СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1.Пояснительная записка
1.1.1. Направленность программы
1.1.2. Актуальность программы
1.1.3. Отличительные особенности программы
1.1.4. Адресат программы
1.1.5. Объем и сроки освоения программы
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
1.2.Цель и задачи программы.
1.3.Планируемые результаты
1.4.Содержание программы
1.4.1. Учебный план программы
1.4.2. Содержание учебного плана программы
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
2.2. Условия реализации программы
2.3. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Список литературы
Раздел 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я и волейбол»
(далее – программа) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средняя общеобразовательная школа № 55 (далее – МБОУ СОШ №55) разработана в
соответствие с:
1. Федеральным Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федеральным закон Российской Федерации от 14.07.2022 № 295-ФЗ «О внесении
изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».
3. Федеральным закон Российской Федерации от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.).
4. Федеральным закон от 28.12.2024 N 543-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный
закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации".
5. Концепцией развития дополнительного образования детей до 2030 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
6. Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных
целях развития Российской Федерации до 2030 года».
7. Указом Президента Российской Федерации от 19.11.2022 № 809 «Об утверждении
Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских
духовно-нравственных ценностей».
8. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648 -20
«Санитарно эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха
и оздоровления детей и молодежи» (далее - СанПиН).
9. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.01.2021 №2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)
безвредности для человека факторов среды обитания».
10. Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 N 1678 «Об утверждении Правил
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ».
11. Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от
22.09.2021 N 652Н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог
дополнительного образования детей и взрослых».
12. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам» (далее - Порядок).
13. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467
«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного
образования детей».
14. Приказом Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства
просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации
образовательных программ».
15. Письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
16. Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 «О методических
рекомендациях» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации
образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных
программ».
17. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 30.12.2022 № АБ 3924/06 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими
рекомендациями «Создание современного инклюзивного образовательного пространства для
детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов на базе
образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные
программы в субъектах Российской Федерации»).
18. Письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 07.05.2020 № ВБ976/04 «Рекомендации по реализации внеурочной деятельности, программы воспитания и
социализации и дополнительных общеобразовательных программ с применением
дистанционных образовательных технологий».
19. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 30.03.2018 № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории
Свердловской области на период до 2035 года».
20. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области
от 29.06.2023 № 785-Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку оказания
государственной услуги в социальной сфере «Реализация дополнительных образовательных
программ в соответствии с социальным сертификатом».
21. Уставом МБОУ СОШ №55.
1.1.1.
Направленность программы - физкультурно-спортивная. Физкультурноспортивная составляющая программы «Я и волейбол» направлена на формирование
гармонично развитой личности. Особое внимание уделяется физическим нагрузкам,
соответствующим возрастным особенностям детей и подростков, а также мероприятиям,
развивающим физическую выносливость, силу воли и дисциплину.
1.1.2.
Актуальность программы
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро выполнять двигательные действия,
высоко прыгать, мгновенно менять направление и скорость движения, обладать ловкостью и
выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной
систем, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и
эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению
глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается
двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от
занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и
умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции:
жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности,
коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в
волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного
отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование:
небольшая площадка, сетка, мяч.
Программа «Я и волейбол» может рассматриваться как одна из ступеней к
формированию
культуры
здоровья
и
неотъемлемая
часть
всего
воспитательнообразовательного процесса. Основная идея программы заключается в
мотивации учащихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности
сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального
благополучия и успешности человека.
Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья
учащихся, в её основу положены культурологический и личностно-ориентированный
подходы.
Новизна программы заключается в нескольких ключевых аспектах:
Индивидуальный подход к обучению:
-Углубленное изучение волейбола с учетом интересов и склонностей обучающихся
-Возможность занятий для учащихся с разной степенью физической подготовки
-Прием в группы детей разного возраста (с разницей 2-3 года)
Инновационные методы обучения:
-Использование современных образовательных технологий
-Применение дифференцированного подхода
-Сочетание теоретических и практических занятий
Комплексный подход к развитию:
-Формирование потребности в систематических занятиях
-Приобщение к здоровому образу жизни
-Развитие физических качеств в сочетании с морально-волевыми
Практическая направленность:
-Подготовка к участию в соревнованиях
-Обучение судейству
-Развитие организаторских навыков
Оздоровительный компонент:
-Акцент на укрепление здоровья
-Развитие двигательных способностей
-Компенсация умственной нагрузки физической активностью
Социальная адаптация:
-Формирование навыков командной работы
-Развитие коммуникативных способностей
-Воспитание дисциплины и целеустремленности
1.1.3. Отличительная особенность программы
Программа отличается от традиционных подходов тем, что смещает акцент на ценностные
ориентации оздоровления и повышения физической подготовленности, используя доступные
средства спортивной тренировки. При этом учитываются возможности каждого учащегося,
независимо от его начального уровня подготовки и социального статуса.
1.1.4. Адресат программы
Возраст обучающихся: от 7 до 17 лет
Характеристика возрастных особенностей: в подростковом возрасте идет пубертатное
развитие, реконструкция телесного образа «я» и родовой идентичности, когнитивное
отношение интеллектуальной сферы, развивается способность к абстрактному мышлению.
Появляется стремление к самообразованию. Особенностью этого возраста является
любознательность, стремление к восприятию нового и интересного. Подростковый возраствремя реального перехода к настоящей взрослости. Ведущая деятельность - общение. Учащиеся
основной школы претерпевают значительные изменения в организме, которые будут
существенно влиять на все стороны биологического, психологического и социального развития.
Количество учащихся: до 20 человек
Формирование учебных групп: набор в группу происходит для всех желающих с
сформированной мотивацией.
1.1.5. Объем и срок освоения программы
Объем программы: 204 часов
Программа рассчитана на 3 года обучения:
Модуль 1 – 1 год обучения – 68 часа в год;
Модуль 2 – 2 год обучения – 68 часа в год;
Модуль 3 – 3 год обучения – 68 часа в год;
1.1.6. Особенности организации образовательного процесса
Продолжительность занятий: 40 минут
Общее количество часов в неделю: 2 часов
Занятие проводится 1 раз в неделю по 2 часа, из расчета 34 учебные недели в год.
Форма обучения: очная.
Форма организации процесса: объединение учащихся разных возрастных категорий.
Формы реализации программы: традиционная модель.
Перечень форм проведения занятий: беседы, диалоги, размышления, тренировки,
соревнования и т.д.
Перечень форм подведения итогов реализации программы: соревнования, сдача
нормативов, тестирования.
Режим занятий, периодичность и продолжительность занятий. Кратность занятий в неделю
и их рекомендуемый режим регулируется нормами СанПин 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации дополнительного
образования детей».
1.2. Цель и задачи программы
Цель: формирование разносторонне гармонически физически развитой личности, готовой
к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой культуры;
укрепление здоровья, физического развития и подготовленности; воспитание личностных
качеств; освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ
спортивной техники избранного вида спорта.
Задачи:
Обучающие
- обучение техническим приёмам и правилам игры;
- обучение тактическим действиям;
- обучение приёмам и методам контроля физической нагрузки при
самостоятельных занятиях;
- овладение навыками регулирования психического состояния.
Развивающие
- повышение технической и тактической подготовленности в данном виде спорта;
- совершенствование навыков и умений игры;
- развитие физических качеств (силовые,
скоростные,
скоростно-силовые,
координационные, а также выносливость, гибкость), укрепление здоровья, расширение
функциональных возможностей организма;
Воспитательные
- выработка организаторских навыков и умения действовать в коллективе;
-воспитание чувства ответственности, дисциплинированности, взаимопомощи;
- воспитание привычки к самостоятельным занятиям, избранным видом спорта в
свободное
- время; формирование потребности к ведению здорового образа жизни;
- популяризировать волейбол как вид спорта и активного отдыха.
- воспитывать моральные и волевые качества.
1.3. Планируемые результаты
В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой
мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у
обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные
универсальные учебные действия.
Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение
следующих результатов образования:
-личностные результаты - готовность и способность учащихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностносмысловые установки
выпускников,
отражающие
их
индивидуальноличностные
позиции,
социальные
компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской
идентичности;
-метапредметные результаты - освоенные учащимися универсальные учебные действия
(познавательные, регулятивные и коммуникативные);
-предметные результаты - освоенный учащимися в ходе изучения учебных предметов
опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового
знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов
научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Личностными результатами программы «Я и волейбол» является формирование
следующих умений:
-определять и высказывать простые и общие для всех людей правила поведения при
сотрудничестве (этические нормы);
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для
всех простые правила поведения, делать выбор при поддержке других участников группы и
педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы «Я и волейбол» является формирование
следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя, а далее
самостоятельно;
• проговаривать последовательность действий;
• уметь высказывать своё предположение (версию) на основе данного задания, уметь
работать по предложенному учителем плану, а в дальнейшем уметь самостоятельно
планировать свою деятельность;
• средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на
этапе изучения нового материала;
• учиться совместно с учителем и другими воспитанниками давать эмоциональную
оценку деятельности команды на занятии.
Средством
формирования этих действий служит
технология оценивания
образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
• добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники
информации, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии;
• перерабатывать полученную информацию: Делать выводы в результате совместной
работы всей команды;
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания.
Коммуникативные УУД:
• умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль. Слушать и
понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в игре и следовать им;
• учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.
Оздоровительные результаты программы:
•
осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм
поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, уменьшить пропуски
занятий по причине болезни, регулярно посещать спортивные секции и спортивно оздоровительные мероприятия;
•
социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта
взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы будет сознательное отношение
учащихся к собственному здоровью.
1.4. Содержание программы
Программа представляет собой комплекс спортивно-оздоровительных мероприятий,
направленных на формирование у обучающихся устойчивого интереса и потребности в бережном
отношении к своему здоровью и физической подготовке, к развитию физических и психических
качеств, творческого использования средств физической культуры в организации здорового образа
жизни. Программа построена на основании современных научных представлений о
физиологическом и психологическом развитии ребёнка этого возраста, раскрывает особенности
соматического, психологического и социального здоровья. Возможное обучение для детей с ОВЗ.
Волейбол (англ. volleyball - отбивать мяч на лету) - игра с мячом двух команд по 6 человек
на площадке 18*9 м, разделённой пополам сеткой.
Цель игры - ударом рук по мячу переправить его на сторону соперника так, чтобы тот не
мог возвратить мяч обратно, не нарушая правил.
Команда должна переправить мяч сопернику, использовав не более трёх ударов. При этом
игрок не может ударить по мячу два раза подряд.
Задачи игроков - в соответствии с правилами направить мяч над сеткой и приземлить его на
стороне соперника (в пределах границ площадки) или заставить соперника совершить ошибку.
1.4.1. Учебный план к программе «Я и волейбол»
Всего
Теория
Практика
Название модуля
1 год обучения
68
6
62
Формы
аттестации/
контроля
соревнование
2 год обучения
68
6
62
соревнование
3 год обучения
68
3
65
соревнование
Учебно-тематический план
Модуль 1 – 1 год обучения, 68 часа
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Кол-во часов
Тема
Всего
Физическая подготовка в процессе занятия
Индивидуальные тактические действия в защите
Закрепление техники верхней передачи
Закрепление техники нижней передачи
Верхняя прямая подача
Закрепление техники приёма мяча с подачи
Подвижные игры и эстафеты. Соревнования
ИТОГО:
Теория Практика
16
1
15
6
8
8
6
14
10
68
1
1
1
1
1
6
5
7
7
5
13
10
62
Модуль 2 – 2 год обучения, 68 часа
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
Кол-во часов
Тема
Основные понятия об игре в волейбол
Правила волейбола
Тактическая подготовка игроков
Физическая подготовка игроков
Техническая подготовка игроков
Передачи мяча
Командные действия
Приём подачи
Перемещение игроков при подаче и приёме мяча
Подача мяча
Атакующие удары
Игра в защите. Блокирование
Упражнения на развитие прыгучести
Игра в нападении
Комплексные технические упражнения
Всего
1
1
2
4
4
4
4
6
2
4
4
10
2
4
4
Теория Практика
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
4
6
2
4
4
10
2
4
4
16. Групповые упражнения для взаимодействия
игроков
ИТОГО:
12
68
12
6
62
Модуль 3 – 3 год обучения, 68 часа
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
Кол-во часов
Тема
Тактическая подготовка игроков
Физическая подготовка игроков
Техническая подготовка игроков
Подача мяча
Атакующие удары
Приём подачи
Игра в нападении
Игра в защите. Блокирование
Упражнения на развитие прыгучести
Перемещение игроков при подаче и приёме мяча
Командные действия
Комплексные технические упражнения
Групповые упражнения для взаимодействия
игроков
ИТОГО:
Всего
1
Теория Практика
1
-
5
4
2
4
4
14
10
2
4
4
4
10
1
1
-
4
3
2
4
4
14
10
2
4
4
4
10
68
3
65
1.4.2. Содержание учебного плана
Модуль 1 – 1 год обучения, 68 часа
Тема 1. Физическая подготовка в процессе занятия
Прыжки, падения на месте и после перемещений, акробатика. Игровые упражнения игры в
ручной мяч, волейбол.
Тема 2. Индивидуальные тактические действия в защите
Техника нападения, техника защиты, действия игрока с мячом и без мяча. Блокирование
нападающего удара (индивидуальное и групповое). Страховка. Выбор способа приема мяча.
Взаимодействие игроков задней линии с игроками передней линии. Система игры в защите «углом
вперед». Правила игры в волейбол. Организация и судейство соревнований по волейболу.
Жестикуляция судей. Правила техники безопасности при занятиях волейболом. Техникотактические действия в защите и в нападении
Тема 3. Закрепление техники верхней передачи
Передачи мяча сверху двумя руками на месте и после перемещений. Передачи над собой,
перед собой. Во встречных колоннах через сетку с переходом в конец противоположной колонны.
Верхняя прямая подача на количество попаданий, указанным зонам. Верхняя прямая подача в
прыжке. Прием подачи в зону 3
Тема 4. Закрепление техники нижней передачи
Передачи мяча снизу двумя руками на месте и после перемещений. Передачи мяча снизу
стоя боком, спиной к цели. Передачи мяча в парах в движении. Передачи в четверках с
перемещением из зоны 6 в зоны 3, 2 и из зоны 6 в зоны 3,4.
Тема 5. Верхняя прямая подача
Верхняя прямая подача через сетку из-за лицевой линии. Верхняя прямая подача на
количество попаданий на противоположную площадку. Прием подачи через сетку
Тема 6. Закрепление техники приёма мяча с подачи.
Командные тактические действия через игрока передней линии с изменением позиций
игроков.
Тема 7. Подвижные игры и эстафеты.
Двусторонняя учебная игра. Учебная игра в волейбол с заданиями. Учебно-тренировочная
игра. Товарищеские встречи со сборными командами близлежащих школ
Модуль 2 – 2 год обучения, 68 часа
Тема 1. Основные понятия об игре в волейбол.
Понятие о спортивной тренировке, её цель, задачи и основное содержание. Понятие
физической культуры. Физическая культура как средство воспитания организованности,
трудолюбия, воли и других нравственных качеств и жизненно важных умений и навыков.
Комплектование группы.
Тема 2. Правила волейбола.
Правила игры в волейбол. Основные правила соревнований.
Тема 3. Тактическая подготовка игроков.
Основное содержание тактики и тактической подготовки. Командная и индивидуальная
тактика. Тактика защиты и нападения.
Тема 4. Физическая подготовка игроков.
Понятие о физической подготовке юного спортсмена. Основные сведения о её
содержании и видах. Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости.
Тема 5. Техническая подготовка игроков.
Ознакомление начинающих волейболистов с основными группами технических
приёмов, позволяющих успешно вести игровую деятельность.
Тема 6. Передачи мяча.
Передача мяча сверху двумя руками; над собой и после перемещения различными
способами; в парах; в треугольнике; передачи в стену; на точность с собственного
подбрасывания и партнёра.
Тема 7. Командные действия.
Система игры со второй передачи игроком передней линии: приём подачи и первая
передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2).
Тема 8. Приём подачи.
Подающие поочерёдно подают мяч. На противоположной стороне площадки игроки
принимают мяч к сетке в зону 3. В зоне 3 игрок отбивает мяч через сетку. Выполнив
предварительно передачу над собой. После 3-4 подач принимающие смещаются по кругу.
Тема 9. Перемещение игроков при подаче и приёме мяча.
Стойки: основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами: лицом,
боком (правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом;
сочетание стоек и перемещений, способов перемещений, способов перемещений.
Тема 10. Подача мяча.
Нижняя прямая (боковая); в стену – расстояние 6-9м, отметка на высоте 2м, через
сетку –расстояние 6м, 9м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую
половины площадки.
Тема 11. Атакующие удары.
Прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по
мячу: стоя у стены; удар через сетку, подброшенному партнером; удар с передачи.
Тема 12. Игра в защите.
Блокирование. Блокирование в прыжке; блокирование удара по подброшенному мячу
(блокирующий на подставке, на площадке), удар с передачи (блок).
Тема 13. Упражнения на развитие прыгучести.
Прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные
упражнения. 1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо. 2. Прыжки
из глубокого приседа. 3. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с
продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бёдра).
Тема 14. Игра в нападении.
Удар из зоны 4 с передачи из зоны 3, удар из зоны 2 с передачи из зоны 3, удар из
зоны 3 с передачи из зоны.
Тема 15. Комплексные технические упражнения.
Жонглирование мячом. Выполняются попеременно удары правой и левой ногой. Техника
защиты. Передача сверху двумя руками в прыжке. Чередование способов передачи мяча.
Тема 16. Групповые действия волейболистов.
Взаимодействие при первой передаче игроков зон 3, 4 и 2; при второй передаче игроков
зон 3, 4, 2; взаимодействие при первой передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2 при приёме подачи.
Модуль 3 – 3 год обучения, 68 часа
Тема 1. Тактическая подготовка волейболистов.
Основное содержание тактики и тактической подготовки. Командная и индивидуальная
тактика. Тактика защиты и нападения.
Тема 2. Физическая подготовка волейболистов.
Понятие о физической подготовке юного спортсмена. Основные сведения о её
содержании и видах. Развитие физических качеств: силы, быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости.
Тема 3. Техническая подготовка волейболистов.
Ознакомление начинающих волейболистов с основными группами технических
приёмов, позволяющих успешно вести игровую деятельность.
Тема 4. Подача мяча.
Нижняя прямая (боковая); в стену – расстояние 6-9м, отметка на высоте 2м, через сетку –
расстояние 6м, 9м; из-за лицевой линии в пределы площадки, правую, левую половины
площадки.
Тема 5. Атакующие удары.
Прямой нападающий удар; ритм разбега в три шага; ударное движение кистью по мячу:
стоя у стены; удар через сетку, подброшенному партнером; удар с передачи.
Тема 6. Приём подачи.
Подающие поочерёдно подают мяч. На противоположной стороне площадки игроки
принимают мяч к сетке в зону 3. В зоне 3 игрок отбивает мяч через сетку. Выполнив
предварительно передачу над собой. После 3-4 подач принимающие смещаются по кругу.
Тема 7. Игра в нападении.
Удар из зоны 4 с передачи из зоны 3, удар из зоны 2 с передачи из зоны 3, удар из зоны 3
с передачи из зоны.
Тема 8. Игра в защите.
Блокирование. Блокирование в прыжке; блокирование удара по подброшенному мячу
(блокирующий на подставке, на площадке), удар с передачи (блок).
Тема 9. Упражнения на развитие прыгучести.
Прыжковые упражнения с отягощениями и без них, основные и имитационные
упражнения. 1. Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо. 2. Прыжки из
глубокого приседа. 3. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с
продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бёдра).
Тема 10. Перемещение игроков при подаче и приёме мяча.
Стойки: основная, низкая; ходьба, бег, перемещение приставными шагами лицом, боком
(правым, левым), спиной вперед; двойной шаг, скачок вперед; остановка шагом;сочетание
стоек и перемещений, способов перемещений. Прыжки на месте, у сетки, после перемещений
и остановки; сочетание способов перемещений с остановками, прыжками, техническими
приёмами.
Тема 11. Командные действия.
Система игры со второй передачи игроком передней линии: приём подачи и первая
передача в зону 3 (2), вторая передача игроку зоны 4 (2).
Тема 12. Комплексные технические упражнения.
Жонглирование мячом. Техника защиты. Передача сверху двумя руками в прыжке.
Чередование способов передачи мяча.
Тема 13. Групповые действия волейболистов.
Взаимодействие при первой передаче игроков зон 3, 4 и 2; при второй передаче игроков
зон 3, 4, 2; взаимодействие при первой передаче игроков зон 6, 5, 1 и 3, 4, 2
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Учебные промежутки
1 учебный период
Набор детей в секции
Проведение родительских собраний,
собеседование с детьми, просмотры, дни
открытых дверей в объединениях,
комплектование учебных групп.
Реализация дополнительных
общеобразовательных программ
2 учебный период
Реализация дополнительных
3 учебный период
Реализация дополнительных
общеобразовательных программ
4 учебный период
Реализация дополнительных
общеобразовательных программ
Учебных недель
Месяц
сентябрь-октябрь
Количество
недель
7 недель
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
4 недели
4 недели
3 недели
4 недели
4 недели
4 недели
4 недели
34 недели
2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Занятия по программе «Я и волейбол» проводятся в образовательной организации,
имеющей следующее материально-техническое обеспечение:
Спортивная база:
зал 9:18; 24 х 12; 18х36; открытые плоскостные волейбольные площадки.
раздевалки (жен, муж)
душевая, сан узлы
Материально-техническое обеспечение:
сетка волейбольная 1 шт.;
стойки волейбольные 2 шт.;
гимнастическая стенка 4-6 секций;
гимнастические скамейки 4-6 шт.;
гимнастические маты 6-8 шт.;
скакалки- 15шт; длинная 1 шт.;
мячи набивные 5 компл.;
гантели различной массы 5 компл.;
мячи волейбольные 20 шт.;
мячи теннисные – 50 шт.; 29
мячи футбольные – 4 шт.;
мячи баскетбольные- 4 шт.;
перекладины настенные 4-6 шт.;
судейский набор- 1 шт.;
табло перекидное (настенное электронное)– 1 шт.;
лента для теста Абалакова – 2 шт.;
гимнастический мостик – 2 шт.;
подвесной мяч на амортизаторах 2 шт.;
передвижная мишень – 2 шт.;
обручи – 6 шт.;
разновысотные кубы 20,40, 60 см – 2 компл.;
магнитная доска – 1 шт.;
ПК – 1 шт.;
экран демонстрационный 80х 120см – 1 шт.
Кадровое обеспечение. К реализации программы допускаются педагогические работники
физкультурно-спортивного профиля, владеющие методикой преподавания и обучения волейболу.
Имеющие высшее или среднее специальное профильное педагогическое образование, прошедшие
курсы переподготовки или курсы повышения квалификации по методике обучения игре волейбол.
Для отслеживания уровня развития физических показателей детей три раза в год
проводится ряд мониторинговых мероприятий (отслеживается дыхание, меткость, скорость,
прыгучесть, гибкость, выносливость, реакция, сила, координация, вестибулярный аппарат),
проводится тестирование обучающихся по итогам освоения всех разделов программы. Результаты
мониторинга и тестовых мероприятий фиксируются в рабочем журнале. На основе полученных
данных идет отслеживание результатов двигательного воздействия на учащегося, выстраивается
индивидуальная работа, проходит консультирование.
Методические материалы
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы воспитания: убеждение, поощрение, тактичное порицание, мотивация. Формы
организации учебного занятия: теоретическое занятие, практическое занятие, семинар, конкурсы,
уроки мужества, турнир, соревнования, экскурсии.
Принципы построения программы:
Принцип гуманистической направленности в воспитании (сотрудничество сдетьми).
Сотрудничество с родителями.
Индивидуальный подход (учёт индивидуальных и половозрастных особенностей
ребёнка).
Принцип культуросообразности - воспитание основывается на общечеловеческих
ценностях и нормах культуры.
Принцип последовательности в обучении и в воспитании (от простого - ксложному).
В
содержание программы
включены
знания
по
различным
предметам
общеобразовательной школы:
анатомии (строение мышечного корсета человека, самоконтроль развития личных
физических качеств);
физиологии (основы диетологии, питьевого режима и здорового питания);
ОБЗР (основы безопасного проведения тренировок и спортивнооздоровительных
мероприятий);
геометрии (разметка площадки, сектора);
математике.
Обучение подростков осуществляется следующими основными методами:
Деятельность обучающихся на занятиях может быть организована по-разному даже при
использовании одной и той же оздоровительной программе:
фронтальный (все занимающиеся одновременно выполняют упражнения);
индивидуальный (самостоятельное выполнение задания под руководством или по
карточкам заданиям);
круговой (выполнение
упражнений на «станциях» с различной
целевой
направленностью в составе небольшой группы или самостоятельно).
На ряду с вышеперечисленными методами организации деятельности обучающихся,
применяются словесные методы обучения: рассказ, беседа, объяснение, консультация, диалог.
К наглядным методам обучения можно отнести визуальные сигналы (визуальный счёт,
специальные сигналы, обозначающие движение, направление движения, его начало и повторение).
Для развития навыков самостоятельной спортивно-оздоровительной деятельности
используются элементы исследовательской, проектной, экспериментальной деятельности и метод
проблемного обучения.
Основной формой организации образовательного процесса является занятие - тренировка в
группе.
2.3 Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Форма контроля
Контрольные игры и соревнования. Система оценки результатов освоения
дополнительной общеразвивающей программы «Я и волейбол» включает оценку уровня
сформированности знаний, умений, навыков, уровня развития обучающихся, их индивидуальных
качеств и личностный рост, которые определяются участием в спортивных праздниках, конкурсах,
товарищеских играх с командами аналогичного возраста.
Порядок и периодичность проведения промежуточной и итоговой аттестации
обучающихся (формы проведения промежуточной аттестации)
Программа рассчитана на один год, в связи с чем промежуточная аттестация не проводится.
Текущий контроль проводится в течение учебного года в различных формах: спортивные
праздники, конкурсы, товарищеские игры с командами аналогичного возраста, городского
масштаба, судейство на соревнованиях. Итоговая аттестация обучающихся проводится в конце
обучения по программе. Форма проведения итоговой аттестации - сдача контрольных нормативов.
Техническая подготовленность
№
Содержание требований (вид испытаний)
Количественный
п/п
показатель
1.
Верхняя передача мяча на точность из зоны 3 (2) в зону 4
4
2.
Подача верхняя прямая в пределы площади
3
3.
Приём мяча с подачи и первая передача в зону 3
3
4.
Чередование способов передачи и приёма мяча сверху, снизу
8
5.
Нападающий удар по мячу в держателе или резиновых 3
амортизаторах
Оценочные материалы
В целях контроля освоения обучающимися программы в части практической подготовки
используются следующие тестовые задания:
1.
При проведении тестирования по физической подготовке (ОФП+СФП) следует
обратить внимание на соблюдение требований инструкции и создании условий для выполнения
упражнений.
1.1. Подтягивание (для оценки силы и силовой выносливости мышц плечевого пояса).
И.П. - вис хватом сверху на перекладине, руки на ширине плеч. Сгибание рук до положения
«подбородок над перекладиной», возвращение в исходное положение до полного выпрямления в
локтевом суставе.
Методические указания: раскачивание тела на перекладине, сгибание ног, перехват рук не допускаются.
Критерием служит максимальное число подтягиваний за 30 сек.
1.2. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (для оценки уровня силовой
(динамической) выносливости мышц плечевого пояса, а также статической выносливости мышц
спины, брюшного пресса, таза и ног).
И.П. - упор лёжа. Сгибание рук до касания грудью пола (скамейки), разгибание
- до полного выпрямления рук.
Методические указания: ладони на ширине плеч, локти направлены назад - в стороны.
Голова, туловище и ноги составляют прямую линию, которая сохраняется на протяжении всего
выполнения упражнения. Даётся одна попытка. Фиксируется количество отжиманий при условии
правильного выполнения теста в произвольном темпе без отдыха. Критерием служит
максимальное число отжиманий за 1 мин.
1.3. Поднимание туловища из положения лёжа на спине (для оценки уровня силовой
(динамической) выносливости мышц брюшного пресса).
И.П. - лёжа на спине, руки в замок за головой, ноги согнуты в коленях на 90 градусов,
ступни зафиксированы. Сесть, локтями коснуться коленей, лечь.
Методические указания: фиксируется максимальное количество подъёмов за 30 секунд в
одной попытке. Упражнение выполняется на гимнастическом мате.
1.4. Прыжки через скакалку (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей).
И.П. - скакалка сзади. Фиксируется максимальное количество прыжков за 1 минуту в одной
попытке. Критерием служит максимальное количество прыжков за минуту.
1.5. Бег 60 метров с высокого старта (для оценки уровня развития скоростных и
координационных способностей).
Тестирование проводится на дорожке стадиона. Количество стартующих в забеге
определяется условиями, при которых бегущие не мешают друг другу. Разрешается одна попытка.
После 10-15-минутной разминки даётся старт. Критерием служит минимальное время.
1.6. Бег 500 метров (для определения общей выносливости).
Проводится на ровной местности в спортивной обуви без шипов. Тестирование проводится
после предварительной разминки. Разрешается переходить на ходьбу. Время фиксируется с
точностью до 0,1с. Критерием служит минимальное время.
1.7. Оценка специальных физических качеств включает прохождение на лыжах
классическим стилем 1000 м. Критерием служит минимальное время.
Список литературы
Нормативные документы:
1. Закон РФ "Об образовании"
2. Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"
3. Конституция РФ
Литература для учителя:
1. И. А. Агапова, М. А. Давыдова. - Москва : Айрис-пресс, 2002. - 224 с. : цв. ил. (Внимание: дети!).
2. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и
методистов/Г.А.Колодиницкий, В.С. Кузнецов, М.В. Маслов. - М.: Просвещение, 2011. 77с.: ил. - (Работаем по новым стандартам).
3. Волейбол: Примерная программа спортивной подготовки для детско- юношеских
спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва
(этапы: спортивно-оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.:
Советский спорт. 2005.-112с.
4. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных
школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапы:
спортивно- оздоровительный, начальной подготовки, учебно-тренировочный). - М.:
Советский спорт, 2005.
5. Примерные программы по учебным предметам. Физическая культура. 5 -9 классы:
проект. (Стандарты второго поколения). - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. 61с.
6. Справочник учителя физической культуры/П.А. Киселёв, С.Б. Киселёва. - Волгоград:
Учитель, 2011.
7. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта:
учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. и доп. М.: Академия, 2001.
Литература для учащихся и родителей:
1. Волейбол. Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина – М., 2009 г
2. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. –М., 2010 г.