорции. Лучше всего проводить упражнение на полу (ковер), так как дети не связаны
размером столов и чувствуют себя более раскованно.
2. Нарисую у тебя на спине…
Упражнение на сенсорное воображение. Играют парами. Рисующий пальцем
воспроизводит на спине водящего какое-либо изображение. Задача водящего – отгадать,
что же было “нарисовано” у него на спине.
3. Роботы
Играют двое. Первый – участник, дающий “роботу” команды. Второй – “робот”,
исполняющий их с завязанными глазами. Методические цели, стоящие перед играющими,
можно сгруппировать по двум направлениям:
1. Умение поставить точно сформулированную задачу для “робота”
2. Умение реализовать словесный приказ в физическом действии.
Преподаватель должен четко проследить за тем, чтобы команды подавались не
“вообще”, а были направлены на осуществление пусть простого, но вполне продуктивного
действия, к примеру, - найти, подобрать и принести какой – либо предмет. Говоря о
контроле за действиями самого “робота”, важно подчеркнуть, что они должны строго
соответствовать командам. “Робот должен доверять командам, исполнять их в строгой
очередности. Здесь тоже речь идет о “лучеизлучении и лучевосприятию”, так как
вербальный ряд, хотя и играет важную роль в общении участников, главная ценность
упражнения – установление внутреннего контакта между участниками, создание
индивидуального для каждой пары играющих ритма подачи команд и их исполнения,
внутренней собранности и погруженности в то, что происходит между “роботом” и его
“повелителем”. Особое внимание уделяется, повторим, продуктивности действия,
достижению его физического результата, ибо, только выполнив задачу, участники могут
гордо заявить, что “робот” сумел выполнить ту или иную работу. Можно добавить, что для
обострения игрового начала упражнения бывает целесообразно установить временные
рамки упражнения или провести конкурс на самого быстрого “робота”.
Особую роль в развитии внимания и воображения имеет игра.
4. Рисунки на заборе
Ее значение в воспитании абстрактного мышления трудно переоценить.
Преподаватель предлагает каждому участнику нарисовать на “заборе” (стена класса)
воображаемый рисунок, то есть начертить его пальцем. Наблюдающие должны рассказать о
том, что они увидели, причем надо следить за тем, чтобы “рисунок” участника не “налезал”
на предыдущий. Наиболее ценным дидактическим моментом является отсутствие
возможности негативной оценки со стороны группы, так как условность изображения не
дает повода для его критики и реального сравнения художественных достоинств. Здесь
“каждый – гений”, что очень важно в воспитании не только уверенности в своих
творческих способностях и силах, но и “коллективного воображения”, доверия к
способностям партнера. Воспитание доброжелательного отношения к творчеству других,
уважения к чужому мнению – необходимые элементы развития гармоничной личности. В
этом смысле, упражнение “Рисунки на заборе” просто незаменимо.
Упражнения, приведенные выше, так или иначе, обращены на развитие внимания и
эмоциональной сферы ребенка. Но не менее важно развитие сообразительности, “игры
ума”. Принципиально важно в приводимом курсе то, что ребенок приобретает не просто
навыки свободы поведения в этаком американском духе “to get fun”, а подчиняет ее
(свободу поведения) и свою фантазию некоей цели, творческой задаче. Так и хочется
употребить термин Станиславского “сверхзадача”, однако не стоит лишний раз углубляться
22

в терминологию, ибо, как сказано в немецкой пословице, “всякое сравнение хромает”.
Ниже будут приведены упражнения А.К. Михайловой, которые соединяют в себе
элементы общего развития с постижением самых первых шагов освоения понятия
“характер”, хотя бы в смысле постижения того, что такое – индивидуальные отличия,
особенности.
5. Клоун – раскидай
Каждый ученик класса создает своими руками из одних и тех же материалов и по единой
технологии, определяемой преподавателем, куклу клоуна в соответствии со своим
индивидуальным представлением о том, как он должен выглядеть: раскрашивает лицо,
подбирает элементы костюма и тому подобное. Это задание, понятно, выполняется не на
одном занятии, а в течение нескольких уроков. Работе с материалами, беседам с педагогом
о том, каким хотелось бы видеть своего клоуна каждому из учеников, могут быть
посвящены 5-6 занятий. По окончании изготовления куклы преподаватель предлагает
каждому из детей “оживить” своего клоуна, дает возможность нескольким клоунам
вступить в диалог, разыграть простейшие ситуации. Кроме чисто творческого начала в этом
упражнении присутствует такой необходимый в развитии ребенка элемент, как тренировка
мелкой моторики в период создания куклы и во время освоения ее управления. Важность
этого трудно переоценить. Кроме того, кукла, сделанная своими руками, и наделенная
чертами, которые вдохнул в нее сам ребенок, оказывается для него куда более любимой и
дорогой игрушкой, чем все радиоуправляемые трансформеры и прочие достижения
игрушечной индустрии.
6. Мозаика
Детям предлагается разложить на листе-рисунке набор из слов на тему заданную
педагогом. Слова должны составить связный рассказ, касающийся того рисунка, на
котором они разложены. Любопытно, что часто дети с затрудненной речью лучше и легче
остальных выполняют эти упражнения., так как в процессе расстановки слов они
“репетируют” фразу, которую собираются позже произнести вслух. Педагог следит за тем,
чтобы рассказы детей не повторялись и были бы в той или иной степени с общей темой,
задаваемой рисунком, на котором складывается “мозаика”.
7. Цирковая афиша
Каждый ученик, сочинив свой “цирковой номер”, рисует свою афишу, в которой
пытается наиболее полно выразить свое представление о жанре, сложности, яркости и
других особенностях своего “номера”. Поощряется изобретение псевдонимов и кратких
анонсов к номерам. Чем ярче ребенок воображает свой номер, то, что он делает “на арене”,
тем ярче работает его художественная фантазия.
Естественно, что все эти упражнения и задания - далеко не все, что необходимо для
воспитания внимания, сообразительности и творческого воображения у младших
школьников. Изложение именно этого курса приводится здесь последовательно потому, что
он наиболее полно, как кажется, соответствует реализации методических требований,
приведенных во вступительной части этой программы. Работа над этими заданиями
занимает 40-45 минут во второй части занятия, после которой следует вторая перемена,
которая длится 10-15 минут, чуть дольше, чтобы дети могли отдохнуть, перестроиться,
сбросить груз психоэмоционального напряжения.
Третья часть урока базируется на упражнениях школы актерского тренинга, которые
опираются на материал, доступный детскому мироощущению: детских стихах, баснях,
любимых всеми играх, инсценированных песнях.
Повторю, каждый преподаватель, имеющий опыт работы с детьми, наверняка имеет
множество своих “секретов” в этом деле, поэтому приведем те задания и разработки,
которые уже много лет успешно используются в подготовке младших классов и прошли
длительную практическую апробацию:
8. Говорим по-болтунски!
Ребенок читает небольшое стихотворение или короткую басню. Педагог и группа просят
его своими словами пересказать сюжет и смысл. Затем просят рассказать то же
стихотворение или ту же басню на языке, которого не существует (болтунский).
Любопытно, что задание, выполнение которого всегда довольно затруднительно для
взрослых, у детей находит почти всегда быстрый и радостный отклик. Изобретательность
23

детей столь высока, что, чаще всего, они почти сразу, поняв задание и заговорив “поболтунски”, используют довольно точные рифмы, вернее их звукоподражающее
соответствие. Суть упражнения – схватить интонацию, поймать ритм и направленность
действия. Заметим, дети почти всегда блестяще исполняют это упражнение.
9. Зеркало
Двое играющих становятся лицом к лицу. Один – человек перед зеркалом, другой – его
отражение. Задача играющих – совпасть в движениях так, чтобы отражение полностью
соответствовало воспроизводимому движению. Разновидностью этого упражнения
является Кривое зеркало. Преподаватель может “наделить” отражение некоторыми
характерными чертами, той или иной “кривизной”, за счет чего искажаются формы
отражения. Оно может быть гротесково-увеличенным, либо уменьшенным и так далее…
10. “Вредные советы”
Игра “на вылет”. Можно выбрать любую детскую игру, при которой остается один
проигравший. Именно этот проигравший читает стихи из книги Г. Остера “Вредные
советы”. Таким образом, дети, слушая других, запоминают текст быстрее. Чтение наизусть
перед одноклассниками позволяет педагогу осуществлять постоянный контроль за
овладением культуры речи. Важен и момент выбора материала (стихов, песен). Прежде,
чем остановиться на каком-либо конкретном произведении того или иного автора (в данном
случае Г. Остера), педагог на уроках читает детям несколько произведений,
принадлежащих перу разных авторов, обсуждая с детьми их достоинства, особенности.
Такая работа способствует сплочению коллектива, стиранию возрастных барьеров, (в этом
возрасте разница в 1-2 года очень ощутима), воспитанию литературного вкуса.
11. “Елки-палки”
Детям предлагаются для игры следующие предметы: гимнастические палки, мячи,
обручи, скакалки. При их помощи просят создать “лес”, “паровоз”, какое-либо место
действия, объект и тому подобное. Разрешается дудеть, прыгать, лежать на полу, подражать
ветру и так далее. Важно, чтобы создание общего места действия или предмета захватило
всю группу, чтобы никто не остался безучастным к происходящему. Педагог следит за
пластическим выражением эмоций, за жестом, направляя детей к работе “от плеча”, а не “от
локтя”.
12. Цирк
Традиционное для русской актерской школы упражнение. Применительно к младшей
возрастной группе, важно помочь детям почувствовать важность и значимость выхода “на
арену”, создать атмосферу приподнятой торжественности, праздника. “Цирк” – прекрасная
форма для проведения контрольного урока в конце учебного года.
13. “Баранья голова”. “Машинка”.
Игры, которые развивают и помогают концентрировать внимание. Также –
традиционные упражнения. Применительно к младшим школьникам, лучше использовать
Баранью голову, игру, в которой каждый произносит одно произвольно придуманное
слово, повторив предварительно все слова, придуманные другими участниками. В случае,
когда чье-либо слово забыто, надо произнести: “баранья голова”, после чего продолжить
перечисление. Побеждает самый памятливый и внимательный участник. Любопытно, что
игра прекрасно развивает ассоциативную память, слова ассоциируются с людьми, их
произносившими, что является дополнительной подсказкой в игре.
14. Тепло –холодно
Музыкальная игра, тренирующая внимание. По мере приближения к спрятанному
педагогом предмету, музыка меняет свой характер (из мажора – в минор, убыстрение,
замедление темпа и т.д.). Ребенок сосредотачивает свое внимание параллельно на двух
объектах (предмет поиска и звучание музыки). Это дает дополнительный эффект в деле
развития внимания и музыкального слуха.
15. Люди – самолеты, люди – мотоциклы.
Упражнение очень полезно для развития дыхательного аппарата. Кроме того, оно важно
в воспитании у ребенка чувства группы, партнерства и дает возможность изменения
отношения к объекту.
Группа становится по кругу, и преподаватель, играющий роль руководителя полетов
(заездов мотоциклистов), подает команды: “на взлет”, “выезжайте на рулежную дорожку”,
24

“взлет”, “набор высоты” и т.д. У всех участвующих в игре предполагается один тип
самолетов (спортивные, грузовые, военные и т.д.). Исходя из этого, ученики голосом
воспроизводят звук моторов этих машин. В зависимости от высоты и типа самолета дети
ведут себя соответственно в “полете”. “Диспетчер” просит “самолеты” развернуться,
увидеть аэродром посадки, “приземлиться” и выключить “двигатели”.
16. С миру по строчке…
Каждому ученику дается по порядку строчка из стихотворения или басни, известной
всему классу. Задача группы – составить из этих последовательных строчек рассказ, смысл
которого меняется в зависимости от задания педагога (группа – прокурор, адвокат героя и
т.п.). Дело не в том, чтобы выстроить интонацию, а в том, чтобы на действие, заданное
преподавателем, каждая строчка была бы нанизана, как бусинка на нить. Это дает
возможность не только физически ощутить “вкус” действия, но и, с изменением задания,
прикоснуться к очень важному понятию – интерпретации. Впоследствии, произведения,
сыгранные в таком ключе могут быть вынесены на контрольный урок.
17. С днем рождения!
День рождения каждого ученика класса является праздником для всех. Вот почему очень
важно приучить группу к тому, что накануне дня рождения кого-либо из класса все готовят
творческий подарок, не связанный с приобретением дорогостоящих игрушек. Это могут
быть песенка, танец, стихотворение, новое упражнение, в центре которого должен быть
новорожденный. Педагог не должен контролировать подготовку поздравлений явным
образом, и даже в случае неуспеха какого-либо поздравления, должен поддержать их
усилия и поблагодарить за самостоятельность в работе. Дело в том, что самостоятельная
работа на сцене, пусть несовершенная, часто приносит больше пользы, чем многие
упражнения, ибо в ее основе лежит яркое индивидуальное желание что-то сделать самому.
Это следует приветствовать самым активным образом.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».