Бокс

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы
1.1.2. Актуальность программы
1.1.3. Отличительные особенности программы
1.1.4. Адресат программы
1.1.5. Объем и сроки освоения программы
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Планируемые результаты
1.4.Содержание программы
1.4.1. Учебный план программы
1.4.2. Содержание учебного плана программы
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы

Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бокс» (далее –
программа) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя
общеобразовательная школа № 55 (далее – МБОУ СОШ №55) разработана в соответствие с:
1. Федеральным Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральным закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральным закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральным закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденной
распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
6. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности
для человека факторов среды обитания».
10.
Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении
Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
11.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного
образования детей и взрослых».
12.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №
629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
13.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 №
467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14.
Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной
деятельности при
сетевой
форме реализации
образовательных программ».
15.
Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
16.
Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации образовательной
деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ».
17.
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 №
АБ-3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для

детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
18.
Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 №
ВБ-976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
19.
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на
территории Свердловской области на период до 2035 года».
20.
Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской
области от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
21.
Уставом МБОУ СОШ №55.
1.1.1.
Направленность программы - физкультурно-спортивная. Физкультурноспортивная составляющая программы «Бокс» направлена на формирование гармонично
развитой личности. Особое внимание уделяется физическим нагрузкам, соответствующим
возрастным особенностям детей и подростков, а также мероприятиям, развивающим
физическую выносливость, силу воли и дисциплину.
1.1.2.
Актуальность программы
Программа предусматривает осуществление физкультурно-оздоровительной работы,
направленной на физическое образование, разностороннюю физическую подготовку,
овладение основами техники бокса, выборе спортивной специализации, выполнение
контрольных нормативов для зачисления в группу начальной подготовки.
Установка на всестороннее развитие личности предполагает овладение основами
физической культуры, слагаемыми которой являются: крепкое здоровье, хорошее физическое
развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области
физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурнооздоровительную и спортивную деятельность.
Как и любой вид спорта, бокс дает возможность улучшить общий уровень физической
подготовленности (силу, быстроту, гибкость, выносливость, координацию), развивает
сердечно-сосудистую и дыхательную системы, и, безусловно, дисциплинирует человека.
Новизна программы по боксу заключается в сочетании классических элементов с
современными подходами к гармоничному физическому, умственному и личностному
развитию. Программа направлена на укрепление здоровья, развитие координации, скорости и
силы, а также включают теоретическую подготовку по биомеханике и физиологии.
1.1.3.
Отличительная особенность программы
Программа отличается от традиционных подходов тем, что смещает акцент на ценностные
ориентации оздоровления и повышения физической подготовленности, используя доступные
средства спортивной тренировки. При этом учитываются возможности каждого учащегося,
независимо от его начального уровня подготовки и социального статуса.
1.1.4. Адресат программы
Возраст обучающихся: от 12 до 17 лет
Характеристика возрастных особенностей: в подростковом возрасте идет пубертатное
развитие, реконструкция телесного образа «я» и родовой идентичности, когнитивное
отношение интеллектуальной сферы, развивается способность к абстрактному мышлению.
Появляется стремление к самообразованию. Особенностью этого возраста является
любознательность, стремление к восприятию нового и интересного. Подростковый возраствремя реального перехода к настоящей взрослости. Ведущая деятельность - общение.

Учащиеся основной школы претерпевают значительные изменения в организме, которые
будут существенно влиять на все стороны биологического, психологического и социального
развития.
Количество учащихся: до 8 человек
Формирование учебных групп: набор в группу происходит для всех желающих с
сформированной мотивацией.
1.1.5.
Объем и срок освоения программы
Объем программы: 68 часов
Программа рассчитана на 2 года обучения:
Модуль 1 – 1 год обучения – 34 часа в год;
Модуль 2 – 2 год обучения – 34 часа в год.
Особенности организации образовательного процесса
Продолжительность занятий: 40 минут
Общее количество часов в неделю: 1 час
Занятие проводится 1 раз в неделю по 1 часу, из расчета 34 учебные недели в год.
Форма обучения: очная.
Форма организации процесса: объединение учащихся разных возрастных категорий.
Формы реализации программы: традиционная модель.
Перечень форм проведения занятий: беседы, диалоги, размышления, тренировки,
соревнования и т.д.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: соревнования, сдача
нормативов, тестирования.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Кратность занятий в неделю и их
рекомендуемый режим регулируется нормами СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологические
требования к устройству, содержанию и организации дополнительного образования детей».
1.1. Цель и задачи программы
Цель: укрепление и сохранение здоровья обучающихся, овладение первоначальными основами
техники и тактики бокса, формирование морально-волевых качеств, подготовка обучающихся для
поступления на этап спортивной подготовки.
Задачи
Обучающие
- обучение основам техники бокса, подготовка к действиям в различных ситуациях самозащиты;
- пополнение знаний о правилах гигиены, техники безопасности и поведении на занятиях;
Развивающие
- развитие мотивации и положительного отношения ребенка к занятиям физической культурой и
спортом;
- развитие двигательных качеств (выносливость, быстроту, ловкость, силу, координацию
движений);
- способствование укреплению здоровья, закаливания организма и устойчивости к
неблагоприятным условиям внешней среды.
Воспитательные
- формирование дружного, сплоченного коллектива, способного решать поставленные задачи,
воспитывать культуру поведения;
- привитие желания и устойчивого интереса, мотивации к занятиям боксом;
- формирование навыков адаптации к жизни в обществе, воспитывать патриотические чувства к
своему городу, своей стране.
1.1. Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих
результатов образования:

Метапредметными результатами программы являются формирование следующих
универсальных учебных действий:
Познавательные:
- знать правила личной и общественной гигиены;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;
- проявлять интерес, стремиться открывать для себя что-то новое.
Регулятивные:
- умение выполнять ранее изученные действия;
- анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических
рассуждений;
Коммуникативные:
- умение работать в коллективе;
-умение слушать тренера;
- умение строить доверительное дружеское отношение;
Личностные:
- активно включаться в общение со сверстниками, на принципах уважения и взаимопомощи;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных
целей;
- оказывать помощь сверстникам, находить с ними общие интересы;
Предметными результатами программы по виду спорта «Бокс» является формирование
следующих умений:
- владеть основами техники и тактики бокса;
- успешная сдача нормативов для зачисления на этап спортивной подготовки по виду спорта
«Бокс»
- пользоваться комплексами общеразвивающих упражнений, делать зарядку;
- самостоятельно распределять свое время в режиме дня.
1.4.

Содержание программы

Данная программа включает в себя весь комплекс параметров подготовки спортсменов и
отражает периодизацию тренировки – от начальной подготовки до тренировочного этапа. Занятия
боксом в полной мере обеспечивает: укрепление здоровья, всестороннее гармоничное развитие юных
спортсменов, привитие навыков здорового образа жизни, необходимых условий для личностного
развития детей, нравственного воспитания, морально-волевых качеств, формирование жизненно
важных двигательных умений и навыков.
1.4.1. Учебный план к программе «Бокс»
Всего

Теория

Практика

1 год обучения

34

3

31

Формы
аттестации/
контроля
соревнование

2 год обучения

34

3

31

соревнование

Название модуля

Учебно-тематический план
Модуль 1 – 1 год обучения, 34 часа
№
п/п

Кол-во часов
Тема
Всего
Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Совершенствование сочетаний различных ударов
Защита
Совершенствование действий
Итоговое занятие
ИТОГО:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

3
6
8
4
6
6
1
34

Теория Практика
3
3

6
8
4
6
6
1
31

Модуль 2 – 2 год обучения, 34 часа
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Кол-во часов
Тема
Всего
Теоретическая подготовка
Общая физическая подготовка
Технико-тактическая подготовка
Совершенствование сочетаний различных ударов
Защита
Совершенствование действий
Итоговое занятие
ИТОГО:

3
6
8
4
6
6
1
34

Теория Практика
3
3

6
8
4
6
6
1
31

1.4.2. Содержание учебного плана
Модуль 1 – 1 год обучения, 34 часа
Теоретическая подготовка
Физическая культура - важное средство физического развития и укрепления здоровья
человека. Понятие о физической культуре и спорте. Формы физической культуры. Гигиена
боксера. Врачебный контроль и самоконтроль. Уход за телом. Гигиенические требования к
одежде и обуви. Правила и организация соревнований по боксу. Самоконтроль в процессе
занятий спортом.
Общая физическая подготовка.
Применение средств общей физической подготовки ставит основной задачей укрепление
здоровья, общего физического развития занимающихся, укрепление мышц, несущих основную
нагрузку, развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, общей и специальной
выносливости, координации движений. Средства и упражнения общей физической подготовки
должны составлять неотъемлемую часть каждого занятия во всех учебных группах и во все
периоды тренировки.
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в
одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды
7

размыкания. Построение, выравнивание строя, расчёт в строю, повороты на месте. Переход на
ходьбу и бег, и с бега на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Акробатика. Кувырки вперёд, назад, в стороны. Стойка на лопатках на голове, стойка на
руках у стены с помощью партнёра. Мост из положения лёжа на спине и из положения стоя с
опусканием назад (через стойку на руках или с помощью партнёра).
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной
стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и
приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и
бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах;
приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем и заднем и боковом направлениях;
выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног
(вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных
висах и упорах; прыжки.
Упражнения для всех групп мышц могут выполняться с короткой и длинной скакалкой,
гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со
штангой (для юношей).
Упражнения для развития быстроты. Приводимые упражнения способствуют не
только развитию специальной скорости нанесения ударов и передвижений, но и решают задачу
борьбы с возможным образованием скоростного барьера у занимающихся.
Выполнение ударов с гантелями в руках и без них. Чередование серий
бросков медицинбола и нанесение ударов. Проведение боя с «тенью» в утяжелённой обуви и
сразу без неё. «Салки» ногами (руки давят на плечи партнёрам). Передвижение в паре, при
условии сохранения назначенной дистанции одним из партнеров. Быстрое выполнение защит
или ударов на сигнал тренера (свисток, хлопок, и т.п.). Бой с партнёром в перчатках и без них
на удлиненной дистанции (не боевой). Нанесение серий ударов в максимальном темпе в
течение 15 сек через 30 сек работы в спокойном темпе. Защита отклонами и уклонами от
одиночных ударов, выполняемых в максимальном темпе, то же от двойных ударов.
Совершенствование технико-тактических комбинаций с быстрым переходом от защитных
действий к атакующим и наоборот. Выполнение быстрых и легких контратакующих ударов.
Нанесение серий ударов в максимальном темпе на ближней дистанции. Условный бой с
партнёром с установкой на быстроту (обыгрывание противника), то же в утяжелённых
перчатках. Нанесение быстрых ударов по «лапам» в момент «появления цели». Нанесения
ударов в максимальном темпе по пневматической груше, по пунктболу (одиночных и
серийных).
Упражнения для развития ловкости. Развитие ловкости у боксёров может идти как при
работе на специальных снарядах, так и при работе в паре с партнёром.
Упражнения на снарядах: нанесение серий ударов по пунктболу; нанесение серий
ударов по пневматической груше в различных направлениях; нанесение ударов по груше
на растяжках
(горизонтальных);
нанесение
ударов
по
движущемуся
мешку;
одновременная работа на двух-трех надувных или насыпных грушах; поочередное нанесение
ударов по грушам на растяжках (вертикальных) двумя партнерами, стоящими к ней под углом
90°;нанесение ударов по пневматической груше, установленной на глубоком штыре
(пружинной основе).
Упражнения с партнером: выполнение сайдстепов, ударов на скачке; ударов под
разноименные ноги и с шагами одноименных ног; выполнение защитных движений
при нанесении серии ударов партнером; ведение условных боев в «обратной» стойке;
с ограниченным количеством ударов; совершенствование приемов на «связке» (по С.А.
Степанову); проведение спаррингов на ринге размером 1,5 на 1,5 метров; условный бой «стенка
на стенку»; частая смена партнеров и темпа работы в парах; нанесение серии ударов по
«провалившемуся» противнику; совершенствование «выходов» из углов и «уходов» от канатов
8

при атаках партнеров; использование всего комплекса технико-тактических приемов в
«вольных» боях.
Упражнение для развития гибкости. Развитию специальной гибкости боксеров
способствуют как упражнения общей, так и специальной подготовки. Их применение призвано
обеспечить подвижность позвоночного столба, сустава при укреплении мышечно-связочного
аппарата. Этому способствует выполнение движений с большой амплитудой и использование
дополнительных грузов и сопротивлений из средств общей физической подготовки. Основными
средствами развития специальной гибкости являются упражнения в наклонах, отклонах,
«нырках», выполняемых как под одиночные, так и серии ударов.
Технико-тактическая подготовка.
Группы начальной подготовки.
В процессе тренировочных занятий боксеры данной группы решают следующие задачи:
-повышение уровня общей физической подготовленности; - развитие физических
качеств;
-изучение и совершенствование технико-тактических приемов бокса. Реализация двух
первых задач производится с помощью средств и методов общей и специальной физических
подготовок. Для изучения и совершенствования технико-тактических действий используется
следующие средства и методы.
1. Положение кулака при нанесении ударов: давление на мешок или
настенную подушку ударной частью кулака; давление ладонью одной руки на головки
пястных костей другой руки; нанесение ударов по настенной подушке, мешку или «лапам».
2. Боевая стойка: усвоение рационального положения ног, туловища и рук; изучение
всех положений стойки, их исправление перед зеркалом; перемещение веса тела в учебной и
боевой стойке с ноги на ногу; повороты в боевой стойке с сохранением равновесия; свободное
передвижение по рингу в боевой стойке.
3. Передвижения. Перемещение по рингу может осуществляться либо шагами
(обычный и приставной), либо скачками (толчком одной или двумя ногами).
Перемещение обычным шагом более удобно, если противник находится на значительном
расстоянии (до 3-х и более шагов). Этот способ применяется как в атаке так и в защите.
Перемещение приставными шагами выполняется скользящими шагами без переноса веса тела
на одну из ног. Стоящая сзади нога приставляется к ноге, выполнившей шаг на расстоянии,
сохраняющее положение боевой стойки. При перемещении вперед шаг выполняется левой (для
левши - правой) ногой, приставляется правая нога (у левши - левая), при перемещении назад
роли ног меняются. При перемещении в сторону начальный шаг выполняется ногой
одноименной направлению движения.
Перемещение скачком может осуществляться вперед, назад и в стороны. Перемещения
скачком (толчок одной ногой) по своей структуре соответствует перемещению приставным
шагом. Отличием является наличие фазы полета при перемещениях скачком. В остальном
структура однотипна, т.е. толчковая нога подставляется на дистанцию боевой стойки.
Направление перемещения скачком регулируется началом движения одноименной ноги
«вперед - впереди стоящей, назад -сзади стоящей, вправо - правой, влево - левой». Небольшая
высота скачка обеспечивает «скользящий» характер передвижений скачком.
Перемещение толчком двух ног осуществляется за счет активного разгибания ног
голеностопных суставов и, как правило, на небольшое расстояние. Этот вид передвижений
наиболее удобен, т.к. обеспечивает высокую мобильность в атаке и защите и создает трудность
для атак противника, являясь элементом тонкого тактического маневра, уточняющего ударнозащитную позицию.
Для совершенствования передвижений используются следующие упражнения:
передвижения в боевой стойке одиночным и двойными приставными шагами вперед -назад,
влево - вправо; передвижения в боевой стойке по четырехугольнику в слитой
последовательности (4-ки) - шаги влево - вперед - вправо - назад и то же в другую сторону (8ки); передвижения по кругу приставными скользящими шагами правым и левым боком вперед;
9

передвижения с поворотами на 180° через каждые 2-3 приставных шага; «челночное»
передвижение; передвижение в боевой стойке в различных направлениях.
Для изучения и совершенствования ударов и защит от них применяются следующие
упражнения:
- прямой удар с шагом левой; защиты подставкой правой ладони; отбивом правой
рукой влево вниз; уклоном вправо, отходом назад; сайдстепом.
Прямой удар правой в голову с шагом левой, защита подставкой левого плеча;
подставкой правой ладони; уклоном влево; уходом назад; сайдстепом влево; прямой удар в
туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад. Двойные прямые
удары и защита от них:
прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и
подставкой левого плеча;
прямой удар левой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом
назад.
прямой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки;
отходом назад. Двойные прямые удары и защиты от них:
прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и
подставкой левого плеча;
прямой удар левой в голову, правой в туловище, защита подставкой правой ладони и
согнутой в локте левой руки;
прямой удар левой в туловище, правой в голову, защита подставкой согнутой в локте
левой руки и правой ладони. Трёх и четырёх ударные комбинации прямыми ударами и защиты
от них. Одиночные удары снизу и защиты от них:
-удар снизу влево в голову и защита от него подставкой правой ладони; уходом назад;
-удар снизу левой в туловище и защита от него подставкой согнутой правой руки;
-удар снизу правой в голову и защита от него подставкой правой ладони или уходом;
-удар снизу правой в туловище и защита от него подставкой согнутой левой
руки. Двойные удары снизу и защиты от них. Трёх и четырёх ударные комбинации
ударами снизу и защиты от них. Серии ударов снизу и защиты от них.
Одиночные боковые удары и защиты от них. Скорости их выполнения. Важнейшим
условием для выполнения быстрого движения является умение предварительно расслабить
основные группы мышц, участвующие в нём. Кроме того, выполнение движения на большой
скорости неразрывно связано с силой мышц, выполняющих его.
Развитие силы, в основном, происходит в ходе выполнения упражнений специальной
физической подготовки, когда специфические боксёрские движения (удары) выполняются в
усложнённых (применение тяжестей, сопротивлений) условиях.
Боксёры учебно-тренировочных групп совершенствуют следующие удары и
их сочетания.
Совершенствование одиночных ударов левой и правой в голову и туловище, их силы и
точности:
-прямой удар левой: сильный длинный, сильный короткий, быстрый длинный,
быстрый короткий;
-прямой удар правой: сильный длинный, сильный короткий, быстрый длинный,
быстрый короткий;
-боковой удар левой: длинный и короткий, быстрый длинный и короткий;
-боковой удар правой: сильный длинный и короткий, быстрый длинный и короткий;
-удар снизу левой: сильный длинный, быстрый длинный и короткий;
-удар снизу правой: сильный длинный и короткий, быстрый длинный и короткий.
Совершенствование сочетаний различных ударов
-повторные удары - последовательное нанесение двух ударов одной рукой;
-двойные удары - последовательное нанесение двух ударов одной и другой рукой;
10

-серийные удары - последовательное нанесение трёх и четырёх и более ударов
с определённым чередованием рук.
Защита.
При совершенствовании защитных действий решаются задачи: Изучения и
совершенствования всего арсенала защитных действий; Обеспечение надёжности защит,
подбором их комбинаций; обеспечение активности защитных действий, т.е. изменения быстро
перейти от надёжной защиты к контратаке и атаке.
Эффективность защитных действий зависит от:
1. Умения прогнозировать нападающие действия соперника, предугадывая их
развитие, а также способы, которыми может быть реализовано собственная атака.
2. Умения опередить действие соперника организацией противодействия в
виде использования защитных приёмов.
При совершенствовании защитных действий необходимо сохранить общие принципы
движения:
1. Активная работа ног, направленная на перемещение тела и сохранение
устойчивости.
2. Активная работа туловища, направленная на уклоне от ударов соперника.
3. Активная работа обеих рук, направленная на остановку ударов и создание
готовности встречных и ответных ударов.
-уклонения: отходом назад, влево; уклоном вправо, влево; отклоном назад, назад вправо, назад - влево; нырком вниз, вниз - влево;
-остановки: подставкой кисти, предплечья, плеча, отбивом кистью наружу,
кистью внутрь, предплечьем наружу, предплечьем внутрь, блоком предплечьем, кистью;
-сочетание приёмов защит: отходом назад и подставкой кисти, отходом вправо и
отбивом кистью внутрь и т. д.
-сочетание приёмов защит с ударами: переключение от защитных действий к ударам уклон вправо - прямой удар правой в голову; уклон влево - боковой удар левой в голову;
-переключение от ударов к защитным действиям: прямой удар правой в голову
нырок вниз - вправо; боковой удар левой в голову - нырок вниз - влево и т. д.
-атака повторными прямыми ударами левой в голову; в голову и туловище; в туловище
и в голову;
-атака прямыми ударами левой и правой в голову; в голову и туловище; в туловище и
в голову;
-атака боковыми ударами левой и правой в голову;
-атака боковым ударом левой и прямым в голову, то же в обратной последовательности;
-атака разнотипными ударами (снизу, боковыми и прямыми) левой и правой в голову и
в туловище;
-встречная контратака прямым ударом левой в голову под левую руку противника
с уклоном вправо;
-встречная контратака прямым ударом правой в голову под левую руку и через
левую руку («кросс») противника с уклоном влево;
-ответная контратака прямым ударом левой в голову после защиты подставкой
правой ладони от прямого левой в голову;
-ответная контратака прямым правой в голову после защиты уклоном вправо от
прямого левой в голову;
-ответная контратака прямым правой в голову после защиты подставкой левого
плеча правой в голову;
-ответная контратака ударом снизу левой в туловище после защиты уклоном влево
от прямого удара правой в голову, то же с боковым ударом левой в голову;
-ответная контратака двойными, повторными и разнотипными сериями из 3-4х ударов
и правой после защит подставками, уклонами и нырками от прямых, боковых и ударов снизу.
11

Совершенствование действий.
Действия на дальней дистанции: маневрирование. Подготовительные действия (ложные
и обманные), начало, развитие и завершение атак, защиты и ответные действия.
Действия
на
средней
дистанции:
вхождение
в
среднюю
дистанцию,
стойки передвижения и перемещения, особенности ведения боевых действий (высокая
плотность ударов,
дифференцировка
их
по
силе,
возрастание
роли
защит
подставками, блокировками, уклонами и т. п.), уход на дальнюю дистанцию, защитные
действия.
Действия на ближней дистанции: вхождение, стойки, комбинации ударов, защиты, уход
на дальнюю дистанцию.
Совершенствование в условных боях действий на дальней дистанции с вхождением в
среднюю и развитием атаки при входе в ближнюю дистанцию с последующим эффектным
уходом на дальнюю дистанцию, совершенствование тактических действий в работе с боксёром
- левшой.
Группы спортивного совершенствования.
Задачи обучения и тренировки:
-доведение выполнения изученных приёмов до высокого уровня автоматизации;
-изучение различных вариантов ударов и защит от них;
-изучение и совершенствование технико-тактических приёмов в работе с боксёрами различных
стилей ведения боя;
-повышения уровня специальной физической подготовки и специальных качеств.
Совершенствование технико-тактических действий на дальней дистанции.
Изучение различных вариантов нанесения ударов (свинг, в голову и туловище, «кросс» в
голову, «хуки», апперкоты и т. п.) и защиты от них.
Совершенствование
ранее
изучаемых
технико-тактических
действий
на
дальней дистанции:
-передвижения, одиночные, двойные, повторные удары, защиты от них и контрудары;
-серии приёмных ударов, защиты от них и контрудары;
-одиночные, двойные и повторные боковые удары, защиты от них и контрудары;
-серии прямых и боковых ударов, защиты от них и контрудары.
Совершенствование технико-тактических действий на средней дистанции.
-одиночные, двойные и серии прямых ударов, защиты от них и контрудары;
-одиночные, двойные и серии ударов снизу, защиты от них и контрудары;
-удары левой снизу в голову и туловище на месте одиночным и двойным шагом,
удар снизу в голову и туловище с переносом веса тела на правую ногу и с переносом веса тела на
левую ногу;
-защиты от ударов левой снизу в голову и туловище накладкой одноимённой
и разноимённой ладонью на сгиб локтевого сустава, отклоном и отходом;
-удар снизу правой в голову и туловище с переносом веса тела на левую ногу
и переносом на правую;
-трёх и четырёх ударные серии снизу левой и правой в туловище и голову, защиты от
них подставками локтей и предплечий;
-боковой удар левой в голову с переносом веса тела на правую ногу и без
переноса, защита подставкой правого предплечья «нырком» вправо или отходом;
-боковой удар правой в голову и перенос веса тела на левую ногу и без переноса,
защита подставкой левого предплечья «нырком» влево или отходом;
-трёх и четырёх ударные серии боковых ударов и защита от них подставками
предплечий или «нырками».
Сочетание боковых ударов и ударов снизу и защит от них.
-удар левой снизу в туловище, правой в туловище и боковой левой в голову,
защита подставками предплечий;
12

-удар правой снизу в туловище, боковой левой в голову и боковой правой в
голову, защита подставками предплечий;
-разнотипные сочетания боковых ударов и ударов снизу в голову и туловище и защита
от них.
Совершенствование технико-тактических действий на ближней дистанции.
-активно-защитная, наступательная и защитная позиция;
-удары левой снизу в голову и туловище с распределением веса тела на правую ногу и
с переносом веса тела на левую;
-удары правой снизу в голову и туловище с распределением веса тела на обе ноги,
с переносом веса тела на левую ногу и с переносом веса тела на правую;
-удар правой снизу в туловище с шагом вправо, вперёд, назад;
-удар левой снизу в туловище с шагом влево, вправо, вперёд и назад;
-боковой удар левой в голову с распределением веса тела на обе ноги, с переносом
веса тела на правую ногу, на левую;
-боковой удар правой в голову с распределением веса тела на обе ноги, с переносом
веса тела на левую ногу, на правую;
-короткие прямые удары левой и правой в голову;
-защита от ударов снизу подставками локтей и предплечий, остановкой наложением предплечий и ладоней;
-защита от боковых уларов голову подставкой предплечья, остановкой - наложением
предплечья, «нырком», приседанием, комбинированная защита;
-комбинация из двух ударов - в туловище, в голову, в голову и туловище, защиты от них;
-трёх- и четырёх ударные разнотипные серии в туловище и голову, защита от них;
-введение рук внутрь позиции противника;
-выход из ближнего боя (5 способов);
-вхождение в ближний бой во время собственной атаки, в момент атаки противника.
Подготовительные действия (разведка): маневр (выбор положения для атаки), обманные
действия, обманные удары, лёгкие удары, финты, движения туловища и глаз на дальней и
средних дистанциях.
Наступательные движения - атака, встречная и ответная контратака, нанесение ударов
при отходе.
Оборонительные действия - обеспечение надёжности и активности обороны и переход к
атакующим действиям.
Ведение условного боя со сменой дистанции: овладение тактикой боя против боксёров
различных стилей (нокаутёра, темповика, игровика и боксёра-левши), планирование
соревновательных боёв и изменение тактики ведения боя.

Модуль 2 – 2 год обучения, 34 часа
Теоретическая подготовка
Физическая культура - важное средство физического развития и укрепления здоровья
человека. Гигиена боксера.. Уход за телом. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Правила и организация соревнований по боксу. Самоконтроль в процессе занятий спортом.
Сущность самоконтроля и его роль в занятиях спортом. Дневник самоконтроля, его форма и
содержание. Общая характеристика спортивной тренировки. Понятие о спортивной тренировке,
ее цель, задачи и основное содержание. Общая и специальная физическая подготовка. Техникотактическая подготовка. Роль спортивного режима и питания.
Общая физическая подготовка.
Применение средств общей физической подготовки ставит основной задачей укрепление
здоровья, общего физического развития занимающихся, укрепление мышц, несущих основную
нагрузку, развитие основных двигательных качеств - силы, быстроты, общей и специальной
13

выносливости, координации движений. Средства и упражнения общей физической подготовки
должны составлять неотъемлемую часть каждого занятия во всех учебных группах и во все
периоды тренировки.
Строевые упражнения. Шеренга, колонна, фланг, интервал, дистанция. Перестроения: в
одну, в две шеренги, в колонну по одному, по два. Сомкнутый и разомкнутый строй. Виды
размыкания. Построение, выравнивание строя, расчёт в строю, повороты на месте. Переход на
ходьбу и бег, и с бега на шаг. Остановка. Изменение скорости движения строя.
Акробатика. Кувырки вперёд, назад, в стороны. Стойка на лопатках на голове, стойка на
руках у стены с помощью партнёра. Мост из положения лёжа на спине и из положения стоя с
опусканием назад (через стойку на руках или с помощью партнёра).
Упражнения для рук и плечевого пояса. Из различных исходных положений (в основной
стойке, на коленях, сидя, лежа) - сгибание и разгибание рук, вращения, махи, отведение и
приведение, рывки одновременно обеими руками и разновременно, то же во время ходьбы и
бега.
Упражнения для ног. Поднимание на носки; сгибание ног в тазобедренных суставах;
приседания; отведения; приведения и махи ногой в переднем и заднем и боковом направлениях;
выпады, пружинистые покачивания в выпаде; подскоки из различных исходных положений ног
(вместе, на ширине плеч, одна впереди другой и т.п.); сгибание и разгибание ног в смешанных
висах и упорах; прыжки.
Упражнения для всех групп мышц могут выполняться с короткой и длинной скакалкой,
гантелями, набивными мячами, мешочками с песком, резиновыми амортизаторами, палками, со
штангой (для юношей).
Упражнения для развития быстроты. Приводимые упражнения способствуют не
только развитию специальной скорости нанесения ударов и передвижений, но и решают задачу
борьбы с возможным образованием скоростного барьера у занимающихся.
Выполнение ударов с гантелями в руках и без них. Чередование серий
бросков медицинбола и нанесение ударов. Проведение боя с «тенью» в утяжелённой обуви и
сразу без неё. «Салки» ногами (руки давят на плечи партнёрам). Передвижение в паре, при
условии сохранения назначенной дистанции одним из партнеров. Быстрое выполнение защит
или ударов на сигнал тренера (свисток, хлопок, и т.п.). Бой с партнёром в перчатках и без них
на удлиненной дистанции (не боевой). Нанесение серий ударов в максимальном темпе в
течение 15 сек через 30 сек работы в спокойном темпе. Защита отклонами и уклонами от
одиночных ударов, выполняемых в максимальном темпе, то же от двойных ударов.
Совершенствование технико-тактических комбинаций с быстрым переходом от защитных
действий к атакующим и наоборот. Выполнение быстрых и легких контратакующих ударов.
Нанесение серий ударов в максимальном темпе на ближней дистанции. Условный бой с
партнёром с установкой на быстроту (обыгрывание противника), то же в утяжелённых
перчатках. Нанесение быстрых ударов по «лапам» в момент «появления цели». Нанесения
ударов в максимальном темпе по пневматической груше, по пунктболу (одиночных и
серийных).
Упражнения для развития ловкости. Развитие ловкости у боксёров может идти как при
работе на специальных снарядах, так и при работе в паре с партнёром.
Упражнения на снарядах: нанесение серий ударов по пунктболу; нанесение серий
ударов по пневматической груше в различных направлениях; нанесение ударов по груше
на растяжках
(горизонтальных);
нанесение
ударов
по
движущемуся
мешку;
одновременная работа на двух-трех надувных или насыпных грушах; поочередное нанесение
ударов по грушам на растяжках (вертикальных) двумя партнерами, стоящими к ней под углом
90°;нанесение ударов по пневматической груше, установленной на глубоком штыре
(пружинной основе).
Упражнения с партнером: выполнение сайдстепов, ударов на скачке; ударов под
разноименные ноги и с шагами одноименных ног; выполнение защитных движений
при нанесении серии ударов партнером; ведение условных боев в «обратной» стойке;
14

с ограниченным количеством ударов; совершенствование приемов на «связке» (по С.А.
Степанову); проведение спаррингов на ринге размером 1,5 на 1,5 метров; условный бой «стенка
на стенку»; частая смена партнеров и темпа работы в парах; нанесение серии ударов по
«провалившемуся» противнику; совершенствование «выходов» из углов и «уходов» от канатов
при атаках партнеров; использование всего комплекса технико-тактических приемов в
«вольных» боях.
Упражнение для развития гибкости. Развитию специальной гибкости боксеров
способствуют как упражнения общей, так и специальной подготовки. Их применение призвано
обеспечить подвижность позвоночного столба, сустава при укреплении мышечно-связочного
аппарата. Этому способствует выполнение движений с большой амплитудой и использование
дополнительных грузов и сопротивлений из средств общей физической подготовки. Основными
средствами развития специальной гибкости являются упражнения в наклонах, отклонах,
«нырках», выполняемых как под одиночные, так и серии ударов.
Технико-тактическая подготовка.
Группы начальной подготовки.
В процессе тренировочных занятий боксеры данной группы решают следующие задачи:
-повышение уровня общей физической подготовленности; - развитие физических
качеств;
-изучение и совершенствование технико-тактических приемов бокса. Реализация двух
первых задач производится с помощью средств и методов общей и специальной физических
подготовок. Для изучения и совершенствования технико-тактических действий используется
следующие средства и методы.
4. Положение кулака при нанесении ударов: давление на мешок или
настенную подушку ударной частью кулака; давление ладонью одной руки на головки
пястных костей другой руки; нанесение ударов по настенной подушке, мешку или «лапам».
5. Боевая стойка: усвоение рационального положения ног, туловища и рук; изучение
всех положений стойки, их исправление перед зеркалом; перемещение веса тела в учебной и
боевой стойке с ноги на ногу; повороты в боевой стойке с сохранением равновесия; свободное
передвижение по рингу в боевой стойке.
6. Передвижения. Перемещение по рингу может осуществляться либо шагами
(обычный и приставной), либо скачками (толчком одной или двумя ногами).
Перемещение обычным шагом более удобно, если противник находится на значительном
расстоянии (до 3-х и более шагов). Этот способ применяется как в атаке так и в защите.
Перемещение приставными шагами выполняется скользящими шагами без переноса веса тела
на одну из ног. Стоящая сзади нога приставляется к ноге, выполнившей шаг на расстоянии,
сохраняющее положение боевой стойки. При перемещении вперед шаг выполняется левой (для
левши - правой) ногой, приставляется правая нога (у левши - левая), при перемещении назад
роли ног меняются. При перемещении в сторону начальный шаг выполняется ногой
одноименной направлению движения.
Перемещение скачком может осуществляться вперед, назад и в стороны. Перемещения
скачком (толчок одной ногой) по своей структуре соответствует перемещению приставным
шагом. Отличием является наличие фазы полета при перемещениях скачком. В остальном
структура однотипна, т.е. толчковая нога подставляется на дистанцию боевой стойки.
Направление перемещения скачком регулируется началом движения одноименной ноги
«вперед - впереди стоящей, назад -сзади стоящей, вправо - правой, влево - левой». Небольшая
высота скачка обеспечивает «скользящий» характер передвижений скачком.
Перемещение толчком двух ног осуществляется за счет активного разгибания ног
голеностопных суставов и, как правило, на небольшое расстояние. Этот вид передвижений
наиболее удобен, т.к. обеспечивает высокую мобильность в атаке и защите и создает трудность
для атак противника, являясь элементом тонкого тактического маневра, уточняющего ударнозащитную позицию.
15

Для совершенствования передвижений используются следующие упражнения:
передвижения в боевой стойке одиночным и двойными приставными шагами вперед -назад,
влево - вправо; передвижения в боевой стойке по четырехугольнику в слитой
последовательности (4-ки) - шаги влево - вперед - вправо - назад и то же в другую сторону (8ки); передвижения по кругу приставными скользящими шагами правым и левым боком вперед;
передвижения с поворотами на 180° через каждые 2-3 приставных шага; «челночное»
передвижение; передвижение в боевой стойке в различных направлениях.
Для изучения и совершенствования ударов и защит от них применяются следующие
упражнения:
- прямой удар с шагом левой; защиты подставкой правой ладони; отбивом правой
рукой влево вниз; уклоном вправо, отходом назад; сайдстепом.
Прямой удар правой в голову с шагом левой, защита подставкой левого плеча;
подставкой правой ладони; уклоном влево; уходом назад; сайдстепом влево; прямой удар в
туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом назад. Двойные прямые
удары и защита от них:
прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и
подставкой левого плеча;
прямой удар левой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки; отходом
назад.
прямой удар правой в туловище, защита подставкой согнутой в локте левой руки;
отходом назад. Двойные прямые удары и защиты от них:
прямые удары (левой-правой) в голову, защита подставкой правой ладони с отходом и
подставкой левого плеча;
прямой удар левой в голову, правой в туловище, защита подставкой правой ладони и
согнутой в локте левой руки;
прямой удар левой в туловище, правой в голову, защита подставкой согнутой в локте
левой руки и правой ладони. Трёх и четырёх ударные комбинации прямыми ударами и защиты
от них. Одиночные удары снизу и защиты от них:
-удар снизу влево в голову и защита от него подставкой правой ладони; уходом назад;
-удар снизу левой в туловище и защита от него подставкой согнутой правой руки;
-удар снизу правой в голову и защита от него подставкой правой ладони или уходом;
-удар снизу правой в туловище и защита от него подставкой согнутой левой
руки. Двойные удары снизу и защиты от них. Трёх и четырёх ударные комбинации
ударами снизу и защиты от них. Серии ударов снизу и защиты от них.
Одиночные боковые удары и защиты от них. Скорости их выполнения. Важнейшим
условием для выполнения быстрого движения является умение предварительно расслабить
основные группы мышц, участвующие в нём. Кроме того, выполнение движения на большой
скорости неразрывно связано с силой мышц, выполняющих его.
Развитие силы, в основном, происходит в ходе выполнения упражнений специальной
физической подготовки, когда специфические боксёрские движения (удары) выполняются в
усложнённых (применение тяжестей, сопротивлений) условиях.
Боксёры учебно-тренировочных групп совершенствуют следующие удары и
их сочетания.
Совершенствование одиночных ударов левой и правой в голову и туловище, их силы и
точности:
-прямой удар левой: сильный длинный, сильный короткий, быстрый длинный,
быстрый короткий;
-прямой удар правой: сильный длинный, сильный короткий, быстрый длинный,
быстрый короткий;
-боковой удар левой: длинный и короткий, быстрый длинный и короткий;
-боковой удар правой: сильный длинный и короткий, быстрый длинный и короткий;
-удар снизу левой: сильный длинный, быстрый длинный и короткий;
16

-удар снизу правой: сильный длинный и короткий, быстрый длинный и короткий.
Совершенствование сочетаний различных ударов
-повторные удары - последовательное нанесение двух ударов одной рукой;
-двойные удары - последовательное нанесение двух ударов одной и другой рукой;
-серийные удары - последовательное нанесение трёх и четырёх и более ударов
с определённым чередованием рук.
Защита.
При совершенствовании защитных действий решаются задачи: Изучения и
совершенствования всего арсенала защитных действий; Обеспечение надёжности защит,
подбором их комбинаций; обеспечение активности защитных действий, т.е. изменения быстро
перейти от надёжной защиты к контратаке и атаке.
Эффективность защитных действий зависит от:
3. Умения прогнозировать нападающие действия соперника, предугадывая их
развитие, а также способы, которыми может быть реализовано собственная атака.
4. Умения опередить действие соперника организацией противодействия в
виде использования защитных приёмов.
При совершенствовании защитных действий необходимо сохранить общие принципы
движения:
4. Активная работа ног, направленная на перемещение тела и сохранение
устойчивости.
5. Активная работа туловища, направленная на уклоне от ударов соперника.
6. Активная работа обеих рук, направленная на остановку ударов и создание
готовности встречных и ответных ударов.
-уклонения: отходом назад, влево; уклоном вправо, влево; отклоном назад, назад вправо, назад - влево; нырком вниз, вниз - влево;
-остановки: подставкой кисти, предплечья, плеча, отбивом кистью наружу,
кистью внутрь, предплечьем наружу, предплечьем внутрь, блоком предплечьем, кистью;
-сочетание приёмов защит: отходом назад и подставкой кисти, отходом вправо и
отбивом кистью внутрь и т. д.
-сочетание приёмов защит с ударами: переключение от защитных действий к ударам уклон вправо - прямой удар правой в голову; уклон влево - боковой удар левой в голову;
-переключение от ударов к защитным действиям: прямой удар правой в голову
нырок вниз - вправо; боковой удар левой в голову - нырок вниз - влево и т. д.
-атака повторными прямыми ударами левой в голову; в голову и туловище; в туловище
и в голову;
-атака прямыми ударами левой и правой в голову; в голову и туловище; в туловище и
в голову;
-атака боковыми ударами левой и правой в голову;
-атака боковым ударом левой и прямым в голову, то же в обратной последовательности;
-атака разнотипными ударами (снизу, боковыми и прямыми) левой и правой в голову и
в туловище;
-встречная контратака прямым ударом левой в голову под левую руку противника
с уклоном вправо;
-встречная контратака прямым ударом правой в голову под левую руку и через
левую руку («кросс») противника с уклоном влево;
-ответная контратака прямым ударом левой в голову после защиты подставкой
правой ладони от прямого левой в голову;
-ответная контратака прямым правой в голову после защиты уклоном вправо от
прямого левой в голову;
-ответная контратака прямым правой в голову после защиты подставкой левого
плеча правой в голову;
17

-ответная контратака ударом снизу левой в туловище после защиты уклоном влево
от прямого удара правой в голову, то же с боковым ударом левой в голову;
-ответная контратака двойными, повторными и разнотипными сериями из 3-4х ударов
и правой после защит подставками, уклонами и нырками от прямых, боковых и ударов снизу.
Совершенствование действий.
Действия на дальней дистанции: маневрирование. Подготовительные действия (ложные
и обманные), начало, развитие и завершение атак, защиты и ответные действия.
Действия
на
средней
дистанции:
вхождение
в
среднюю
дистанцию,
стойки передвижения и перемещения, особенности ведения боевых действий (высокая
плотность ударов,
дифференцировка
их
по
силе,
возрастание
роли
защит
подставками, блокировками, уклонами и т. п.), уход на дальнюю дистанцию, защитные
действия.
Действия на ближней дистанции: вхождение, стойки, комбинации ударов, защиты, уход
на дальнюю дистанцию.
Совершенствование в условных боях действий на дальней дистанции с вхождением в
среднюю и развитием атаки при входе в ближнюю дистанцию с последующим эффектным
уходом на дальнюю дистанцию, совершенствование тактических действий в работе с боксёром
- левшой.
Группы спортивного совершенствования.
Задачи обучения и тренировки:
-доведение выполнения изученных приёмов до высокого уровня автоматизации;
-изучение различных вариантов ударов и защит от них;
-изучение и совершенствование технико-тактических приёмов в работе с боксёрами различных
стилей ведения боя;
-повышения уровня специальной физической подготовки и специальных качеств.
Совершенствование технико-тактических действий на дальней дистанции.
Изучение различных вариантов нанесения ударов (свинг, в голову и туловище, «кросс» в
голову, «хуки», апперкоты и т. п.) и защиты от них.
Совершенствование
ранее
изучаемых
технико-тактических
действий
на
дальней дистанции:
-передвижения, одиночные, двойные, повторные удары, защиты от них и контрудары;
-серии приёмных ударов, защиты от них и контрудары;
-одиночные, двойные и повторные боковые удары, защиты от них и контрудары;
-серии прямых и боковых ударов, защиты от них и контрудары.
Совершенствование технико-тактических действий на средней дистанции.
-одиночные, двойные и серии прямых ударов, защиты от них и контрудары;
-одиночные, двойные и серии ударов снизу, защиты от них и контрудары;
-удары левой снизу в голову и туловище на месте одиночным и двойным шагом,
удар снизу в голову и туловище с переносом веса тела на правую ногу и с переносом веса тела на
левую ногу;
-защиты от ударов левой снизу в голову и туловище накладкой одноимённой
и разноимённой ладонью на сгиб локтевого сустава, отклоном и отходом;
-удар снизу правой в голову и туловище с переносом веса тела на левую ногу
и переносом на правую;
-трёх и четырёх ударные серии снизу левой и правой в туловище и голову, защиты от
них подставками локтей и предплечий;
-боковой удар левой в голову с переносом веса тела на правую ногу и без
переноса, защита подставкой правого предплечья «нырком» вправо или отходом;
-боковой удар правой в голову и перенос веса тела на левую ногу и без переноса,
защита подставкой левого предплечья «нырком» влево или отходом;
-трёх и четырёх ударные серии боковых ударов и защита от них подставками
предплечий или «нырками».
18

Сочетание боковых ударов и ударов снизу и защит от них.
-удар левой снизу в туловище, правой в туловище и боковой левой в голову,
защита подставками предплечий;
-удар правой снизу в туловище, боковой левой в голову и боковой правой в
голову, защита подставками предплечий;
-разнотипные сочетания боковых ударов и ударов снизу в голову и туловище и защита
от них.
Совершенствование технико-тактических действий на ближней дистанции.
-активно-защитная, наступательная и защитная позиция;
-удары левой снизу в голову и туловище с распределением веса тела на правую ногу и
с переносом веса тела на левую;
-удары правой снизу в голову и туловище с распределением веса тела на обе ноги,
с переносом веса тела на левую ногу и с переносом веса тела на правую;
-удар правой снизу в туловище с шагом вправо, вперёд, назад;
-удар левой снизу в туловище с шагом влево, вправо, вперёд и назад;
-боковой удар левой в голову с распределением веса тела на обе ноги, с переносом
веса тела на правую ногу, на левую;
-боковой удар правой в голову с распределением веса тела на обе ноги, с переносом
веса тела на левую ногу, на правую;
-короткие прямые удары левой и правой в голову;
-защита от ударов снизу подставками локтей и предплечий, остановкой наложением предплечий и ладоней;
-защита от боковых уларов голову подставкой предплечья, остановкой - наложением
предплечья, «нырком», приседанием, комбинированная защита;
-комбинация из двух ударов - в туловище, в голову, в голову и туловище, защиты от них;
-трёх- и четырёх ударные разнотипные серии в туловище и голову, защита от них;
-введение рук внутрь позиции противника;
-выход из ближнего боя (5 способов);
-вхождение в ближний бой во время собственной атаки, в момент атаки противника.
Подготовительные действия (разведка): маневр (выбор положения для атаки), обманные
действия, обманные удары, лёгкие удары, финты, движения туловища и глаз на дальней и
средних дистанциях.
Наступательные движения - атака, встречная и ответная контратака, нанесение ударов
при отходе.
Оборонительные действия - обеспечение надёжности и активности обороны и переход к
атакующим действиям.
Ведение условного боя со сменой дистанции: овладение тактикой боя против боксёров
различных стилей (нокаутёра, темповика, игровика и боксёра-левши), планирование
соревновательных боёв и изменение тактики ведения боя.

19

Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Учебные промежутки
Месяц
1 учебный период
Набор детей в секции
Проведение родительских собраний,
собеседование с детьми, просмотры, дни
открытых дверей в объединениях,
комплектование учебных групп.
Реализация дополнительных
общеобразовательных программ
2 учебный период
Реализация дополнительных
3 учебный период
Реализация дополнительных
общеобразовательных программ
4 учебный период
Реализация дополнительных
общеобразовательных программ
Учебных недель

сентябрь-октябрь

Количество
недель
7 недель

ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май

4 недели
4 недели
3 недели
4 недели
4 недели
4 недели
4 недели
34 недели

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия боксом проводятся в спортивном зале. Для успешной реализации данной
программы необходим следующий инвентарь и оборудование:
-Ринг боксерский -1 шт
-Боксерские груши, мешки- 3 шт
-Боксерские перчатки (тренировочные, снарядные) - пара на каждого занимающегося
-Гантели- 10 шт
-Гонг – 1 шт
-Аптечка – 1 шт
-Инвентарь для проведения занятий по ОФП и СФП:
-гимнастические маты - 4 шт,
-скамейки - 3шт,
-скакалки - 8 шт,
-обручи -8 шт,
-конусы - 8 шт,
-мячи -8 шт,
-свисток
-секундомер
-рулетка.
Кадровое обеспечение. К реализации программы допускаются педагогические
работники физкультурно-спортивного профиля, владеющие методикой преподавания и
обучения по боксу. Имеющие высшее или среднее специальное профильное педагогическое
образование, прошедшие курсы переподготовки или курсы повышения квалификации по
методике обучения боксу. Для отслеживания уровня развития физических показателей
детей три раза в год проводится ряд мониторинговых мероприятий (отслеживается
дыхание, меткость, скорость, прыгучесть, гибкость, выносливость, реакция, сила,
координация, вестибулярный аппарат), проводится тестирование обучающихся по итогам
освоения всех разделов программы.

Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, тактичное порицание, мотивация.
Формы организации учебного занятия: теоретическое занятие, практическое занятие,
семинар, конкурсы, уроки мужества, турнир, соревнования, экскурсии.
Принципы построения программы:
Принцип гуманистической направленности в воспитании (сотрудничество с детьми).

Сотрудничество с родителями.

Индивидуальный подход (учёт индивидуальных и половозрастных особенностей
ребёнка).

Принцип культуросообразности - воспитание основывается на общечеловеческих
ценностях и нормах культуры.

Принцип последовательности в обучении и в воспитании (от простого - к
сложному).
В
содержание программы включены знания по различным предметам
общеобразовательной школы:

анатомии (строение мышечного корсета человека, самоконтроль развития
личныхфизических качеств);

физиологии (основы диетологии, питьевого режима и здорового питания);

ОБЗР (основы безопасного проведения тренировок и спортивнооздоровительных
мероприятий);

геометрии (разметка площадки, сектора);

математике.
Обучение подростков осуществляется следующими основными методами:
Деятельность обучающихся на занятиях может быть организована по разному даже
при использовании одной и той же оздоровительной программе:

фронтальный (все занимающиеся одновременно выполняют упражнения);

индивидуальный (самостоятельное выполнение задания под руководством или
покарточкам заданиям).
На ряду с вышеперечисленными методами организации деятельности обучающихся,
применяются словесные методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, консультация, диалог.
К наглядным методам обучения можно отнести визуальные сигналы (визуальный счёт,
специальные сигналы, обозначающие движение, направление движения, его начало и
повторение).
Для развития навыков самостоятельной спортивно-оздоровительной деятельности
используются элементы исследовательской, проектной, экспериментальной деятельности и
метод проблемного обучения.
Основной формой организации образовательного процесса является занятие тренировка в группе.
2.3
Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Форма контроля
Программа рассчитана на два года обучения. В течение учебного года обучающиеся
получают определенные практические умения и теоретические знания. Для оценки
результативности программы применяется входной текущий и промежуточный/итоговый
виды контроля. Входной контроль проводится в начале учебного года (ноябрь) с целью
изучения базовых возможностей обучающихся. Текущий контроль (в течение года)
применяется на каждом занятии для оценивания результатов освоения материала.
Промежуточный/итоговый контроль проводится в конце учебно-тренировочного года
(сентябрь-октябрь) с целью определения уровня знаний, умений и навыков, приобретенных
обучающимися за период реализации Программы.
21

Оценочные материалы
В целях контроля освоения обучающимися программы в части практической
подготовки используются следующие тестовые задания:
1. При проведении тестирования по физической подготовке (ОФП+СФП) следует
обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создании условий для
выполнения упражнений.
1.1.Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого
пояса). И.П. - вис хватом сверху на перекладине, руки на ширине плеч. Сгибание рук до
положения
«подбородок над перекладиной», возвращение в исходное положение до полного
выпрямления в локтевом суставе.
Методические указания: раскачивание тела на перекладине, сгибание ног, перехват рук не

допускаются. Критерием служит максимальное число подтягиваний за 30 сек.
1.2.Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой
(динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а также статической выносливости
мышц спины, брюшного пресса, таза и ног).
И.П. - упор лёжа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки), разгибание
- до полного выпрямления рук.
Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены назад - в
стороны. Голова, туловище и ноги составляют прямую линию, которая сохраняется на
протяжении всего выполнения упражнения. Даётся одна попытка. Фиксируется количество
отжиманий при условии правильного выполнения теста в произвольном темпе без отдыха.
Критерием служит максимальное число отжиманий за 1 мин.
1.3.Поднимание туловища из положения лёжа на спине (для оценки уровня силовой
(динамической) выносливости мышц брюшного пресса).
И.П. - лёжа на спине, руки в замок за головой, ноги согнуты в коленях на 90
градусов, ступни зафиксированы. Сесть, локтями коснуться коленей, лечь.
Методические указания: фиксируется максимальное количество подъёмов за 30
секунд в одной попытке. Упражнение выполняется на гимнастическом мате.
1.4.Прыжки через скакалку (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей).
И.П. - скакалка сзади. Фиксируется максимальное количество прыжков за 1 минуту в
одной попытке. Критерием служит максимальное количество прыжков за минуту.
1.5.Бег 60 метров с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей).
Тестирование проводится на дорожке стадиона. Количество стартующих в забеге
определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна
попытка. После 10-15-минутной разминки даётся старт. Критерием служит минимальное
время.
1.6.Бег 500 метров (для определения общей выносливости).
Проводится на ровной местности в спортивной обуви без шипов. Тестирование
проводится после предварительной разминки. Разрешается переходить на ходьбу. Время
фиксируется с точностью до 0,1с. Критерием служит минимальное время.
1.7.Оценка специальных физических качеств включает прохождение на лыжах
классическим стилем 1000 м. Критерием служит минимальное время.

22

Список литературы
Литература для учителя:
1. Бокс: Учебник для институтов физ. культуры / Под ред. И.П. Дегтярева. – М.:
Физкультура и спорт, 1979. – 287 с.: ил.
2. Гаськов А.В. Управление тренировочной и соревновательной деятельностью
квалифицированных боксеров / А.В. Гаськов // Инновационные технологии
управления тренировкой боксеров на этапах многолетней подготовки: Материалы
Всеросс. научно-практ. конф. – Избербаш: Дом печати, 2007. – 144 с. – С. 34–36.
3. Гетье А.Ф. Бокс / А.Ф. Гетье, А.Г. Харлампиев, К.В. Градополов // В сб.: Бокс –
благородное искусство самозащиты. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2005. – 512 с.: ил. – С.
194–495.
4. Градополов К.В. Бокс:
5. Калмыков Е.В. Диагностика и содержание индивидуального стиля деятельности
боксеров / Е.В. Калмыков. – М., 2000. – 34 с.
Литература для родителей и учащихся:
1.
2.
3.
4.
5.

Градополов К.В. Воспоминания боксера. М.: ФиС, 1972.
Никифоров Ю.Б. Эффективность тренировки боксеров. М.: ФиС,1987.
Огуренков В.И. Левша в боксе. М.: ФиС, 1959.
Рахтанов И. Годы учения. М.: ФиС, 1958.
Степанов А.И. Обучение боксера новичка. М.: ФиС, 1953.

)

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».