Приложение 2 к ООП НОО
(утверждена приказом
от 29.08.2025 № 238)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МБОУ СОШ №55
Нижний Тагил
2025
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка ..................................................................................................... 3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ.......................................................................................................4
1.1 Цель и задачи воспитания учащихся ......................................................................... 4
1.2 Направления воспитания…………………………………………………………….5
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания...........................................................5
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ...................................................................................8
2.1 Уклад общеобразовательной организации................................................................8
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности..................................10
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ..............................................................................22
3.1 Кадровое обеспечение...............................................................................................22
3.2 Нормативно-методическое обеспечение.................................................................24
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными
потребностями..................................................................................................................24
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной
позиции обучающихся.....................................................................................................25
3.5 Анализ воспитательного процесса...........................................................................25
2
Пояснительная записка
Основой для разработки рабочей программы воспитания основной
образовательной программы МБОУ СОШ №55 служит Примерная рабочая программа
воспитания для общеобразовательных организаций.
Программа разработана с учётом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской
Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации
от 29.05.2015 № 996-р); Плана мероприятий по её реализации в 2021 — 2025 годах
(Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской
Федерации от 02.07.2021 № 400), федерального государственного образовательного
стандарта (далее — ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения
России от 31.05.2021 № 286), Приказа Министерства просвещения Российской Федерации
от 09.10.2024 №704 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства
просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных образовательных
программ начального общего образования, основного общего образования и среднего
общего образования».
Программа основывается на единстве и преемственности образовательного
процесса всех уровней общего образования, соотносится с примерными рабочими
программами воспитания для организаций дошкольного и среднего профессионального
образования.
Рабочая программа воспитания предназначена для планирования и организации
системной воспитательной деятельности; разрабатывается и утверждается с участием
педагогического совета МБОУ СОШ№55, в том числе Совета Старшеклассников, совета
родителей (законных представителей); реализуется в единстве урочной и внеурочной
деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками
образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает
приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая
ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в
российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской
идентичности учащихся.
Программа включает три раздела: целевой, содержательный, организационный.
Приложение — примерный календарный план воспитательной работы.
При разработке или обновлении рабочей программы воспитания её содержание, за
исключением целевого раздела, может изменяться в соответствии с особенностями МБОУ
СОШ №55: организационно-правовой формой, контингентом учащихся и их родителей
(законных представителей), направленностью образовательной программы, в том числе
предусматривающей углублённое изучение отдельных учебных предметов, учитывающей
этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся.
Пояснительная записка не является частью рабочей программы воспитания в
МБОУ СОШ №55.
3
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
Участниками образовательных отношений являются педагогические и другие
работники МБОУ СОШ №55, учащиеся, их родители (законные представители),
представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса
в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами МБОУ
СОШ №55. Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся имеют
преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания учащихся в
МБОУ СОШ №55 определяется содержанием российских базовых (гражданских,
национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской
Федерации. Эти ценности и нормы определяют инвариантное содержание воспитания
учащихся. Вариативный компонент содержания воспитания учащихся включает духовнонравственные ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в МБОУ СОШ №55 планируется и осуществляется в
соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания,
установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р).
Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является
развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные
духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной
реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному
созиданию и защите Родины.
1.1 Цель и задачи воспитания учащихся
Современный
российский
национальный
воспитательный
идеал
—
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее
страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
В соответствии с этим идеалом и нормативными правовыми актами Российской
Федерации в сфере образования цель воспитания учащихся в МБОУ СОШ №55:
развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на
основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
формирование у учащихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к
памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку,
человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к
культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации,
природе и окружающей среде.
Задачи воспитания учащихся в МБОУ СОШ №55:
усвоение ими знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые
выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и
развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение,
принятие);
приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям
социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений,
применения полученных знаний;
достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в
соответствии с ФГОС НОО.
Личностные результаты освоения учащимися общеобразовательных программ
включают осознание российской гражданской идентичности, сформированность
ценностей самостоятельности и инициативы, готовность учащихся к саморазвитию,
самостоятельности и личностному самоопределению, наличие мотивации к
4
целенаправленной социально значимой деятельности, сформированность внутренней
позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и
жизни в целом.
Воспитательная деятельность в МБОУ СОШ №55 планируется и осуществляется
на основе аксиологического, антропологического, культурно-исторического, системнодеятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов
воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности
детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности,
инклюзивности, возрастосообразности.
1.2 Направления воспитания
Программа реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности МБОУ
СОШ №55 по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО:
гражданское воспитание — формирование российской гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу
России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней
российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина
России, правовой и политической культуры;
патриотическое воспитание — воспитание любви к родному краю, Родине,
своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение,
формирование российского национального исторического сознания, российской
культурной идентичности;
духовно-нравственное воспитание — воспитание на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности,
доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к
старшим, к памяти предков;
эстетическое воспитание — формирование эстетической культуры на основе
российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам
отечественного и мирового искусства;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и
эмоционального благополучия — развитие физических способностей с учётом
возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и
социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
трудовое воспитание — воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам труда (своего и других людей), ориентация на трудовую деятельность,
получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно
достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в
профессиональной деятельности;
экологическое воспитание — формирование экологической культуры,
ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе
российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты,
восстановления природы, окружающей среды;
ценности научного познания — воспитание стремления к познанию себя и
других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с
учётом личностных интересов и общественных потребностей.
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания на уровне начального общего
образования.
Гражданско-патриотическое воспитание:
Знающий и любящий свою малую родину, свой край, имеющий представление о
Родине — России, её территории, расположении.
5
Сознающий принадлежность к своему народу и к общности граждан России,
проявляющий уважение к своему и другим народам.
Понимающий свою сопричастность к прошлому, настоящему и будущему родного
края, своей Родины — России, Российского государства.
Понимающий значение гражданских символов (государственная символика
России, своего региона), праздников, мест почитания героев и защитников Отечества,
проявляющий к ним уважение.
Имеющий первоначальные представления о правах и ответственности человека в
обществе, гражданских правах и обязанностях.
Принимающий участие в жизни класса, общеобразовательной организации, в
доступной по возрасту социально значимой деятельности.
Духовно-нравственное воспитание:
Уважающий духовно-нравственную культуру своей семьи, своего народа,
семейные ценности с учётом национальной, религиозной принадлежности.
Сознающий ценность каждой человеческой жизни, признающий индивидуальность
и достоинство каждого человека.
Доброжелательный, проявляющий сопереживание, готовность оказывать помощь,
выражающий неприятие поведения, причиняющего физический и моральный вред другим
людям, уважающий старших.
Умеющий оценивать поступки с позиции их соответствия нравственным нормам,
осознающий ответственность за свои поступки.
Владеющий представлениями о многообразии языкового и культурного
пространства России, имеющий первоначальные навыки общения с людьми разных
народов, вероисповеданий.
Сознающий нравственную и эстетическую ценность литературы, родного языка,
русского языка, проявляющий интерес к чтению.
Эстетическое воспитание:
Способный воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, искусстве,
творчестве людей.
Проявляющий интерес и уважение к отечественной и мировой художественной
культуре.
Проявляющий стремление к самовыражению в разных видах художественной
деятельности, искусстве.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального
благополучия:
Бережно относящийся к физическому здоровью, соблюдающий основные правила
здорового и безопасного для себя и других людей образа жизни, в том числе в
информационной среде.
Владеющий основными навыками личной и общественной гигиены, безопасного
поведения в быту, природе, обществе.
Ориентированный на физическое развитие с учётом возможностей здоровья,
занятия физкультурой и спортом.
Сознающий и принимающий свою половую принадлежность, соответствующие ей
психофизические и поведенческие особенности с учётом возраста.
Трудовое воспитание:
Сознающий ценность труда в жизни человека, семьи, общества.
Проявляющий уважение к труду, людям труда, бережное отношение к результатам
труда, ответственное потребление.
Проявляющий интерес к разным профессиям.
Участвующий в различных видах доступного по возрасту труда, трудовой
деятельности.
Экологическое воспитание:
6
Понимающий ценность природы, зависимость жизни людей от природы, влияние
людей на природу, окружающую среду.
Проявляющий любовь и бережное отношение к природе, неприятие действий,
приносящих вред природе, особенно живым существам.
Выражающий готовность в своей деятельности придерживаться экологических
норм.
Ценности научного познания:
Выражающий познавательные интересы, активность, любознательность и
самостоятельность в познании, интерес и уважение к научным знаниям, науке.
Обладающий первоначальными представлениями о природных и социальных
объектах, многообразии объектов и явлений природы, связи живой и неживой природы, о
науке, научном знании.
Имеющий первоначальные навыки наблюдений, систематизации и осмысления
опыта в естественнонаучной и гуманитарной областях знания.
7
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
МБОУ СОШ №55 открыта в 1936 году. Это третья школа в Дзержинском районе
построенная в 30 годы двадцатого столетия. За время существования школа дважды
переезжала, в здание по адресу: город Нижний Тагил, улица Парковая, 13 переехала в
1985 году. Первый директор школы Борейша Сигизмунд Петрович являлся участником
Великой Отечественной войны.
На сегодняшний день в школе получают образование 821 учащихся. Обучение
ведётся с 1 по 11 класс по трем уровням образования: начальное общее образование,
основное общее образование, среднее общее образование.
В школе созданы три музея «Музей истории школы», «Музей локальных войн»,
который носит имя выпускника школы погибшего в Чечне, при исполнении воинского
долга, и «Музей быта».
Воспитательная работа школы направлена на создание единого воспитательного
пространства, главной ценностью которого является личность ребёнка, его развитие,
самореализация и самоопределение в обществе. Воспитательный процесс в школе
осуществляют: заместитель директора по воспитательной работе, советник директора по
воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями, педагогорганизатор, социальный педагог, педагог-библиотекарь, 61 педагог, из них 32 являются
классными руководителями. Педагогами создаётся атмосфера взаимоуважения,
поддержки каждого ученика.
Процесс воспитания в МБОУ СОШ №55 основывается на следующих принципах
взаимодействия педагогов и учащихся:
–
неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка,
соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета
безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
–
ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие учащихся и педагогов;
–
реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе
детско-взрослых общностей, которые бы объединяли детей и педагогов яркими и
содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными
отношениями друг к другу;
–
организация основных совместных дел учащихся и педагогов как предмета
совместной заботы и взрослых, и детей;
–
системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия
его эффективности.
Основными традициями воспитания в образовательной организации являются
следующие:
стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые
общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий
педагогов;
важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для
воспитания других совместных дел педагогов и учащихся является коллективная
разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный
анализ их результатов;
в школе создаются такие условия, при которых по мере взросления ребенка
увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до
организатора);
в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между
классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие
8
учащихся, а также их социальная активность;
педагоги школы ориентированы на формирование коллективов в рамках
школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на
установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель,
реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую,
организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
В качестве системообразующего фактора построения процесса воспитания
младших школьников в МБОУ СОШ № 55 выступает краеведческая игра «ЯТагильчанин», в ходе которой учащиеся знакомятся с историей и культурой нашего
города, узнают о замечательных людях города. Принимая участие в различных конкурсах
данной краеведческой игры, у учащихся пробуждается любовь к Родине, развивается
интерес к окружающему миру, а так же воспитывается стремление сделать этот мир
лучше. Комплекс условий, создаваемых при организации игры, способствует приобщению
учащихся к историческому наследию города и позволяет получать высокие результаты.
Ежегодно учащиеся 1-4 классов участвуют в плац-параде юнармейских отрядов, на
котором
учащиеся
демонстрируют
сплочённость
классного
коллектива,
дисциплинированность и выдержку, умение исполнять военнопатриотические песни.
Учащиеся 1-11 классов участвуют в программах и проектах Общероссийского
общественногосударственного движения детей и молодежи «Движение первых» –
преемника РДШ. Учащиеся учатся составлять и пополнять своё портфолио, обретают
навыки в интересной им сфере, формируют активную жизненную позицию.
Приоритетными задачами «Движение первых» являются:
– содействие проведению государственной политики в интересах детей и
молодежи;
– содействие воспитанию детей, их профессиональной ориентации, организации
досуга;
– подготовка к полноценной жизни в обществе, включая формирование их
мировоззрения на основе традиционных российских духовных и нравственных ценностей,
традиций народов России, достижений российской и мировой культуры;
– развитие общественно значимой и творческой активности, высоких нравственных
качеств, любви и уважения к Отечеству, трудолюбия, правовой культуры, бережного
отношения к окружающей среде, чувства личной ответственности за свою судьбу и
судьбу Отечества, иные общественно полезные цели.
Школа участвует в следующих значимых проектах и программах, включённых в
систему воспитательной деятельности:
− «Движение первых»;
− федеральная программа «Орлята России»;
- «Я-тагильчанин»;
− федеральный профориентационный проект «Билет в будущее»;
− муниципальный проект «Вахта памяти» (Пост № 1).
Состав учащихся школы неоднороден и различается:
– по учебным возможностям, которые зависят от общего развития ребенка и его
уровня подготовки к обучению в школе. Имеются учащиеся с особыми образовательными
потребностями, дети с ОВЗ, которые обучаются инклюзивно в общеобразовательных
классах;
– по социальному статусу. Присутствуют учащиеся из малообеспеченных и
многодетных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, с девиантным
поведением, состоящие на различных видах учета.
Возможные отрицательные источники влияния на детей: социальные сети, влияние
внешней социальной среды, низкая культура здоровья, образ жизни (питание, режим дня),
состояние физического развития, компьютерные игры, а также отдельные родители с
9
низким воспитательным ресурсом, неспособные грамотно управлять развитием своего
ребенка. Источниками положительного влияния на детей являются прежде всего педагоги
Школы, организующие образовательный процесс.
Педагогический коллектив представляет собой оптимальное сочетание опытных и
начинающих педагогов. Педагоги школы – специалисты с продуктивным опытом
педагогической практики и молодые педагоги с достаточно высоким уровнем творческой
активности и профессиональной инициативы.
Организация учебной деятельности регламентируется режимом работы, учебным
планом, календарным учебным графиком, расписанием занятий. Учебный процесс для
учащихся 1 – 4 классов организован по пятидневной рабочей неделе.
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Модуль «Урочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала уроков (урочной деятельности,
аудиторных занятий в рамках максимально допустимой учебной нагрузки)
предусматривает):
максимальное использование воспитательных возможностей содержания учебных
предметов для формирования у учащихся российских традиционных духовнонравственных и социокультурных ценностей, российского исторического сознания на
основе исторического просвещения; подбор соответствующего содержания уроков,
заданий, вспомогательных материалов, проблемных ситуаций для обсуждений;
включение учителями в рабочие программы по учебным предметам, курсам,
модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в определении
воспитательных задач уроков, занятий;
включение учителями в рабочие программы учебных предметов, курсов, модулей
тематики в соответствии с календарным планом воспитательной работы;
выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное воздействие
на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и задачами воспитания,
целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию приоритета воспитания в
учебной деятельности;
привлечение внимания учащихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках
предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений, высказываний своего
мнения, выработки своего личностного отношения к изучаемым событиям, явлениям,
лицам;
применение интерактивных форм учебной работы — интеллектуальных,
стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик, дискуссий, дающих
возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы,
которая учит строить отношения и действовать в команде, способствует развитию
критического мышления;
побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила общения со
сверстниками и педагогами, соответствующие укладу общеобразовательной организации,
установление и поддержку доброжелательной атмосферы;
организацию наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над
неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми образовательными
потребностями, дающего учащимся социально значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;
инициирование и поддержку исследовательской деятельности учащихся,
планирование и выполнение индивидуальных и групповых проектов воспитательной
направленности.
Важна интеграция урока с различными формами воспитательной деятельности,
реализуемых в классе. У учащихся развиваются навыки сотрудничества, коммуникации,
10
социальной ответственности, способность критически мыслить, оперативно и качественно
решать проблемы; формируется ценностное отношение к миру.
Модуль «Внеурочная деятельность»
Реализация воспитательного потенциала внеурочной деятельности в целях
обеспечения индивидуальных потребностей учащихся осуществляется в рамках
выбранных ими курсов внеурочной деятельности, дополнительных общеобразовательных
общеразвивающих программ:
– занятия патриотической, нравственной и экологической тематики: курс
«Разговоры о важном». Курс внеурочных занятий «Разговоры о важном» направлен на
развитие ценностного отношения школьников к своей Родине, населяющим ее людям, ее
уникальной истории, богатой природе и культуре. Данный курс направлен на
формирование внутренней позиции личности школьника, необходимой для
конструктивного и ответственного поведения в обществе. Ведущая форма деятельности
данного внеурочного занятия — беседа с обучающимися. Также формами организации
учебного занятия служат: игра, просмотр видеоматериалов, работа с интерактивными
карточками, работа с аудиоматериалами и другие.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учётом возрастных
особенностей учащихся, цели и задач проводимого занятия. Содержание занятий
затрагивает темы, связанные с традиционными российскими ценностями, осмыслением
исторического опыта, формированием представлений о достоинстве, чести, правах и
свободах человека, культуре здорового образа жизни, ценности труда, ответственного
отношения человека к природе:
- Занятия «Разговоры о важном» проводятся еженедельно во время первого урока
для обучающихся 1 классов продолжительность курса 33 часа в год, а для 2—4 классов—
34 часа в год. Ответственными за организацию и проведение внеурочных занятий
«Разговоры о важном» являются классные руководители.
- «Орлята России»;
- «Подвижные игры»;
- «Подготовка к ГТО»;
- «Секреты Функциональной грамотности»;
- «Информационная безопасность»;
- «Грамотный читатель»;
- «Успешный первоклассник»;
- «Проектная мастерская»;
- «Школа креативного мышления»;
- «Математика и конструирование».
Кроме того, для учащихся начального общего образования в школе осуществляется
реализация следующих дополнительных общеразвивающих программ:
- «Лапта»;
- «Спорт спасателей»;
- «Инфознайка»;
-«Адаптация учащихся к условиям школьной жизни»;
-«Английский с удовольствием»;
-«Группа развития»
Школа формирует такую инфраструктуру полезной занятости учащихся, которая
способствовала бы обеспечению удовлетворения запросов участников образовательных
отношений, в том числе личных потребностей учащихся. В зависимости от своих
интересов и потребностей каждый учащийся формирует свой индивидуальный
образовательный внеурочный вектор.
Модуль «Классное руководство»
11
Реализация воспитательного потенциала классного руководства как особого вида
педагогической деятельности, направленной, в первую очередь, на решение задач
воспитания и социализации учащихся, предусматривается:
планирование и проведение классных часов целевой воспитательной
тематической направленности;
еженедельное проведение информационно-просветительских занятий «Разговоры
о важном» в рамках внеурочной деятельности;
инициирование и поддержку классными руководителями участия классов в
общешкольных делах, мероприятиях, оказание необходимой помощи учащимся в их
подготовке, проведении и анализе;
организацию интересных и полезных для личностного развития учащихся
совместных дел, позволяющих вовлекать в них учащихся с разными потребностями,
способностями, давать возможности для самореализации, устанавливать и укреплять
доверительные отношения, стать для них значимым взрослым, задающим образцы
поведения;
сплочение коллектива класса через игры и тренинги на командообразование,
внеучебные и внешкольные мероприятия, походы, экскурсии, празднования дней
рождения учащихся, классные вечера;
выработку совместно с учащимися правил поведения класса, участие в выработке
таких правил поведения в МБОУ СОШ №55;
изучение особенностей личностного развития учащихся путём наблюдения за их
поведением, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, беседах по
нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед с
родителями, учителями, а также (при необходимости) со школьным психологом;
доверительное общение и поддержку учащихся в решении проблем (налаживание
взаимоотношений с одноклассниками или педагогами, успеваемость и т. д.), совместный
поиск решений проблем, коррекцию поведения учащихся через частные беседы
индивидуально и вместе с их родителями, с другими учащимися класса;
индивидуальную работу с учащимися класса по ведению личных портфолио, в
которых они фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения;
регулярные консультации с учителями-предметниками, направленные на
формирование единства требований по вопросам воспитания и обучения, предупреждение
и/или разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
проведение педагогических советов для решения конкретных проблем класса,
интеграции воспитательных влияний педагогов на учащихся, привлечение учителейпредметников к участию в классных делах, дающих им возможность лучше узнавать и
понимать учащихся, общаясь и наблюдая их во внеучебной обстановке, участвовать в
родительских собраниях класса;
организацию и проведение регулярных родительских собраний, информирование
родителей об успехах и проблемах учащихся, их положении в классе, жизни класса в
целом, помощь родителям и иным членам семьи в отношениях с учителями,
администрацией;
создание и организацию работы родительского комитета класса, участвующего в
решении вопросов воспитания и обучения в классе, МБОУ СОШ №55;
привлечение родителей (законных представителей), членов семей учащихся к
организации и проведению воспитательных дел, мероприятий в классе и МБОУ СОШ
№55;
проведение в классе праздников, конкурсов, соревнований и других мероприятий;
организация и проведение родительских собраний по профессиональной
ориентации учащихся и знакомство родителей с системой воспитания и дополнительного
образования школы.
12
Модуль «Основные школьные дела»
Реализация воспитательного потенциала основных школьных дел предусматривает
реализацию общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть учащихся и
которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно
педагогами и учащимися. Это не набор календарных праздников, отмечаемых в школе, а
комплекс коллективных творческих дел, интересных и значимых для учащихся,
объединяющих их вместе с педагогами в единый коллектив. Основные школьные дела
обеспечивают включенность в них большого числа учащихся и взрослых, способствуют
интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в
школе. Введение основных школьных дел в жизнь школы помогает преодолеть
мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых
педагогами для учащихся.
Для этого в МБОУ СОШ №55 используются следующие формы работы:
Торжественная линейка, посвященная Дню знаний.
Посвящение первоклассников в пешеходы. Ежегодное мероприятие для
первоклассников, проходит в игровой форме. Организаторами являются отряд юных
инспекторов движения. В конце мероприятия все первоклассники получают удостоверения
юного пешехода.
«Мисс осень» ежегодное мероприятия, в котором участвуют девочки со 2 по
11 класс.
День матери. Ежегодно организуются различные акции, посвященные дню
матери. Проводятся классные часы, готовятся видеопоздравления.
Развлекательное событие «Новый год» это то событие, которого учащиеся
ждут с особым интересам. Старшеклассники готовят интерактивный спектакль вокруг елки.
Для учащихся 5-11 классов организуется дискотека, на которую каждый класс готовит
тематический номер.
Школьная выставка «Мастерская деда Мороза» каждый класс готовит поделки
на выставку из разных материалов на новогоднюю тематику. Лучшие работы участвуют в
районной выставке. Все экспонаты выставляются в витрину в фойе школы.
Конкурс чтецов «В начале было слово…»
Военно-спортивная игра «Зарничка». Проводится в феврале, в месячник
военно-патриотического воспитания.
День защитника Отечества.
Школьная акция «Помощь животным». Два раза в год проводится акция по
сбору корма, подстилок для организаций осуществляющих помощь бездомным животным.
Учащиеся и родители активно участвуют в акции.
Концертно- развлекательное событие «Для вас, милые дамы, дорогие мамы».
Выставки детского технического и декоративно-прикладного творчества
учащихся. Выставка направлена на реализацию творческих способностей учащихся
(воспитанников), обеспечение необходимых условий для удовлетворения их интересов;
поддержку и развитие технического и декоративно-прикладного творчества; формирование
общей культуры и эстетических качеств личности. Основные темы Выставки способствуют
повышению мотивации к поисково-исследовательской, проектной и изобретательской
деятельности, изучению истории технических изобретений, истории России, истории
родного города.
Десять Дней Добра (оказание помощи пожилым, концертные программы,
спектакли для воспитанников социальных учреждений, акции, помощь библиотекам, дому
малютки…) Каждый класс выбирает, какое доброе дело для реализации.
Отборочный тур соревнования «Безопасное колесо».
Праздник
«За
честь
школы»
организуется
целях
повышения
качества образования, мотивации учащихся к активной творческой деятельности; духовнонравственного, эстетического и интеллектуального совершенствования учащихся. На
13
праздник приглашаются учащиеся с родителями, которые проявили себя в обучении, в
развитии школьного самоуправления, в мероприятиях формирующих положительный
имидж школы.
Малые Олимпийские игры. Беседы об олимпийских видах спорта, чтение
книг, просмотр иллюстраций о спорте и спортсменах; проведение занятия по ознакомлению
детей с Олимпийским движением, подготовка музыкальных разминок.
Марафон поздравлений (живой микрофон в фойе школы), посвященный Дню
Великой Победы. Каждый класс готовит номера, посвященные ВОВ, исполняют песни
ВОВ, стихи, театрализованные инсценировки.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
Реализация
воспитательного
потенциала
внешкольных
мероприятий
предусматривает:
общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно с
социальными партнёрами МБОУ СОШ №55;
внешкольные тематические мероприятия воспитательной направленности,
организуемые педагогами по изучаемым в МБОУ СОШ №55 учебным предметам, курсам,
модулям;
экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею, технопарк, на
предприятие и др.), организуемые в классах классными руководителями, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) учащихся с привлечением их к
планированию, организации, проведению, оценке мероприятия;
литературные, исторические, экологические и другие походы, экскурсии,
экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе совместно с родителями
(законными представителями) учащихся для изучения историко-культурных мест,
событий, биографий проживавших в этой местности российских поэтов и писателей,
деятелей науки, природных и историко-культурных ландшафтов, флоры и фауны и др.;
выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в
процессе которых складывается детско-взрослая общность, характеризующаяся
доверительными взаимоотношениями, ответственным отношением к делу, атмосферой
эмоционально-психологического комфорта.
Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды
предусматривает совместную деятельность педагогов, учащихся, других участников
образовательных отношений по её созданию, поддержанию, использованию в
воспитательном процессе:
оформление холла в МБОУ СОШ №55 государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг, герб),
изображениями символики Российского государства в разные периоды тысячелетней
истории, исторической символики региона;
организацию и проведение церемоний поднятия (спуска) государственного
флага Российской Федерации;
размещение карт России, регионов, муниципальных образований (современных
и
исторических,
точных
и
стилизованных,
географических,
природных,
культурологических, художественно оформленных, в том числе материалами,
подготовленными обучающимися) с изображениями значимых культурных объектов
местности, региона, России, памятных исторических, гражданских, народных,
религиозных мест почитания, портретов выдающихся государственных деятелей России,
деятелей культуры, науки, производства, искусства, военных, героев и защитников
Отечества;
изготовление, размещение, обновление художественных изображений
14
(символических, живописных, фотографических, интерактивных аудио и видео) природы
России, региона, местности, предметов традиционной культуры и быта, духовной
культуры народов России;
организацию и поддержание в МБОУ СОШ №55 звукового пространства
позитивной
духовно-нравственной,
гражданско-патриотической
воспитательной
направленности (звонки-мелодии, музыка, информационные сообщения), исполнение
гимна Российской Федерации;
разработку, оформление, поддержание, использование в воспитательном
процессе «мест гражданского почитания» в помещениях МБОУ СОШ №55 или на
прилегающей территории для общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в
истории России; мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок;
оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях (холл
первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме новостную
информацию
позитивного
гражданско-патриотического,
духовно-нравственного
содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления педагогов и учащихся и
т. п.;
разработку и популяризацию символики МБОУ СОШ №55 (эмблема),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих работ
учащихся в разных предметных областях, демонстрирующих их способности, знакомящих
с работами друг друга;
поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в МБОУ
СОШ №55, доступных и безопасных рекреационных зон, озеленение территории при
МБОУ СОШ №55;
разработку, оформление, поддержание и использование игровых пространств,
спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
создание и поддержание в библиотеке стеллажей свободного книгообмена, на
которые учащиеся, родители, педагоги могут выставлять для общего использования свои
книги, брать для чтения другие;
деятельность классных руководителей и других педагогов вместе с учащимися,
их родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций и др.),
акцентирующих внимание учащихся на важных для воспитания ценностях, правилах,
традициях, укладе МБОУ СОШ №55, актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная среда строится как максимально доступная для
учащихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с родителями (законными
представителями) учащихся предусматривает:
создание и деятельность в МБОУ СОШ №55, в классах представительных органов
родительского сообщества (родительского комитета МБОУ СОШ №55, классов),
участвующих в обсуждении и решении вопросов воспитания и обучения, деятельность
представителей родительского сообщества в Совете учреждения МБОУ СОШ №55;
тематические родительские собрания в классах, общешкольные родительские
собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и педагогов, условий
обучения и воспитания;
проведение тематических собраний (в том числе по инициативе родителей), на
15
которых родители могут получать советы по вопросам воспитания, консультации
психологов, врачей, социальных работников, служителей традиционных российских
религий, обмениваться опытом;
родительские форумы на интернет-сайте МБОУ СОШ №55, интернет-сообщества,
группы с участием педагогов, на которых обсуждаются интересующие родителей
вопросы, согласуется совместная деятельность;
участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психолого-педагогическом консилиуме в
МБОУ СОШ №55 в соответствии с порядком привлечения родителей (законных
представителей);
привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и проведению
классных и общешкольных мероприятий;
при наличии среди учащихся детей-сирот, оставшихся без попечения родителей,
приёмных детей целевое взаимодействие с их законными представителями.
Модуль «Самоуправление»
Реализация воспитательного потенциала ученического самоуправления в МБОУ
СОШ №55 предусматривает организацию и деятельность органов ученического
самоуправления:
• через деятельность классных активов – выборных органов самоуправления,
отвечающих за различные направления работы класса (3 – 4 классы), реализуемые в
процессе выполнения следующих функций:
− планирование и анализ классных мероприятий;
− организация дежурства по классу;
• через организацию на принципах самоуправления жизни детских групп,
отправляющихся в походы, на экскурсии, осуществляемую через систему распределяемых
среди участников ответственных должностей (2 – 4 классы);
• участие органов ученического самоуправления в разработке, обсуждении и
реализации Рабочей программы воспитания (в части календарного планирования);
− организация и проведение социальных акций, направленных на формирование
социальной активности обучающихся;
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ
внутри классных дел;
• через участие в дежурстве по классу, в трудовых акциях.
Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в
детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство
собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для
самовыражения и самореализации. Это то, что готовит их к взрослой жизни. Поскольку
учащимся младших и подростковых классов не всегда удается самостоятельно
организовать свою деятельность, детское самоуправление может трансформироваться в
детско-взрослое со-управление.
Модуль «Профилактика и безопасность»
Реализация воспитательного потенциала профилактической деятельности в целях
формирования и поддержки безопасной и комфортной среды в МБОУ СОШ №55
предусматривает:
организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в МБОУ
СОШ №55 эффективной профилактической среды обеспечения безопасности
жизнедеятельности как условия успешной воспитательной деятельности;
проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и ресурсов
повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое сопровождение групп
риска учащихся по разным направлениям (агрессивное поведение, зависимости и др.);
16
проведение коррекционно-воспитательной работы с учащимся групп риска
силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних специалистов
(психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников социальных служб,
правоохранительных органов, опеки и т. д.);
разработку и реализацию профилактических программ, направленных на работу
как с девиантными учащимися, так и с их окружением; организацию межведомственного
взаимодействия;
вовлечение учащихся в воспитательную деятельность, проекты, программы
профилактической
направленности
социальных
и
природных
рисков
в
общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные, против
курения, вовлечения в деструктивные детские и молодёжные объединения, культы,
субкультуры, группы в социальных сетях; по безопасности в цифровой среде, на
транспорте, на воде, безопасности дорожного движения, противопожарной безопасности,
антитеррористической и антиэкстремистской безопасности, гражданской обороне и т. д.);
организацию превентивной работы с учащимися со сценариями социально
одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии, самоконтроля,
устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
профилактику
правонарушений,
девиаций
посредством
организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в том
числе профессиональной, религиозно-духовной, благотворительной, художественной и
др.);
предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в случаях
появления, расширения, влияния в МБОУ СОШ №55 маргинальных групп учащихся
(оставивших обучение, криминальной направленности, с агрессивным поведением и др.);
профилактику расширения групп, семей учащихся, требующих специальной
психолого-педагогической поддержки и сопровождения (слабоуспевающие, социально
запущенные, социально неадаптированные дети-мигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
В результате анализа профилактической работы, проводимой в МБОУ СОШ № 55
определены следующие проблемы:
-отсутствие контроля со стороны родителей учащихся, пропускающих учебные
занятия без уважительной причины, нежелание родителей приходить в школу для
совместного решения проблем учащихся;
-недостаточная занятость учащихся группы риска в каникулярный период,
недостаточная роль классных руководителей в организации занятости учащихся;
- недостаточный уровень развития правовой культуры учащихся и их родителей.
Направления профилактики:
–профилактика зависимого поведения (химической и нехимической зависимости);
–профилактика правонарушений и безнадзорности, в том числе экстремистских
проявлений;
–профилактика
аутодеструктивного,
суицидального
поведения
несовершеннолетних;
– развитие навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях (на
воде, вблизи железной дороги, общественном транспорте);
– проведение мероприятий по предупреждению травматизма учащихся, в том числе
детского дорожно-транспортного травматизма, пожарной безопасности.
Организация профилактики:
Решаемые задачи, содержание и формы профилактики в рамках:
-программ учебных предметов;
-программ внеурочной деятельности;
-комплексного плана работы МБОУ СОШ № 55 и субъектов системы
17
профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (Территориальная
комиссия Дзержинского района города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и
защите их прав, органы опеки и попечительства, Центр социальной помощи семье и детям
города Нижний Тагил, учреждения здравоохранения, органы службы занятости).
-Плана профилактической деятельности МБОУ СОШ № 55, Плана совместной
деятельности ОДН ОП № 17 МУ МВД России «Нижнетагильское» и МБОУ СОШ № 55
по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних;
-Плана воспитательной работы классного руководителя (с обучающимися и
родителями);-Календарного плана воспитательной работы.
Участие в проведении межведомственных комплексных профилактических
мероприятиях и акциях Всероссийского, областного и муниципального уровней:
«Подросток», «За здоровье и безопасность наших детей», «Единый День профилактики»,
«Безопасность детства», «Единый день правовой помощи детям», «Сообщи, где торгуют
смертью», День отказа от курения, Международный день борьбы с наркотиками,
Всероссийский День трезвости.
Проведение мероприятий в рамках дней/недель/декад/Месячника профилактики:
-месячник по обучению участников ОП в области защиты от ЧС (сентябрь–
октябрь);
-мероприятия в рамках Дня защиты детей (март– апрель);
-Всероссийский урок безопасности школьников в сети «Интернет»;
-декада профилактики правонарушений;
-декада правовых знаний и др. Выявление и сопровождение детей «группы риска»
(с проблемами в развитии, обучении и адаптации), в социально опасном положении.
Выявление несовершеннолетних с проблемами в развитии, обучении и адаптации,
в социально опасном положении (диагностика психологическая, педагогическая,
социально-педагогическая).
Организация работы Совета профилактики, Службы медиации/примирения,
организация индивидуальной профилактической деятельности (вторичная профилактика).
Формы: диагностика, консультирование, организация межведомственного
взаимодействия) и др.
Модуль «Социальное партнёрство»
Реализация
воспитательного
потенциала
социального
партнёрства
предусматривает:
участие представителей организаций-партнёров, в том числе в соответствии с
договорами о сотрудничестве, в проведении отдельных мероприятий в рамках рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (дни открытых
дверей, государственные, региональные, школьные праздники, торжественные
мероприятия и т. п.);
участие представителей организаций-партнёров в проведении отдельных уроков,
внеурочных занятий, внешкольных мероприятий соответствующей тематической
направленности;
проведение на базе организаций-партнёров отдельных уроков, занятий,
внешкольных мероприятий, акций воспитательной направленности;
проведение открытых дискуссионных площадок (детских, педагогических,
родительских) с представителями организаций-партнёров для обсуждений актуальных
проблем, касающихся жизни общеобразовательной организации, муниципального
образования, региона, страны;
реализация социальных проектов, совместно разрабатываемых учащимися,
педагогами
с
организациями-партнёрами
благотворительной,
экологической,
патриотической, трудовой и т. д. направленности, ориентированных на воспитание
18
учащихся, преобразование окружающего социума, позитивное воздействие на социальное
окружение.
Социальными партнерами МБОУ СОШ №55 в решении задач воспитания
являются: МБУ ДО городской Дворец детского и юношеского творчества, МАУ ДО
Дзержинский Дворец детского и юношеского творчества:
-деятельность в рамках городской краеведческой игры «Я-Тагильчанин»;
- участие в фестивале «Адрес детства – мой Нижний Тагил»;
- деятельность по формированию у учащихся навыков безопасного поведения –
занятия, смотры конкурсы по профилактике дорожно-транспортного движения, пожарной
безопасности - участие в выставках, конкурсах, акциях;
- экскурсии в музей истории образования ДДДЮТ, тематические беседы, Уроки
мужества и памяти, выступления;
Городской дворец детского юношеского творчества:
- экскурсии в музей памяти погибших в локальных войнах ГДДЮТ, тематические
беседы, выступления, Уроки мужества и памяти, смотры – конкурсы;
- участие в мероприятиях РДШ, «Движение первых».
МБУК "Молодёжный театр" и МБУК «Нижнетагильский театр кукол»:
- посещение спектаклей;
-участие в мастер – классах;
- встречи с актёрами;
-сотрудничество в период деятельности лагеря с дневным пребыванием детей.
МБУ ДОД Городская станция юных натуралистов:
- мероприятия экологической направленности.
МБОУ ДО городская станция юных туристов «Полюс»:
- мероприятия краеведческой направленности, участие в смотрах конкурсах
школьных музеев.
Музей истории и бронетанковой техники АО «НПК Уралвагонзавод»:
- экскурсии.
Нижнетагильский музей заповедник: - экскурсии.
ГАУ КУСОН «Золотая осень»:
- участие в социальных акциях.
Музейный выставочный комплекс АО НПК «Уралвагонзавод»:
– проведение экскурсий для классных коллективов, тематические выступления на
темы гражданскопатриотической направленности;
Музей памяти воинов-тагильчан, погибших в локальных войнах планеты:
– экскурсии для классных коллективов;
– Уроки памяти, Уроки мужества;
– тематические выступления на темы гражданско-патриотической направленности.
ГБУЗ СО ДГБ № 1 Клиника, дружественная к молодежи «Перспектива»:
– профилактические мероприятия по проблемам сохранения здоровья учащихся;
Территориальная комиссия Дзержинского района города Нижний Тагил по делам
несовершеннолетних и защите их прав:
– занятия по профилактике детского безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
– тематические родительские собраниях; – индивидуальные мероприятия в рамках
реализации ИПРА.
- участие в акциях, проводимых отрядом ЮИД;
– тематические выступления на общешкольных родительских собраниях;
– работа в рамках Комплексного плана работы.
ОДН ОП № 17 МУ МВД России «Нижнетагильское»
– профилактические мероприятия на основании совместного плана работы.
2 ОФПС по Свердловской области Пожарно- спасательная часть № 30; СЧ №54:
19
-профилактические мероприятия;
- экскурсии;
-участие в конкурсах противопожарной безопасности.
Отделение пропаганды ГИБДД МУМВД России «Нижнетагильское»:
– занятия по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
– соревнования «Безопасное колесо»;
Филиалы МБУК ЦГБ № 2, № 9, № 10:
- тематические классные часы;
- библиотечные уроки;
- сотрудничество в период деятельности лагеря с дневным пребыванием детей.
Модуль «Профориентация»
Совместная
деятельность
педагогов
и
учащихся
по
направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение учащихся;
диагностику и консультирование по проблемам профориентации. Задача совместной
деятельности педагога и ребенка – подготовить ученика к осознанному выбору своей
будущей профессиональной деятельности. При постановке указанной цели учитывается,
что цель профориентации состоит не в том, чтобы определить, кем быть ребенку в
будущем, а лишь подвести к взвешенному, самостоятельному выбору профессиональной
деятельности, сформировать психологическую готовность к профессиональному
самоопределению. В начальной школе речь идет о ранней профориентации.
Реализация воспитательного потенциала профориентационной работы МБОУ
СОШ №55 предусматривать:
проведение циклов профориентационных часов, направленных на подготовку
учащегося к осознанному планированию и реализации своего профессионального
будущего;
профориентационные игры (игры-симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях, условиях
разной профессиональной деятельности;
экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы;
посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий, тематических
профориентационных парков, лагерей;
организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной организации
профориентационных смен с участием экспертов в области профориентации, где
учащиеся могут познакомиться с профессиями, получить представление об их специфике,
попробовать свои силы в той или иной профессии, развить соответствующие навыки;
совместное с педагогами изучение учащимися интернет-ресурсов, посвящённых
выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, онлайнкурсов по интересующим профессиям и направлениям профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
индивидуальное консультирование психологом учащихся и их родителей
(законных представителей) по вопросам склонностей, способностей, иных
индивидуальных особенностей учащихся, которые могут иметь значение в выборе ими
будущей профессии;
проведение профессиональных проб;
освоение учащимися основ профессии в рамках различных курсов, включённых в
обязательную часть образовательной программы, в рамках компонента участников
образовательных отношений, внеурочной деятельности, дополнительного образования;
олимпиады по предметным областям (дистанционные предметные и комплексные
межпредметные олимпиады и др.). Олимпиады в качестве формы организации
профессиональной ориентации учащихся предусматривают участие наиболее
20
подготовленных или способных в данной сфере учащихся;
− предметные недели, которые в качестве формы организации профессиональной
ориентации учащихся включает набор разнообразных мероприятий, организуемых в
течение календарной недели, содержательно предметная неделя связана с каким-либо
предметом или предметной областью.
21
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
МБОУ СОШ № 55 укомплектовано педагогическими и руководящими
работниками, имеющими необходимую квалификацию для реализации основных
общеобразовательных программ.
Коллектив МБОУ СОШ № 55 профессионален и стабилен. В школе работает 61
педагогов:
- учителей: 44
- педагоги дополнительного образования: 3 человек
- совместителей: 2 человека
- административных работников: 6 человек
-иные педагогические работники – 6 человека (педагог-психолог, учитель –
дефектолог, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, советник директора по
воспитанию и взаимодействию с детскими общественными организациями).
Распределение работников по категориям:
Учителя:
- высшая категория – 20
- первая категория – 36
- соответствие - 5
- без категории - нет
Реализацию рабочей программы воспитания обеспечивают следующие
педагогические работники:
Должность
Директор
Количество Функционал
1
Осуществляет контроль развития системы
организации воспитания учащихся.
Заместитель директора по
3
Осуществляет
контроль
реализации
УР
воспитательного
потенциала
урочной
и
внеурочной деятельности, организует работу с
неуспевающими
и
слабоуспевающими
учащимися и их родителями (законными
представителями), учителями предметниками.
Организует методическое сопровождение и
контроль
учителей-предметников
по
организации
индивидуальной
работы
с
неуспевающими
и
слабоуспевающими
учащимися,
одаренными
учащимися,
учащимися с ОВЗ
Заместитель директора по
1
Организует воспитательную работу в Школе:
ВР
анализ, принятие управленческих решений по
результатам анализа, планирование, реализация
плана, контроль реализации плана. Курирует
деятельность Совета учащихся, волонтёрского
объединения, Совета родителей. Курирует
деятельность объединений дополнительного
образования, Школьного спортивного клуба.
Курирует деятельность педагога-организатора,
педагогов
дополнительного
образования,
классных руководителей. Курирует работу с
платформой
«Навигатор
дополнительного
образования»
Социальный педагог
1
Выступает посредником между учащимися и
22
Педагог-психолог
2
Педагог-организатор
1
Советник директора по
воспитанию
и
взаимодействию
с
детскими
общественными
организациями
1
Классный руководитель
32
учреждением, организацией, семьей, средой,
специалистами различных социальных служб,
ведомств
и
административных
органов.
Принимает меры по социальной защите и
социальной помощи, реализации прав и свобод
личности учащихся (воспитанников, детей).
Руководит Советом профилактики, организует
работу
по
социально-психологическому
тестированию. Вовлекает учащихся, состоящих
на различных видах учета в социально
значимую деятельность. Взаимодействует с
учителями,
родителями
(лицами,
их
заменяющими), специалистами социальных
служб, семейных и молодежных служб
занятости,
с
благотворительными
организациями и др. в оказании помощи
учащимся,
нуждающимся
в
опеке
и
попечительстве, с девиантным поведением.
Организует психологическое сопровождение
воспитательного
процесса:
проводит
коррекционные
занятия
с
учащимися,
состоящими на различных видах учёта;
консультации
родителей
(законных
представителей)
по
корректировке
детскородительских отношений, учащихся по
вопросам личностного развития. Является
куратором Школьной службой медиации.
Осуществляет
социально-психологическое
тестирование. Проводит занятия с учащимися,
направленные на профилактику конфликтов,
буллинга, профориентацию др. Сопровождение
учащихся с ОВЗ
Организует проведение школьных мероприятий,
обеспечивает
участие
учащихся
в
муниципальных мероприятиях.
Осуществляет анализ и организует участие в
планировании деятельности различных детских
общественных
объединений
и
НКО,
деятельность
которых
направлена
на
укрепление
гражданской
идентичности,
профилактику
правонарушений
среди
несовершеннолетних, вовлечение детей и
молодежи
в
общественно
полезную
деятельность. Организует деятельность по
созданию социальных инициатив учащихся ОО.
Организует
взаимодействие
с
заинтересованными
общественными
организациями по предупреждению негативного
и противоправного поведения обучающихся.
Курирует проекты РДДМ «Движение Первых»
Организует
воспитательную
работу
с
учащимися и родителями на уровне классного
23
коллектива.
Реализует воспитательный потенциал урока
Проводит
индивидуальные
и
групповые
коррекционноразвивающие
занятия
с
учащимися, консультации родителей (законных
представителей)
Учителя повышают уровень своего мастерства через различные источники,
расширяют свою методическую базу, современные педагогические технологии через
дистанционную форму обучения, используют формы повышения квалификации без
отрыва от учебного процесса.
Учитель предметник
Учитель - дефектолог
12
1
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
Воспитательная деятельность в Школе регламентируется следующими локальными
актами:
- Устав Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы № 55;
- Правила внутреннего распорядка обучающихся;
- Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации обучающихся;
- Положение о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления
обучающихся;
- Положение о порядке оформления возникновения, приостановления и
прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или)
родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
- Положение об организации питания в МБОУ СОШ № 55;
- Положение о родительском контроле за качеством питания;
- Положение о классном руководстве;
- Положение о совете профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних;
- Положение о Совете старшеклассников;
- Положение об использовании государственных символов;
- Положение о Школьном спортивном клубе;
- Календарные планы воспитательной работы по уровням образования;
- Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы;
- Положение о Центре детских инициатив;
3.3 Требования к условиям работы с учащимися с особыми образовательными
потребностями
В настоящее время в школе, получает образование 8% детей с ОВЗ и 2,4% детей
инвалидов во всех уровнях образования. Дети ОВЗ и дети-инвалиды получают
образование, на равных, со всеми учащимися, создана благоприятная доброжелательная
среда. Эти дети находятся под пристальным контролем классных руководителей, и
социально-психологической службы. Они имеют возможность участвовать в различных
формах жизни детского сообщества: в работе органов самоуправления, волонтерского
отряда, участвовать в конкурсных мероприятиях онлайн и офлайн, в школьных
праздниках. Обеспечивается возможность их участия в жизни класса, школы, событиях
группы. Таким образом, формируется их личностный опыт, развивается самооценка и
уверенность в своих силах, опыт работы в команде, развивает активность и
ответственность каждого учащегося в социальной ситуации его развития.
Особыми задачами воспитания учащихся с ОВЗ являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия детей с ОВЗ с
окружающими для их успешной адаптации и интеграции в школе;
24
- формирование доброжелательного отношения к детям с ОВЗ и их семьям со
стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учетом индивидуальных
особенностей каждого учащегося с ОВЗ;
- активное привлечение семьи и ближайшего социального окружения к
воспитанию учащихся с ОВЗ;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей учащихся с ОВЗ в
развитии и содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медикосоциальной компетентности;
- индивидуализация в воспитательной работе с учащимися с ОВЗ.
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции учащихся
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной
успешности учащихся призвана способствовать формированию у учащихся ориентации на
активную жизненную позицию, инициативность, максимально вовлекать их в совместную
деятельность в воспитательных целях. Система проявлений активной жизненной позиции
и поощрения социальной успешности учащихся строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех учащихся о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа учащихся);
соответствия артефактов и процедур награждения укладу МБОУ СОШ №55,
качеству воспитывающей среды, символике общеобразовательной организации;
прозрачности правил поощрения (наличие положения о награждениях,
неукоснительное следование порядку, зафиксированному в этом документе, соблюдение
справедливости при выдвижении кандидатур);
регулирования частоты награждений (недопущение избыточности в поощрениях,
чрезмерно больших групп поощряемых и т. п.);
сочетания индивидуального и коллективного поощрения (использование
индивидуальных и коллективных наград даёт возможность стимулировать
индивидуальную и коллективную активность учащихся, преодолевать межличностные
противоречия между учащимися, получившими и не получившими награды);
привлечения к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей
(законных представителей) учащихся, представителей родительского сообщества, самих
учащихся, их представителей (с учётом наличия ученического самоуправления),
сторонних организаций, их статусных представителей;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Формы поощрения проявлений активной жизненной позиции учащихся и
социальной успешности: индивидуальные и групповые портфолио, рейтинги,
благотворительная поддержка.
Ведение портфолио — деятельность учащихся при её организации и регулярном
поощрении классными руководителями, поддержке родителями (законными
представителями) по собиранию (накоплению) артефактов, фиксирующих и
символизирующих достижения учащегося.
Портфолио может включать артефакты признания личностных достижений,
достижений в группе, участия в деятельности (грамоты, поощрительные письма,
фотографии призов, фото изделий, работ и др., участвовавших в конкурсах и т. д.). Кроме
индивидуального портфолио, возможно ведение портфолио класса.
3.5 Анализ воспитательного процесса
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами учащихся на уровнях
начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленными
25
соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в общеобразовательной
организации является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления
основных проблем и последующего их решения с привлечением (при необходимости)
внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план
воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение
прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение
уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и
разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, учащимися и
родителями;
развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование
его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических
работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого
планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания
совместной деятельности с учащимися, коллегами, социальными партнёрами);
распределённая ответственность за результаты личностного развития учащихся
ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это результат как
организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация
участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и
саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития учащихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития учащихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем директора
по воспитательной работе с последующим обсуждением результатов на методическом
объединении классных руководителей или педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития учащихся является педагогическое наблюдение. Внимание
педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения в личностном
развитии учащихся удалось решить за прошедший учебный год; какие проблемы,
затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы, трудности появились,
над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности учащихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности
учащихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по воспитательной работе, классными
руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) учащихся,
Совета Старшеклассников. Способами получения информации о состоянии организуемой
совместной деятельности учащихся и педагогических работников могут быть
анкетирования и беседы с учащимися и их родителями (законными представителями),
педагогическими работниками, представителями Совета Старшеклассников. Результаты
обсуждаются на заседании методических объединений классных руководителей или
педагогическом совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности учащихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
26
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
внешкольных мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности ученического самоуправления;
деятельности по профилактике и безопасности;
реализации потенциала социального партнёрства;
деятельности по профориентации учащихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по воспитательной работе (совместно с советником директора по
воспитательной работе при его наличии) в конце учебного года.
27