Оглавление
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы ................................. 2
1.1. Пояснительная записка ..................................................................................... 2
1.2. Адресат программы ........................................................................................... 4
1.3. Объем и сроки освоения ................................................................................... 4
1.4. Особенности организации образовательного процесса .................................. 4
1.5. Планируемые результаты ................................................................................. 4
1.6. Содержание программы .................................................................................... 5
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий ......................... 5
2.1. Календарный учебный график ......................................................................... 5
2.2. Условия реализации программы ...................................................................... 5
2.3. Формы аттестации ............................................................................................. 5
2.4. Методические материалы ................................................................................ 6
2.5. Список литературы ........................................................................................... 7
Приложение №1 ....................................................................................................... 8
Приложение №2 ..................................................................................................... 11
Приложение №3 ..................................................................................................... 15
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная
2
Настоящая программа по курсу «Я-ЛИДЕР» разработана с учетом нормативно-правовой
базы в области образования РФ и нормативно-правовыми актами образовательной организации:
Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 75 п. 4, глава 10;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Уставом МБОУ СОШ № 55.
Актуальность программы
Изменения, происходящие в социально-экономической среде, поставило общество перед
решением многих важных проблем. Одной из них является развитие социальной активности,
формирование самостоятельности мышления и деятельности личности.
Россия в наше время нуждаются в новом поколении активистов, людей обладающих
стратегическим мышлением, неординарным видением ситуации, уверенностью в успехе. Особую
актуальность и остроту приобрела задача подготовки лидеров, стимулирование их организаторской
деятельности.
Особенность программы в том, что она разработана с учетом психологических особенностей
среднего школьного возраста. Тематические блоки программы подобраны в соответствии с
актуальными потребностями раннего юношества, возникающими в процессе формирования и
развития личностных качеств, важных для эффективной самореализации, самоактуализации и
самоопределения в этом возрасте.
Программа включает в себя, различные формы работы, что способствует активному
вовлечению школьников в учебно-воспитательный процесс и более быстрому достижению
педагогических целей за счет приобретения участниками собственного опыта в игровых и
тренинговых формах работы.
Развитие качеств успешной личности достигается за счет коррекции личностных качеств
школьников, мешающих достижению жизненного успеха (неуверенность в себе, неадекватная
самооценка, агрессивность, повышенный уровень тревожности.) и развитии личностных качеств,
способствующих достижению жизненного успеха (уверенность, адекватная самооценка,
толерантность).
Цель программы: развитие личностных и коллективных ориентации в сфере социальной
самореализации.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Обучающие:
изучить такие понятия как основные качества лидера, структуру органов
самоуправления, основы организаторской деятельности, содержание понятия «конфликт» и пути
разрешения;
познакомиться с методикой работы над коллективно-творческим делом, основами
общения;
формировать лидерские качества;
формировать навыки и умения руководить коллективом;
изучить основы психологической и коммуникативной культуры;
формировать умения применять на практике, полученные на занятиях знания;
формировать способности к рефлексии;
формировать умения видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их
решения.
Развивающие:
стимулировать проявление активности, инициативы, самостоятельности и творчества;
развивать навыки аналитического и критического мышления;
формировать у обучающихся эмоциональную устойчивость в сложных 5 жизненных
ситуациях, волю и настойчивость;
3
формировать у обучающихся грамотную и культурную речь, умение свободно
общаться с различной возрастной аудиторией;
развивать у обучающихся навыки работы в группе, команде;
развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся;
формировать умение самокритичного отношения к себе.
Воспитательные:
мотивировать к социально значимой общественно полезной деятельности;
формировать навыки, необходимые для жизни в демократическом обществе:
социальную активность и дисциплину, инициативность, нравственность и трудолюбие.
1.2. Адресат программы
Учащиеся 11-17 лет.
1.3. Объем и сроки освоения
Срок реализации программы - 1 год. Данная программа рассчитана на 210 часов (занятия
проводятся 2 раза в неделю по 3 часа).
1.4. Особенности организации образовательного процесса
Прием учащихся в объединение осуществляется в течение всего учебного года на основе
свободного выбора детей. Данный курс предназначен для учащихся 5-11 классов и носит предметно
– ориентированный характер. Наполняемость в группах составляет от 15 человек.
Занятия по данной программе предполагают очную форму обучения.
Формы организации деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная. Программа
позволяет строить работу с учетом индивидуальной траектории развития учащихся.
1.5. Планируемые результаты
Предметные:
знают
основные качества лидера, структуру органов самоуправления, основы
организаторской деятельности, содержание понятия «конфликт» и пути разрешения;
методику работы над коллективно-творческим делом, основами общения;
качества лидера;
основы психологической и коммуникативной культуры;
сформированы:
навыки и умения руководить коллективом;
умения применять на практике, полученные на занятиях знания;
способность к рефлексии;
умения видеть проблемы, формулировать задачи и искать средства их решения.
Развивающие:
Умеют:
проявлять активность, инициативу, самостоятельность и творчество;
аналитически и критически мыслить;
быть эмоционально устойчивыми в сложных жизненных ситуациях,
проявлять волю и настойчивость;
грамотно выражать свои мысли;
свободно общаться с различной возрастной аудиторией;
работать в группе, в команде;
развивать творческие и интеллектуальные способности обучающихся;
самокритично относится к себе.
Воспитательные:
Сформированы:
мотивация к социально значимой общественно полезной деятельности;
навыки, необходимые для жизни в демократическом обществе: социальная
активность и дисциплина, инициативность, нравственность и трудолюбие.
4
1.6. Содержание программы
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, распределенных по следующим
модулям, рабочие программы которых представлены в приложениях: Приложение №1 Рабочая
программа учебного модуля «Портрет лидера», Приложение №2 Рабочая программа учебного
модуля «Коллективное целеполагание».
Учебный план
№
п/п
Название модуля
Всего часов
Формы контроля/ аттестации
1
Портрет лидера
75
Входной контроль,
тестовая работа
2
Коллективное целеполагание
135
Защита итоговых творческих
работ
Всего за год:
210
Учебно-тематическое планирование и содержание учебно-тематического плана содержится в
приложениях 1,2.
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Календарный учебный график утверждается ежегодно (Приложение №3)
Начало занятий - первая неделя сентября текущего учебного года.
Окончание занятий определяется в соответствии с Учебным планом на текущий
учебный год.
Наименование учебных периодов - «четверть».
Количество учебных периодов (четвертей)-4.
Продолжительность учебного года -35 учебных недель.
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое и кадровое обеспечение
Занятия проходят в кабинете, который полностью оснащен необходимой мебелью. Условия
для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим нормам. Кабинет оснащён компьютером,
проектором, интерактивной доской, что позволяет использовать для занятий видеофильмы,
презентации, различные компьютерные программы.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и
опытом работы.
2.3. Формы аттестации
В процессе реализации программы педагог может проводить входной, текущий, итоговый
контроль. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: тестирование, публичные
выступления и т.д.
5
Входной контроль - проводится впервые дни обучения и имеет своей целью выявить
уровень подготовки обучающихся, определить направление и формы индивидуальной работы и
получить информацию для усовершенствования образовательной программы. Используемые
методы: собеседование, наблюдения, анкетирование, тестирование обучающихся.
Промежуточный контроль учащихся проводится с целью повышения ответственности
педагогов и учащихся за результаты образовательного процесса, за объективную оценку усвоения
обучающимися дополнительных общеобразовательных программ обучения; за степень усвоения
обучающимися дополнительной общеобразовательной программы в рамках учебного года.
Промежуточный контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный
промежуток учебного времени – полугодие. Промежуточный контроль учащихся включает в себя
проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточный контроль
учащихся может проводиться в следующих формах: защита творческих работ, проектов,
конференции, фестивали, турниры и т.д.
Итоговый контроль учащихся проводится с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительных общеобразовательных программ. Итоговый контроль учащихся проводится по
окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Итоговый контроль
учащихся может проводиться в следующих формах: защита итоговых творческих работ, проектов,
конференции, и т.д.
Оценка уровня усвоения программы
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью защиты итоговых творческих
работ, которая позволяет выявить уровень обученности по курсу «Я-ЛИДЕР».
Ниже среднего: учащийся овладел менее чем половиной объема знаний по теме, овладел
менее чем половиной объема практических умений и навыков и, по наблюдению педагога, овладел
менее половиной объема навыков по организации своей деятельности, коммуникативными и др.
умениями, предусмотренными программой.
Средний: объем усвоенных учащимся знаний по теме составляет более половины, объем
усвоенных практических умений и навыков составляет более половины; учащийся овладел более
чем половиной объема организационных навыков и освоил коммуникативные и др. умения,
предусмотренные программой.
Выше среднего: учащийся освоил практически весь объем знаний по теме, овладел
практически всеми умениями и навыками, освоил практически весь объем организационных
навыков, коммуникативных и других умений, предусмотренных программой.
2.4. Методические материалы
Теоретические занятия проводятся в кабинете в форме лекций и бесед с использованием
технических средств. Практические занятия подразумевают индивидуальную и групповую форму
работы. При проведении занятий необходимо учитывать опыт учащихся и осуществлять
дифференцированный подход при подготовке практических заданий для них.
Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся: подбор
материала; вариативность сложности заданий. Для достижения поставленной в данной программе
цели и получения ожидаемого результата используется комплекс разнообразных методов:
Методы получения новых знаний:
-стиль преподнесения материала;
-рассказ, объяснение, беседа, организация наблюдения.
Методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности:
-практическая деятельность, упражнения.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта:
-метод эмоционального стимулирования (метод основаны на создании ситуации успеха в
обучении).
Методы развития познавательного интереса:
-формирование готовности восприятия учебного материала;
-метод создания ситуаций творческого поиска.
Метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств
учащихся:
6
-творческое задание, создание креативного поля;
-метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств
учащихся;
-методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности
социального и психологического развития учащихся коллектива;
-повседневное наблюдение за работой учащихся.
При проведении занятий важно создавать особую доброжелательную психологическую
атмосферу.
2.5. Список литературы
1.
Беличева С.А. Основы превентивной психологии. М. 1993.
2.
Бурменская Г.В. Возрастно-психологическое консультирование. М., 1991.
3.
Еремин В.А. Улица-подросток- воспитатель. М., 1991.
4.
Кондратенко В.Т., Чернявская А.Г. По лабиринтам души подростка. Минск., 1991.
5.
Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет. М.,
1999.
6.
7.
8.
8.
9.
10.
Махов Ф.С. Подросток и свободное время. Л., 1982
Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающего поколения. М., 1990.
Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. СПб., 1997
Титов Б. А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга. СПб, 1997.
Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, управление. СПб., 1991.
Холостова Е. И. Социальная работа с детьми. Учебное пособие. М., 2008.
7
Приложение №1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей
программе
«Я-ЛИДЕР»
Рабочая программа учебного модуля
«Портрет лидера»
8
Рабочая программа учебного модуля «Портрет лидера» является неотъемлемой частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Я-ЛИДЕР».
Учебно-тематическое планирование
№
темы
Название тем
Раздел 1. Техника безопасности при работе.
Вводное занятие. Инструктаж по
1
технике безопасности.
Раздел 2. Узнай свой потенциал
2-3
Самодиагностика.
Экипаж одна семья.
Колво
часов
3
6
Слагаемое успеха организатора
3
(введение, выбор актива)
Раздел 3. Все о лидере
Лидер-это тот, кто…
5
3
Понятие «Лидер», качества.
6
Лидер и конфликт.
3
7
Лидер-оратор.
3
8
Понятие «Лидер», качества.
3
Чемодан лидера.
9
3
Раздел 4. Изучение коллективного творческого дела
10
Правила организации КТД.
3
11
Микро игры и тематические дни.
3
12
Оформление КТД.
3
Конкурсная программа, правила
13
6
организации.
КТД направления «Интерес к
14
3
познанию и творчеству».
4
15-17
Коллективно творческое дело от «А»
до «Я»
Раздел 5. Этика и культура общения
Общение как одна из основных
18
ценностей человека.
19
Конфликты и пути их разрешения.
20
Этика и культура делового общения.
Разработка и воплощение новых
21-22
форм КТД
Я, ты, он, она - актив, а все вместе
23
коллектив.
ИТОГО
В том числе
Теория Практика
2
Входной контроль
1
4
Анкетирование,
участие в игровой
программе
1
2
Тестовая работа
2
1
1
1
1
1
2
2
2
2
1
2
3
3
2
4
1
2
1
9
1
8
3
1
2
3
3
1
1
2
2
6
3
3
3
1
2
69
21
48
9
Формы
контроля/
аттестации
Коллективный
творческий
проект
Тестовая работа
Содержание модуля
Раздел 1. Техника безопасности при работе. Вводное занятие.(3ч)
Теория. Правила техники безопасности при работе в кабинете. Расположение электрических
выключателей, средств пожаротушения, медицинской аптечки первой помощи в кабинете. Правила
оказания первой медицинской помощи в экстренных ситуациях.
Практика. Знакомство, проведение игр направленных на знакомство, сплочение.
Раздел 2. Узнай свой потенциал.(9 ч)
Теория. Проведение самодиагностики. Выбор актива.
Практика. Проведение конкурсно-игровой программы «Экипаж, одна семья».
Раздел 3. Все о лидере.(16 ч)
Теория. Понятие о лидере и его качествах. Изучение конфликтов и пути их решения.
Изучение лидера как оратора.
Практика. Игры на выявление лидерских качеств. Сценические игры, направленные на
решение конфликтных ситуаций. Игры на выявление ораторских умений.
Раздел 4. Изучение коллективного творческого дела.(29 ч)
Теория. Изучение правил организации КТД. Изучение правил организации конкурсной
программы.
Практика. Оформление КТД. Разбор ошибок и сложностей при составлении. Создание КТД
от «А» до «Я».
Раздел 5.Этика и культура общения.(18 ч)
Теория. Изучение форм общения. Какие бывают конфликты и пути их решения.
Практика. Круглый стол. Сценические игры, направленные на решение конфликтных
ситуаций. Сценические игры, направленные на ситуации с деловым общением.
10
Приложение №2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Я-ЛИДЕР»
Рабочая программа учебного модуля
«Коллективное целеполагание»
11
Рабочая программа учебного модуля «Коллективное целеполагание» является
неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ЯЛИДЕР».
Учебно-тематическое планирование
№ темы Название тем
Раздел 1. Виды и стили общения.
Структура и средства общения.
Невербальные средства общения.
1-5
Позиции в общении.
Стили общения.
Чувства, мысли, поведение людей.
Как создать коллектив.
6-8
Страницы истории детского
движения.
Мастерская журналистов.
9
Школа ведущих. Разработка
сценария. Практика сценического
искусства. Этюды.
Проблемные ситуации: как себя
13
вести.
14
Методы релаксации
Раздел 2. Мастерская оформителя.
1012
Колво
часов
В том числе
Теори Практи
я
ка
15
5
10
9
3
6
3
1
3
9
4
5
3
1
3
3
1
3
3
1
3
3
1
3
3
3
1
1
3
3
17
18
Оформительский практикум. Теория
красок и цветоведения.
Техника тонирования, набрызга,
акварельная.
Работа с шаблоном. Шрифт, рамки.
Оформление стенгазет, стендов
19
Изготовление буклетов.
3
1
2
20
Сувенирный практикум.
Изготовление открыток к празднику.
3
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
15
16
Раздел 3. Развитие навыков эффективной коммуникации
Эффективное взаимодействие.
21
Вербальное и невербальное
3
общение
Навыки невербального общения.
22
3
Позы, жесты, мимика.
Навыки вербального общения.
23
Приемы убеждения и
3
аргументации.
Манипулирование в общении.
24
Методы преодоления
3
манипуляций в общении.
Межличностные и групповые
25
конфликты. Методы управления
3
конфликтом.
26
Уверенное поведение в общении.
3
12
Формы
контроля/
аттестации
Тестовая работа
Постановка
этюдов
Изготовление
буклетов
Изготовление
открыток
Тестовая работа
Навыки уверенного реагирования
на критику.
Навыки общения с ровесниками и
28
взрослыми.
Раздел 4. Игровое направление.
27
3
1
2
3
1
2
29
Актерское мастерство лидера.
3
1
2
30
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
34
Правила проведения игр.
Коллективные игры в больших
группах.
Интеллектуальные игры.
Разучивание игр, песен, массовок,
тренингов.
Составление игровых программ.
3
1
2
35
Игровой практикум.
3
1
2
3
1
2
3
1
2
3
1
2
31
32
33
Проведение игр
Раздел 5. Здоровый образ жизни как ресурс лидера.
36
37
38
Составляющие ЗОЖ
Система организации ЗОЖ в детской
организации.
Подготовка к проведению
агитбригады по ЗОЖ.
39
Проведение Агитбригады по ЗОЖ.
3
1
2
40
Определение устойчивости лично.
3
1
2
41
Профилактика потребления ПАВ.
Развитие коллективной помощи,
сочувствия.
3
1
2
3
1
2
Профилактика потребления ПАВ..
9
3
6
3
1
2
3
1
2
141
48
93
42
43-45
46
47
ИТОГО
Юридическая ответственность за
злоупотребление ПАВ.
Итоговое занятие подведение итогов
года.
13
Проведение
агитбригады
Анкетирование
Содержание модуля
Раздел 1.Виды и стили общения.(42 ч)
Теория. Структура и средства общения. Невербальные средства общения. Познание чувств,
мыслей, поведения людей. Понятие «Журналист», сфера деятельности. Изучение написания статьи.
Понятие релакс, изучение методов релаксации.
Практика. Круглый стол на тему как создать коллектив и что для этого нужно. Написание
статьи. Разработка сценария . Практика сценического искусства, постановка этюдов. Игры
направленные на релаксацию.
Раздел 2.Мастерская оформителя (18ч)
Теория. Изучение теории красок и цветоведения. Теоретические навыки изготовления
буклета.
Практика. Оформительский практикум. Работа в техниках тонирования, набрызга и
акварельной. Работа с шаблонами рамок и шрифтов. Оформление стенгазет. Изготовление
буклетов. Изготовление открыток.
Раздел 3.Развитие навыков эффективной коммуникации (24ч)
Теория. Изучение вербального и невербального общения, позы, жесты, мимика. Что такое
манипулирование в общении. Изучение межличностных и групповых конфликтов. Изучение
понятия «Критика» и как уверенно реагировать на критику.
Практика. Изучение методов управления конфликтом с помощью игры. Отработка приемов
убеждения и аргументации.
Раздел 4. Игровое направление. (21ч)
Теория. Изучение понятия «игра», виды игр, формы, правила проведения игр.
Практика. Разучивание игр, составление игровых программ, проведение игр.
Раздел 5. Здоровый образ жизни как ресурс лидера (30ч)
Теория. Составляющие ЗОЖ, изучение системы организации ЗОЖ в детской организации.
Изучение понятия агитбригада и основные элементы ее проведения на тему ЗОЖ. Профилактика
потребления ПАВ, юридическая ответственность за употребление.
Практика. Подготовка и проведение агитбригады по ЗОЖ. Круглый стол по подведению
итогов, анкетирование.
14
Приложение №3
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Я -лидер»
Календарный учебный график
Программа рассчитана на 35 учебные недели
1 четверть
с 02.09.2024 по 25.10.2024 8 недель
40 учебных дней
2 четверть
с 05.11.2024 по 28.12.2024 8 недель
40учебных дней
3 четверть
с 09.01.2025 по 21. 03.2025 10 недель
52 учебных дней
4 четверть
с 31.03.2025 по 31..05.2025 9 недель
42 учебных дней
Каникулы
Сроки
Продолжительность
осенние
с 26.10.2024 по 04.11.2024
10 календарных дней
зимние
с 29.12.2024 по 08.01.2025
11 календарных дней
весенние
с 22.03.2025 по 30.03.2025
7 календарных дней
летние
с 01.06.2025 по 31.08.2025
92 календарных дня
15