ДООП Выразительное чтение (1)

Содержание
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы .................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка ....................................................................................................................... 3
1.2. Адресат программы ............................................................................................................................. 4
1.3. Объем и сроки освоения ..................................................................................................................... 5
1.4. Особенности организации образовательного процесса .................................................................... 5
1.5. Планируемые результаты ................................................................................................................... 5
1.6. Содержание программы ..................................................................................................................... 6
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий ............................................................ 6
2.1. Календарный учебный график ........................................................................................................... 6
2.2. Условия реализации программы ........................................................................................................ 6
2.3. Формы аттестации .............................................................................................................................. 7
2.4. Методические материалы .................................................................................................................. 7
Приложение №1 ......................................................................................................................................... 9
Приложение №2 ....................................................................................................................................... 13

2

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: художественная
Настоящая программа разработана с учетом нормативно-правовой базы в области
образования РФ и нормативно-правовыми актами образовательной организации:
 Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 75 п. 4, глава 10;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Уставом МБОУ СОШ № 55.
Актуальность программы
Художественное чтение является исполнительским искусством, задача которого –
превратить слово написанное, в слово звучащее.
Ясная и правильная передача мыслей автора - первая задача выразительного чтения.
Настоящая программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен,
неисчерпаем мир слова.
Воспитание интереса к изучению мира слова должно пробуждать у учащихся стремление
расширять свои знания в области родной речи, совершенствовать свою речь.
Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность.
Поэтому особое внимание на занятиях кружка уделяется заданиям, направленным на развитие
речи учащихся, на воспитание у них чувства языка.
Особенность
Программа содержит достаточное количество практико-ориентированных заданий,
которые позволяют учащимся проявить самостоятельность и творческую инициативу.
Программа составлена с учетом возрастных особенностей учащихся.
Цель программы: развитие творческих способностей и развитие мотивации учащихся к
познанию русского языка через развитие навыков выразительного чтения.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Обучающие задачи:
1) формировать понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) формировать осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических
представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным
предметам;
3) научить использованию разных видов чтения (ознакомительное, изучающее,
выборочное, поисковое);
4) формировать необходимые навыки для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения
вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования
художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных
литературоведческих понятий;
5) учить самостоятельно выбирать интересующую литературу;
6) учить пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации;
7) формировать потребности в систематическом чтении;

3

8) формировать умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику
различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев.
Развивающие задачи:
1) научить применению
различных способов решения проблем творческого и
поискового характера;
2) формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3) научить начальным формам познавательной и личностной рефлексии;
4) научить активному использованию речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) научить навыкам смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с поставленными целями и задачами;
6) научить осознанному построению речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах;
7) научить логическим действиями сравнения, установления аналогий и причинноследственных связей;
8) подготовить готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать
своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие
точки зрения;
9) научить определению общей цели и путей её достижения;
10) сформировать умение договариваться о распределении функций и ролей в
совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение
окружающих;
11) сформировать готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества.
Воспитательные задачи:
1) формировать чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;
2) формировать средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитывать художественно-эстетического вкус, эстетические потребности, ценности
и чувства на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной
литературы;
4) развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную
отзывчивость, понимание и сопереживание к чувствам других людей;
5) воспитывать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная
отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
6) развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным
ценностям.

1.2. Адресат программы
учащиеся 11-17 лет (5-11 класс)
4

1.3. Объем и сроки освоения
Программа рассчитана на 1 год (210 часов), занятия проводятся 2 раз в неделю по 3
академических часа. Занятия начинаются с сентября согласно расписанию.
1.4. Особенности организации образовательного процесса
Прием учащихся в объединение осуществляется в течение всего учебного года на
основе свободного выбора детей. Наполняемость в группах составляет от 15 человек.
Занятия по данной программе предполагаю очную и дистанционную форму обучения.
Формы организации деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная.
Программа позволяет строить работу с учетом индивидуальной траектории развития учащихся.
1.5.

Планируемые результаты

Личностные результаты:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ;
2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей,
ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений
художественной литературы;
4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
5) этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость,
понимание и сопереживание чувствам других людей;
6) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
7) установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому
труду, работа на результат, бережное отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
1) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
3) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
4) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
5) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с поставленными целями и задачами;
6) осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами
коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах;
7) овладение логическими действиями сравнения, установления аналогий и причинноследственных связей;
8) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения;
9) определение общей цели и путей её достижения;
10) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
11) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества.
Предметные результаты:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства
сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
5

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о
мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о
добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее, выборочное, поисковое);
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской
компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про
себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных,
научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
6) пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной
информации;
7) формирование потребности в систематическом чтении;
8) умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных
текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков
героев.
1.6.

Содержание программы

Учебный план
№
п/п

Наименование раздела

1.
2.

Изучаем русский язык
Техника выразительного чтения
Всего часов:

Количество
часов

120
90
210

Учебно-тематическое планирование и содержание учебно-тематического плана
содержится в приложении 1,2

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий






2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график утверждается ежегодно (Приложение №3)
Начало занятий - первая неделя сентября текущего учебного года.
Окончание занятий определяется в соответствии с Учебным планом на текущий учебный
год.
Наименование учебных периодов - «четверть».
Количество учебных периодов (четвертей)-4.
Продолжительность учебного года -35 учебных недель.

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое и кадровое обеспечение
Занятия проходят в актовом зале, который полностью оснащен необходимой цифровой аудио-,
видео аппаратурой (компьютер, принтер, мультимедийная система; музыкальный центр)
Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и
опытом работы.
6

2.3. Формы аттестации
В процессе реализации программы педагог может проводить входной, текущий, итоговый
контроль. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: тестирование,
публичные выступления и т.д.
Входной контроль - проводится впервые дни обучения и имеет своей целью выявить
уровень подготовки обучающимися, определить направление и формы индивидуальной работы
и получить информацию для усовершенствования образовательной программы. Используемые
методы: собеседование, наблюдения, анкетирование учащихся.
Промежуточный контроль учащихся проводится с целью повышения ответственности
педагогов и учащихся за результаты образовательного процесса, за объективную оценку
усвоения учащимися дополнительных общеобразовательных программ обучения; за степень
усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы в рамках учебного
года. Промежуточный контроль учащихся включает в себя проверку теоретических знаний и
практических умений и навыков. Промежуточный контроль учащихся может проводиться в
следующих формах: защита творческих работ, фестивали, соревнования, турниры и т.д.
Итоговый контроль учащихся проводится с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительных общеобразовательных программ. Итоговый контроль учащихся проводится по
окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Итоговый контроль
учащихся может проводиться в следующих формах: участие в конкурсах разного уровня.
Оценка уровня усвоения программы
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью защиты итоговых работ,
которая позволяет выявить уровень обученности по курсу «Выразительное чтение».
Ниже среднего: учащийся овладел менее чем половиной объема знаний по теме, овладел
менее чем половиной объема практических умений и навыков и, по наблюдению педагога,
овладел менее половиной объема навыков по организации своей деятельности,
коммуникативными и др. умениями, предусмотренными программой.
Средний: объем усвоенных учащимся знаний по теме составляет более половины, объем
усвоенных практических умений и навыков составляет более половины; учащийся овладел
более чем половиной объема организационных навыков и освоил коммуникативные и др.
умения, предусмотренные программой.
Выше среднего: учащийся освоил практически весь объем знаний по теме, овладел
практически всеми умениями и навыками, освоил практически весь объем организационных
навыков, коммуникативных и других умений, предусмотренных программой.
2.4. Методические материалы
Теоретические занятия проводятся в кабинете в форме лекций и бесед с использованием
технических средств. Практические занятия подразумевают индивидуальную и групповую
форму работы. При проведении занятий необходимо учитывать опыт учащихся и осуществлять
дифференцированный подход при подготовке практических заданий для них.
Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся:
подбор материала; вариативность сложности заданий. Для достижения поставленной в данной
программе цели и получения ожидаемого результата используется комплекс разнообразных
методов:
Методы получения новых знаний:
-стиль преподнесения материала;
-рассказ, объяснение, беседа, организация наблюдения.
Методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности:
-практическая деятельность, упражнения.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта:
7

-метод эмоционального стимулирования (метод основаны на создании ситуации успеха в
обучении).
Методы развития познавательного интереса:
-формирование готовности восприятия учебного материала; -метод создания ситуаций
творческого поиска.
Метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств
учащихся:
-творческое задание, создание креативного поля;
-метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств
учащихся;
-методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности
социального и психологического развития учащихся коллектива;
-повседневное наблюдение за работой учащихся.
При проведении занятий важно создавать особую доброжелательную психологическую
атмосферу.
.
Список литературы

1. Артоболевский Г. В. Художественное чтение. – М.: Просвещение, 1978
2. Власова Т.М.: Фонетическая ритмика. - М.: ВЛАДОС, 1996.
3. Грецов.А., БедареваТ. Психологические игры для старшеклассников и студентов.СПб: Питер, 2008.
4. Еремина Т.А. Педагогические мастерские: инновационные технологии на уроках
литературы. –М.: Просвещение, 2013.
5. Найдёнов Б.С.и др. Методика выразительного чтения. - М.: Просвещение, 1977.
6. Капинос В.И. и др. Развитие речи. Теория и практика обучения. - М., 1991.
7.Козлянинова И. П. Произношение и дикция. - М.: ВТО, 1977.
8. Лопухина И. Логопедия. 550 занимательных упражнений. - М.: Аквариум, 1996.
9. Савкова З. Как сделать голос сценическим. - М.: Советская Россия, 1978.
10. Студия художественного слова. Сост. Р.В. Вейс - М.: ВЦХТ, 2002.9. Практикум по
выразительному чтению. - М.: Учпедгиз, 1960.
11. Соловьева Н.М., Завадская Т.Ф. Выразительное чтение в 4-8 классах. - М.:
Просвещение, 1983.

8

Приложение №1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Выразительное чтение»

Рабочая программа учебного модуля

«Изучаем русский язык»

9

Рабочая программа учебного модуля «Изучаем русский язык» является неотъемлемой
частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Выразительное
чтение».
Учебно-тематическое планирование
№
темы

Название тем

В том числе
Кол-во
часов Теория Практика

Формы
контроля/
аттестации

Раздел 1. Вводные занятия – 3 часа
Понятие «выразительное чтение».
Художественное чтение как особый
вид искусства.
Раздел 2. Богатый русский язык
Краткая история развития
художественного чтения. Основные
направления этого искусства: устное
2
народное творчество, исполнение
писателями своих произведений,
чтение литературных произведений
актерами.
Крупнейшие мастера
3
художественного слова.
1

4

Устная и письменная речь. Работа
над дикцией.

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

5

Учусь слушать. Декламация

3

1

2

6

Разговорная речь. Декламация

3

1

2

7

Научная речь.

3

1

2

8

Художественная речь.

3

1

2

9

Вывески на улицах города.

3

1

2

10

Речь радио, телевидения.

3

1

2

11

Какую речь хочется слушать?

3

1

2

12

Речевые роли.

3

1

2

13

Инсценирование.

3

1

2

14

Конкурс «Литературная гостиная».

3

1

2

15

Богатство речи.

3

1

2

16

Слово и его значение.

3

1

2

17

Работа с толковым словарём.

3

1

2

18

Многозначные слова.

3

1

2

19

Точность речи.

3

1

2

10

Входной контроль

20

Синонимы.

3

1

2

21

Антонимы.

3

1

2

22

Родственные слова.

3

1

2

23

Какие книги мне нравятся?

3

1

2

Творческие работы по изученным
темам.

3

1

2

24
25

Презентации творческих работ.

3

1

2

26

Основные качества речи.

3

1

2

Слово и его значение.

3

1

2

Стили речи: разговорный и книжный.

3

1

2

3

1

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

27
28

Раздел 3. Техника речи
Техника речи. Устройство речевого
29
аппарата человека.
Требования к техническим умениям
30
хорошего оратора.
Комплекс дыхательных упражнений
31
(учимся правильно дышать)
Считалки.
32
Мимика и жесты в устной речи.
33
Понятие о дикции. Артикуляция как
физиологический процесс.
Речевые упражнения (работа над
35
дикцией и артикуляцией)
Работа над скороговоркой как
36
преодоление всех возможных
дикционных трудностей.
Речевая разминка, методика ее
37
проведения.
Раздел 4. Орфоэпия
Орфоэпия, её значение для
38
выразительности речи.
Основные правила русского
39
литературного произношения.
Орфоэпические ошибки и пути их
40
исправления. Орфоэпические
словари.
Всего
34

Текущий
контроль

2

Текущий
контроль

Текущий
контроль

120 часов

Содержание модуля
Раздел 1. Вводные занятия. Понятие «выразительное чтение». Художественное чтение
как особый вид искусства.
Раздел 2. Богатый русский язык. Краткая история развития художественного чтения.
Основные направления этого искусства: устное народное творчество, исполнение писателями
своих произведений, чтение литературных произведений актерами. Крупнейшие мастера
11

художественного слова. Устная и письменная речь. Работа над дикцией. Учусь слушать.
Декламация Разговорная речь. Декламация Научная речь. Художественная речь. Вывески на
улицах города. Речь радио, телевидения. Какую речь хочется слушать? Речевые роли.
Инсценирование. Конкурс «Литературная гостиная». Богатство речи. Слово и его значение.
Работа с толковым словарём. Многозначные слова. Точность речи. Синонимы. Антонимы.
Родственные слова. Какие книги мне нравятся? Творческие работы по изученным темам.
Презентации творческих работ. Основные качества речи.Слово и его значение. Стили речи:
разговорный и книжный.
Раздел 3. Техника речи. Техника речи. Устройство речевого аппарата человека.
Требования к техническим умениям хорошего оратора. Комплекс дыхательных упражнений
(учимся правильно дышать) Считалки. Мимика и жесты в устной речи. Понятие о дикции.
Артикуляция как физиологический процесс. Речевые упражнения (работа над дикцией и
артикуляцией). Работа над скороговоркой как преодоление всех возможных дикционных
трудностей. Речевая разминка, методика ее проведения.
Раздел 4. Орфоэпия. Орфоэпия, её значение для выразительности речи. Основные
правила русского литературного произношения. Орфоэпические ошибки и пути их
исправления. Орфоэпические словари.

12

Приложение №2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Выразительное чтение»

Рабочая программа учебного модуля

«Техника выразительного чтения»

13

Рабочая программа учебного модуля «Техника выразительного чтения» является
неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Выразительное чтение».

Формы
Название тем
контроля/
аттестации
Раздел 1. Средства логической и эмоционально-образной выразительности чтения
Интонация как звуковой рисунок.
3
1
2
1. Тональная окраска образов
художественного произведения.
Темп речи, сила и высота голоса как
3
1
2
2.
средства выразительности речи.
Оценка своего голоса. Речевые
3
1
2
3.
упражнения
Логические ударения и их значения.
3
1
2
4. Случаи обязательной постановки
логического ударения.
Паузы и их роль в выразительном
3
1
2
чтении. Виды пауз: логические,
5.
психологические, ритмические
(стиховые)
Мимика и жест, их использование в
3
1
2
6.
выразительном чтении. Поза чтеца.
Слова нейтральные и эмоционально
3
1
2
7.
окрашенные.
Эмоциональные ударения.
3
1
2
8.
Особенности произношения слов в
3
1
2
9.
разных местностях.
Особенности произношения слов в
3
1
2
10.
разных местностях.
Интонация речи:
3
1
2
11.
сила,темп,тембр,мелодика.
Выбор интонации для
3
1
2
Текущий
12.
предложенных отрывков.
контроль
Раздел 2. Практикум по выразительному чтению
Рассказывание сказок. Особенности
3
1
2
13. сказок как произведений устного
народного творчества. Виды сказок.
Рассказывание — традиционная
3
1
2
форма исполнения народных сказок;
сохранение напевности и
14.
ритмичности, характерных для их
передачи в устном народном
творчестве.
Композиционные особенности
3
1
2
15. сказок: зачин, постепенно
нарастающее развитие действия,
№
темы

В том числе
Кол-во
часов Теория Практика

14

повторы, диалоги, концовка.
Практикум по выразительному
3
1
чтению сказок.
Особенности стихотворной речи.
3
1
17. Ритмичность и музыкальность
стихотворений.
Передача в чтении особенностей
3
1
стихотворной речи: стиховые паузы,
18.
цезуры, рифмы, метра,
инструментовки стиха.
Выразительное чтение лирических
3
1
19.
стихотворений.
Чтение басен. Выявление в чтении
3
1
образа рассказчика, образов
20.
действующих лиц и их диалогов,
морали басни.
Чтение прозаических произведений.
3
1
21. Описание, повествование и диалог в
прозаическом произведении.
Использование логических и
3
1
22. эмоционально-образных средств
выразительного чтения.
Порядок проведения выразительного
3
1
23.
чтения произведения.
Практикум по выразительному
3
1
24.
чтению прозаического произведения.
Раздел 3. Инсценирование художественных произведений
Виды инсценирования
3
1
художественных произведений для
детей: чтение и рассказывание с
25.
показыванием игрушек, настольный
теневой и кукольный театр,
диафильмы.
Характеристика видов
3
1
26.
инсценирования, техника показа.
Составление сценариев для
3
1
27. инсценирования художественных
произведений.
Эстетическое соответствие
3
1
художественного текста и
28. изобразительного материала.
Соответствие и взаимосвязь
зрительных и слуховых впечатлений.
Инсценирование басен.
3
1
29.
16.

Раздел 4. Итоговое занятие
30. Итоговое занятие
Всего:

3
90 часов

15

1

2
2

2

2
2

2

2

2
2

Текущий
контроль

2

2
2

2

2

2

Итоговый
контроль

Раздел 1. Средства логической и эмоционально-образной выразительности чтения
Интонация как звуковой рисунок. Тональная окраска образов художественного
произведения. Темп речи, сила и высота голоса как средства выразительности речи. Оценка
своего голоса. Речевые упражнения Логические ударения и их значения. Случаи обязательной
постановки логического ударения. Паузы и их роль в выразительном чтении. Виды пауз:
логические, психологические, ритмические (стиховые) Мимика и жест, их использование в
выразительном чтении. Поза чтеца. Слова нейтральные и эмоционально окрашенные.
Эмоциональные ударения. Особенности произношения слов в разных местностях. Особенности
произношения слов в разных местностях. Интонация речи: сила, темп, тембр, мелодика. Выбор
интонации для предложенных отрывков.
Раздел 2. Практикум по выразительному чтению. Рассказывание сказок. Особенности
сказок как произведений устного народного творчества. Виды сказок. Рассказывание —
традиционная форма исполнения народных сказок; сохранение напевности и ритмичности,
характерных для их передачи в устном народном творчестве. Композиционные особенности
сказок: зачин, постепенно нарастающее развитие действия, повторы, диалоги, концовка.
Практикум по выразительному чтению сказок. Особенности стихотворной речи. Ритмичность и
музыкальность стихотворений. Передача в чтении особенностей стихотворной речи: стиховые
паузы, цезуры, рифмы, метра, инструментовки стиха. Выразительное чтение лирических
стихотворений. Чтение басен. Выявление в чтении образа рассказчика, образов действующих
лиц и их диалогов, морали басни. Чтение прозаических произведений. Описание, повествование
и диалог в прозаическом произведении. Использование логических и эмоционально-образных
средств выразительного чтения. Порядок проведения выразительного чтения произведения.
Раздел 3. Инсценирование художественных произведений
Виды инсценирования художественных произведений для детей: чтение и рассказывание
с показыванием игрушек, настольный теневой и кукольный театр, диафильмы. Характеристика
видов инсценирования, техника показа. Составление сценариев для инсценирования
художественных произведений. Эстетическое соответствие художественного текста и
изобразительного материала. Соответствие и взаимосвязь зрительных и слуховых впечатлений.
Инсценирование басен.
Раздел 4. Итоговое занятие Итоговое занятие

16

Приложение №3
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Выразительное чтение»

Календарный учебный график
Программа рассчитана на 35 учебные недели

1 четверть

с 02.09.2024 по 25.10.2024 8 недель

40 учебных дней

2 четверть

с 05.11.2024 по 28.12.2024 8 недель

40учебных дней

3 четверть

с 09.01.2025 по 21. 03.2025 10 недель

52 учебных дней

4 четверть

с 31.03.2025 по 31..05.2025 9 недель

42 учебных дней

Каникулы

Сроки

Продолжительность

осенние

с 26.10.2024 по 04.11.2024

10 календарных дней

зимние

с 29.12.2024 по 08.01.2025

11 календарных дней

весенние

с 22.03.2025 по 30.03.2025

7 календарных дней

летние

с 01.06.2025 по 31.08.2025

92 календарных дня

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».