Содержание РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы ....................................................................... 3 1.1. Пояснительная записка ............................................................................................................................ 3 1.2. Адресат программы ................................................................................................................................... 4 1.3. Объем и сроки освоения .......................................................................................................................... 4 1.4. Особенности организации образовательного процесса ....................................................................... 4 1.5. Планируемые результаты........................................................................................................................ 4 1.6. Содержание программы .......................................................................................................................... 5 РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий ............................................................... 6 2.1. Календарный учебный график ............................................................................................................... 6 2.2. Условия реализации программы ............................................................................................................ 6 2.3. Формы аттестации ................................................................................................................................... 6 2.4. Методические материалы ....................................................................................................................... 7 2.5. Список литературы .................................................................................................................................. 8 Приложение №1............................................................................................................................................... 9 Приложение №2............................................................................................................................................. 14 Приложение №3............................................................................................................................................. 16 2 РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы 1.1. Пояснительная записка Направленность программы: социально-гуманитарная Настоящая программа по курсу «Юный музеевед» разработана с учетом нормативноправовой базы в области образования РФ и нормативно-правовыми актами образовательной организации: Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 75 п. 4, глава 10; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; Уставом МБОУ СОШ № 55. Актуальность программы Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру. Музей-это своеобразная модель системы культуры, играющая огромную роль в воспитании личности. Для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем сегодня может такой уникальный социальный институт, как музей. Особенность данной программы заключается в том, что она предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучение методики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы. Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность – самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся, педагога и родителей. Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся. Цель программы: совершенствование нравственного и патриотического воспитания учащихся с помощью музееведения. Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач: Обучающие задачи: дать необходимый объём знаний по основам краеведения и музейного дела; обучить практическим навыкам и умению вести экскурсии; обучить основам ведения исследовательской и проектной деятельности, правилам оформления научно-исследовательских работ и проектов и их представления; научить самостоятельному поиску информации; создать ситуации возможного выбора обучающимися направлений или областей их деятельности в соответствии с их индивидуальными особенностями. Развивающие задачи: содействовать самовыражению и самореализации обучающихся, развивать их творческую и исполнительскую активность в процессе работы в школьном музее; развивать речевую культуру и память, творческие и организаторские способности; 3 способствовать выявлению и развитию научно-исследовательских способностей обучающихся; развивать ключевые компетенции, которые позволят обучающимся успешно социализироваться в современном мире (например, связанные с коммуникацией, исследованием, проектированием, работой в группе, организацией своей деятельности, использованием компьютерных технологий и т.д.); развивать познавательный интерес обучающихся к историко-культурному и природному наследию родного края, к своим историческим корням; способствовать формированию эстетического и художественного вкуса. Воспитательные задачи: формировать духовные качества подрастающего поколения через вовлечение обучающихся в экскурсионную, поисково-исследовательскую и проектную деятельность; воспитывать сознательную любовь к своей Родине, уважительное отношение к старшему поколению и к культурно-историческому прошлому своего народа; воспитывать взаимопонимание и взаимовыручку при работе в группе, толерантное отношение к окружающим; формировать ответственное отношение к исполнению обязанностей; создавать условия социального, культурного и профессионального самоопределения обучающихся. 1.2. Адресат программы учащиеся 11-17 лет (5-11 класс) 1.3. Объем и сроки освоения Программа рассчитана на 1 год (175 часов), занятия проводятся 2 раз в неделю по 2,5 часа. Занятия начинаются с сентября согласно расписанию. 1.4. Особенности организации образовательного процесса Прием учащихся в объединение осуществляется в течение всего учебного года на основе свободного выбора детей. Данный курс предназначен для учащихся 5-11 классов и носит предметно – ориентированный характер. Наполняемость в группах составляет до 15 человек. Занятия по данной программе предполагает очную форму обучения. Формы организации деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная. Программа позволяет строить работу с учетом индивидуальной траектории развития учащихся. 1.5. Планируемые результаты Предметные: Знать: - необходимый объём знаний по основам краеведения и музейного дела; - правилам оформления научно-исследовательских работ и проектов и их представления; Уметь: вести экскурсии; вести исследовательскую и проектную деятельность самостоятельно вести поиск информации. Метапредметные: Уметь: проявлять творческую и исполнительскую активность в процессе работы в школьном музее; 4 творческие и организаторские способности; способствовать выявлению и развитию научно-исследовательских способностей обучающихся; развиты ключевые компетенции, которые позволят обучающимся успешно социализироваться в современном мире (например, связанные с коммуникацией, исследованием, проектированием, работой в группе, организацией своей деятельности, использованием компьютерных технологий и т.д.); развит познавательный интерес обучающихся к историкокультурному и природному наследию родного края, к своим историческим корням; Личностные: развиты духовные качества подрастающего поколения; сознательная любовь к своей Родине, уважительное отношение к старшему поколению и к культурно-историческому прошлому своего народа; взаимопонимание и взаимовыручку при работе в группе, толерантное отношение к окружающим; ответственное отношение к исполнению обязанностей. Предметные: Знать: - особенности становления музеев в России и в мире в различные исторические периоды; - ориентироваться в музейной терминологии; - о современных музейных технологиях; Метапредметные: Уметь: - работать с различными источниками информации; - составлять план поисково-исследовательского проекта; - заполнять бланки музейной документации по работе с фондами; - проектировать простую экспозицию; - комплектовать материал для выставки; - составлять текст экскурсии к выставке; - ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве; - оформлять и хранить краеведческий материал, вести элементарные краеведческие записи. Личностные результаты: - развито чувство любви к своей малой родине, чувства гордости и ответственности за историческое наследие России; - сформирована активная жизненная позиция; - сформировано чувство уважения к прошлому, бережное отношение к реликвиям, патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности; - развит интерес к музееведческой и научно-исследовательской деятельности. 1.6 Содержание программы Содержание программы предусматривает комплекс занятий, распределенных по следующим модулям, рабочие программы которых представлены в приложениях: Приложение №1 Рабочая программа учебного модуля «Общие понятия «музейного дела» и этапы работы в школьном музее», Приложение №2 Рабочая программа учебного модуля «Фондовая работа». Учебный план 5 № п/п Название модуля «музейного работы в Всего часов Формы контроля/ аттестации 100 Презентация работ Защита итоговых работ 1 Общие понятия дела» и этапы школьном музее 2 Фондовая работа 75 Всего за год: 175 Учебно-тематическое планирование содержится в приложениях 1,2. и содержание учебно-тематического плана РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1.Календарный учебный график Календарный учебный график утверждается ежегодно (Приложение №3) Начало занятий - первая неделя октября текущего учебного года. Окончание занятий определяется в соответствии с Учебным планом на текущий учебный год. Наименование учебных периодов - «четверть». Количество учебных периодов (четвертей)-4. Продолжительность учебного года -35 учебных недель. Во время каникул (осенних, зимних, весенних) занятия не проводятся. 2.2.Условия реализации программы Материально-техническое и кадровое обеспечение Занятия проходят в кабинете «школьный музей» который полностью оснащен необходимой мебелью, выставочными витринами. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащён компьютером, что позволяет использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные программы. Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и опытом работы. 2.3.Формы аттестации В процессе реализации программы педагог может проводить входной, текущий, итоговый контроль. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: публичные выступления, презентации, доклады и т.д. Входной контроль - проводится в первые дни обучения и имеет своей целью определить направление и формы индивидуальной работы и получить информацию для усовершенствования образовательной программы. Используемые методы: собеседование, анкетирование обучающихся. Промежуточный контроль учащихся проводится с целью повышения ответственности педагогов и учащихся за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ обучения; за степень усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы в рамках учебного года. Промежуточный контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный промежуток учебного времени – полугодие. Промежуточный контроль учащихся включает в 6 себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточный контроль учащихся может проводиться в следующих формах: защита творческих работ, проектов, конференции, фестивали, соревнования, турниры и т.д. Итоговый контроль учащихся проводится с целью выявления уровня развития способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам дополнительных общеобразовательных программ. Итоговый контроль учащихся проводится по окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Итоговый контроль учащихся может проводиться в следующих формах: защита итоговых работ, проектов, презентаций и т.д. Оценка уровня усвоения программы Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью защиты исследовательских работ, которая позволяет выявить уровень обученности по курсу «Юный музеевед». Ниже среднего: учащийся овладел менее чем половиной объема знаний по теме, овладел менее чем половиной объема практических умений и навыков и, по наблюдению педагога, овладел менее половиной объема навыков по организации своей деятельности, коммуникативными и др. умениями, предусмотренными программой. Средний: объем усвоенных учащимся знаний по теме составляет более половины, объем усвоенных практических умений и навыков составляет более половины; учащийся овладел более чем половиной объема организационных навыков и освоил коммуникативные и др. умения, предусмотренные программой. Выше среднего: учащийся освоил практически весь объем знаний по теме, овладел практически всеми умениями и навыками, освоил практически весь объем организационных навыков, коммуникативных и других умений, предусмотренных программой. 2.4.Методические материалы Теоретические занятия проводятся в кабинете в форме лекций и бесед с использованием технических средств. Практические занятия подразумевают индивидуальную и групповую форму работы. При проведении занятий необходимо учитывать опыт учащихся и осуществлять дифференцированный подход при подготовке практических заданий для них. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся: подбор материала; вариативность сложности заданий. Для достижения поставленной в данной программе цели и получения ожидаемого результата используется комплекс разнообразных методов: Методы получения новых знаний: -стиль преподнесения материала; -рассказ, объяснение, беседа. Методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности: -практическая деятельность. Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: -метод эмоционального стимулирования (метод основаны на создании ситуации успеха в обучении). Методы развития познавательного интереса: -формирование готовности восприятия учебного материала; - метод создания ситуаций творческого поиска. Метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся: -творческое задание, создание креативного поля; -метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств учащихся; -методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности социального и психологического развития учащихся коллектива; 7 При проведении занятий важно создавать особую доброжелательную психологическую атмосферу. . 2.5.Список литературы 1. Акулич Е. М. Музей и регион. Монография. Екатеринбург, 2004. 2. Дубов И. В. Музееведение: исторические и краеведческие музеи. Краткий курс лекций. СПб., 2004. 3. Зайцев Г. Б. Музеи мира. Учебный справочник. Екатеринбург, 2001. 4. Константинова С. С. Экзамен по музееведению. М., 2005. 5. Лысикова О. В. Музеи мира. М., 2004. 6. Магомедов А. Д. Историческое краеведение и музейное дело. Учебно-методическое пособие. Махачкала, 2003. 7. Музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов. М.: МГУКИ, 2001. 8. Музееведение: музеи исторического профиля.// Под ред. К. Г. Левыкина, В. Хербста. М., 1988. 9. Музейное образование: история и современные концепции. СПБ.: СПБГУКИ, 2004. С. 17-22. 0,3 п.л. 10. Овчинникова Б. Б., Чижова Л. В. Музеи России: становление и развитие до начала ХХ в. Екатеринбург, 2002. 11. Основы музееведения / Отв. ред Э. А. Шулепова. М.: Едиториал УРСС, 2005. 12. Полякова М. А. Охрана культурного наследия в России. М., 2005. 13. Решетников Н. И. Музееведение. Курс лекций. М., 2000. 14. Самарина Н.Г. Культурное наследие народов России в содержании современного гуманитарного образования (статья) // М.: МГУКИ, 2005. С. 9-15. 15. Самарина Н.Г. Роль источника в музейной коммуникации (статья) // М.: изд-во МГУ; СПБ.: Алетейя, 2006. С. 247-258. 16. Сотникова С. И. Музеология. М., 2004. 17. Старикова Ю. А. Музееведение. Конспект лекций. М., 2006. 18. Шляхтина Л. М. Основы музейного дела: теория и практика. М., 2005. 19. Шляхтина Л. М., Фокин С. В. Основы музейного дела. СПб., 2000. 20. Шулепова Э. А. Основы музееведения. М., 2005. 21. Шустрова И. Ю. История музеев мира. Ярославль, 2002. 22. Юренева Т. Ю. Музееведение. М., 2004. 23. Юренева Т. Ю. Музей в мировой культуре. М., 2003. 8 Приложение №1 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный музеевед» Рабочая программа учебного модуля «Общие понятия «музейного дела» и этапы работы в школьном музее» 9 Рабочая программа учебного модуля «Общие понятия «музейного дела» и этапы работы в школьном музее» является неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный музеевед». Учебно-тематическое планирование № темы Название тем В том числе Кол-во часов Теория Практика Раздел 1. Введение в программу «Юные музееведы» (18 часов) Вводное занятие. Основные понятия 1 2,5 2,5 и термины музееведения Проведение викторины «Кто больше 2,5 2,5 2 назовёт музейных терминов?» Музейное дело. Вернисажи 3-4 5 2 3 Понятие «музейное дело». 2,5 5 Знакомство с особенностями работы 1 1,5 школьных музеев Работа с компьютером. 2,5 6 Ознакомление с информацией в сети 1 1,5 Интернет Раздел 2. Устав юных музееведов. Права и обязанности (9 часов) Устав самодеятельного объединения 2,5 7 юных музееведов. Права и 1 1,5 обязанности юных музееведов Знакомство с Уставом объединения 2,5 юных музееведов, правами и 8 1 1,5 обязанностями, положением о музее в образовательном учреждении Выступления ребят на тему: «Какие 9 2,5 2,5 музеи я посещал» Раздел 3. Школьный краеведческий музей (33 часа) Музееведение как научная 10 дисциплина. Составление словаря 2,5 1 1,5 музейных терминов Составление словаря музейных 11 2,5 2,5 терминов Посещение школьного музея. Первое 12 знакомство. Рисуем по материалам 2,5 1 1,5 экскурсии в школьный музей Роль музея в жизни человека. 13 Основные социальные функции 2,5 2,5 музеев. Составление кроссворда на тему 14 2,5 2,5 музея Знакомство с основными 2,5 социальными функциями музеев 15 1 1,5 Практическая работа. Какова роль музеев в жизни человека Знакомство с основными 2,5 16 1 1,5 социальными функциями музеев 10 Формы контроля/ аттестации викторина публичное выступление 17 18-19 «История письменности» 2,5 1 1,5 5 2 3 Подготовка мини - презентаций Устный журнал «История 2,5 письменности» Раздел 4. История музейного дела в России (18 часов) История музейного дела в России 2,5 21 20 22 23 24 25 Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны. Первые музеи в России Кунсткамера в Санкт- Петербурге. История создания Императорский музей Эрмитаж 29 30 31 32 33 34 2,5 2,5 2,5 2,5 2,5 Практическая работа. Поиск сайтов и 2,5 знакомство через них с известными 26 отечественными музейными собраниями Раздел 5. История музейного дела за рубежом (24 часа) История музейного дела за рубежом 2,5 27 28 2,5 Просмотр видеофильмов об известных музеях мира. Практическая работа. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями) Просмотр видеофильмов об известных музеях мира Древняя Греция: святилища 2,5 Общественные и частные собрания Древнего Рима Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование) Лувр 2,5 2,5 2,5 1 1,5 1 1,5 2,5 1 1 2,5 1,5 1,5 1,5 1 2,5 2,5 2,5 1 1 2,5 1,5 1,5 1,5 1 2,5 1 Раздел 6.Музейная сеть и классификация музеев (9 часов) Музейная сеть и классификация 2,5 35 музеев. Принципы классификации 2,5 музеев в Российской Федерации Ознакомление с информацией о 2,5 частных музеях и музеях, созданных 36 1 на общественных началах в сети Интернет Практическая работа. Ознакомление 2,5 с информацией о частных музеях и 37 музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет 11 1,5 1,5 2,5 презентация Раздел 7.Профили школьных музеев (19 часов) Школьный музей как специфическая 2,5 образовательная среда развития, 38 обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Структура школьного музея и 2,5 39 деятельность его подразделений Посещение школьных музеев 2,5 40 Итого: 100 1 1,5 1 1,5 2,5 36,5 63,5 Содержание модуля Раздел 1. Введение в программу «Юные музееведы.(15 ч) Теория. Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения. Знакомство с содержанием курса обучения, терминами музееведения. Практика. Проведение викторины «Кто больше назовёт музейных терминов» Теория. Музейное дело. Вернисажи. Ознакомление с информацией в сети Интернет. Понятие «музейное дело». Знакомство с особенностями работы школьных музеев. Практика. Работа с компьютером. Ознакомление с информацией в сети Интернет. Раздел 2. Устав юных музееведов. Права и обязанности (9 часов) Теория. Устав самодеятельного объединения юных музееведов. Права и обязанности юных музееведов. Что такое музей? Положение о музее в образовательном учреждении. Знакомство с Уставом объединения юных музееведов, правами и обязанностями, положением о музее в образовательном учреждении. Практика. Выступления учащихся на тему: «Какие музеи я посещал» Раздел 3. Школьный краеведческий музей (27,5 часа) Теория. Музееведение как научная дисциплина. Посещение школьного музея. Первое знакомство. Рисуем по материалам экскурсии в школьный музей. Знакомство с музееведением как научной дисциплиной. Практика. Посещение школьного музея. Рисование на тему: «Что мне понравилось в школьном музее?» Теория. Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Составление словаря музейных терминов. Знакомство с основными социальными функциями музеев. Практика. Составление словаря музейных терминов. Составление кроссворда на тему музея. Устный журнал «История письменности». Теория. Проведение устного журнала «История письменности». Практика. Составление кроссворда на тему музея. Раздел 4. История музейного дела в России (15 часов) Теория. История музейного дела в России. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны. Изучение истории музейного дела в России. Практика. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны. Теория. Первые музеи в России. Задания развивающего характера. Знакомство с первыми музеями в России. Практика. Выполнение заданий развивающего характера. Теория. Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями. Петербург – город музеев. Знакомство с экспонатами музеев – Эрмитажа и Кунсткамеры в СанктПетербурге. Практика. Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными отечественными музейными собраниями. Раздел 5. История музейного дела за рубежом (20 часа) 12 Теория. История музейного дела за рубежом. Практика. Просмотр видеофильмов об известных музеях мира. Работа с компьютером. Поиск сайтов и знакомство через них с известными зарубежными собраниями (музеями). Теория. Общественные и частные собрания Древнего Рима. Коллекционирование в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы; светские сокровищницы и частное коллекционирование). Практика. Защита проектов об одном из известных музеев за рубежом (по выбору детей). Раздел 6. Музейная сеть и классификация музеев. (9 часов) Теория. Музейная сеть и классификация музеев. Принципы классификации музеев в Российской Федерации. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет. Знакомство с принципами классификации музеев в Российской Федерации Практика. Работа с компьютером. Ознакомление с информацией о частных музеях и музеях, созданных на общественных началах в сети Интернет. Раздел 7. Профили школьных музеев. ( 7,5часов) Теория. Школьный музей как специфическая образовательная среда развития, обучения и воспитания. Профили школьных музеев. Посещение школьных музеев. Структура школьного музея и деятельность его подразделений. Практика. Посещение школьных музеев нашего города 13 Приложение №2 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный музеевед» Рабочая программа учебного модуля «Фонды музея» 14 Рабочая программа учебного модуля «Фонды музея» является неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Юный музеевед» Учебно-тематическое планирование № темы Название тем В том числе Кол-во часов Теория Практика Раздел 1. Фонды музея. Основной и вспомогательный фонды (63 часа) Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных 1-3 7,5 5 2,5 фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Практическая работа. Изучение 4-12 22,5 5 18,5 архива школьного музея Музейные предметы как основа 13-14 работы школьного музея. Состав и 5 2 3 структура музейных фондов Составление учётной карточки 15-18 10 10 экспоната школьного музея Музейная конференция. Понятие и 19-21 7,5 3 4,5 основные этапы Раздел 2. Защита итоговых работ по индивидуальным темам (27 часа) Защита проектов об одном из 22-25 известных музеев за рубежом (по 10 10 выбору детей) Защита проектов об экспонате музея 26-30 12,5 12,5 (экспонате из частной коллекции) Итого: 75 15 60 Формы контроля/ аттестации Разработка экскурсии Защита работ Содержание модуля Раздел 1. Фонды музея. Основной и вспомогательный фонды (52,5часа) Теория. Фонды музея. Определение понятий «фонды музея», «изучение музейных фондов», «музейный предмет», «экспонат», «артефакт» и др. Знакомство с фондами школьного музея. Практика. Изучение архива школьного музея. Теория. Музейные предметы как основа работы школьного музея. Состав и структура музейных фондов. Составление учётной карточки экспоната школьного музея. Практика. Изучение музейных предметов школьного музея. Составление учётной карточки экспоната школьного музея. Раздел 2. Защита итоговых работ по индивидуальным темам (22,5 часа) Практика. Защита проектов об экспонате музея (экспонате из частной коллекции) 15 Приложение №3 к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Юный музеевед» Календарный учебный график Программа рассчитана на 35 учебные недели 1 четверть с 02.09.2024 по 25.10.2024 8 недель 40 учебных дней 2 четверть с 05.11.2024 по 28.12.2024 8 недель 40учебных дней 3 четверть с 09.01.2025 по 21. 03.2025 10 недель 52 учебных дней 4 четверть с 31.03.2025 по 31..05.2025 9 недель 42 учебных дней Каникулы Сроки Продолжительность осенние с 26.10.2024 по 04.11.2024 10 календарных дней зимние с 29.12.2024 по 08.01.2025 11 календарных дней весенние с 22.03.2025 по 30.03.2025 7 календарных дней летние с 01.06.2025 по 31.08.2025 92 календарных дня 16