ДООП_Инфознайка_2 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 55

Утверждено
приказом директора МБОУ СОШ № 55
от 30.08.2024 № 121

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
от 29.08.2024 № 1

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Инфознайка»
Возраст обучающихся: 8 – 9 лет
Срок реализации программы: 1 год

Составитель:
Павлова Галина Григорьевна,
учитель начальных классов

Нижний Тагил
2024

Содержание

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы .................................................................... 3
1.1

Пояснительная записка......................................................................................................................3

1.2

Адресат программы ............................................................................................................................4

1.3

Объем и сроки освоения....................................................................................................................4

1.4

Особенности организации образовательного процесса .............................................................4

1.5

Планируемые результаты .................................................................................................................4

1.6

Содержание программы ....................................................................................................................5

РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий ........................................................... 5
2.1

Календарный учебный график.........................................................................................................5

2.2

Условия реализации программы .....................................................................................................1

2.3

Формы аттестации ..............................................................................................................................6

2.4

Оценка уровня усвоения программы .............................................................................................6

2.5

Методические материалы .................................................................................................................6

2.6

Список литературы.............................................................................................................................8

3

Приложение №1 ............................................................................... Ошибка! Закладка не определена.

4

Приложение №2 .......................................................................................................................................... 9

5

Приложение №3 ........................................................................................................................................ 15

2

РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1 Пояснительная записка
Направленность программы: техническая
Настоящая программа по курсу «Инфознайка» разработана с учетом нормативно-правовой
базы в области образования РФ и нормативно-правовыми актами образовательной организации:
 Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в
Российской Федерации», ст. 75 п. 4, глава 10;
 Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 № 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
 Уставом МБОУ СОШ № 55.
Актуальность программы данной программы дополнительного образования состоит в
том, что в период перехода к информационному обществу одним из важнейших аспектов
деятельности человека становится умение оперативно и качественно работать с информацией,
привлекая для этого современные средства и методы. Наиболее полно реализовать данный курс
призвана образовательная область «технология». Учитывая размытость границы научной
области информатики и невозможности в рамках школьного образования осветить весь аспект
её направлений, актуальной представляется разработка такой концепции преподавания, где
наиболее ярко выделены те направления, которые послужат развитию их системного
мировоззрения и позволят им овладеть современными информационными технологиями.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом последующего
образования, поэтому важнейшая цель начального образования – сформировать у учащихся
комплекс универсальных учебных действий (далее – УУД), обеспечивающих способность к
самостоятельной учебной деятельности, т. е. умение учиться. Ориентиром изучения данного
курса в школе является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества, в частности приобретение учащимися информационной и
коммуникационной компетентности (далее ИКТ-компетентности). Многие составляющие ИКТкомпетентности входят и в структуру комплекса универсальных учебных действий. Таким
образом, часть метапредметных результатов образования в курсе «Инфознайка» входят в
структуру предметных, т. е. становятся непосредственной целью обучения и отражаются в
содержании изучаемого материала. При этом в содержании данного курса для начальной
школы значительный объём предметной части имеет пропедевтический характер. Поэтому курс
«Инфознайка» в начальной школе имеет интегративный, межпредметный характер. Он призван
стать стержнем всего начального образования в части формирования ИКТ- компетентности и
универсальных учебных действий. Простейшие навыки общения с компьютером должны
прививаться именно в младших классах, для того чтобы на предметных уроках в средних
классах дети могли сосредоточиться на смысловых аспектах.
Учащиеся младших классов испытывают к компьютеру сверхдоверие и обладают
психологической готовностью к активной встрече с ним. Общение с компьютером увеличивает
потребность в приобретении знаний, продолжении образования.
Отличительная особенность программы состоит в том, что она составлена таким
образом: что создаются условия, необходимые для овладения обучающимися теми видами
деятельности, которые дают им возможность проявить свой исследовательский и творческий
потенциал, т. е. найти себя; даётся направление и стимул для изучения этих программ. Нужно
показать ребятам, что интересных и даже неожиданных результатов можно добиться, овладев
лишь небольшой частью программной среды, подключив при работе свое воображение;
При изучении данного курса проводятся практические работы, выполняется контрольное
мероприятие, которые позволяют учащимся проявить самостоятельность и творческую
инициативу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей обучающихся.
3

Цель программы: формирование информационной компетенции и культуры
обучающегося, формирование представления о компьютере как универсальном устройстве
обработки, хранении и передачи информации.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
 освоить общие безопасные и эргономичные принципы работы на ПК.
 познакомить учащихся с возможностями различных средств ИКТ для использования в
обучении, развития собственной познавательной деятельности и общей культуры.
 освоить с учащимися первичные навыки обработки и поиска информации при помощи
средств ИКТ.
 научить вводить различные виды информации в компьютер: текст, звук, изображение,
цифровые данные; создавать, редактировать, сохранять и передавать гипермедиа сообщения
и объекты.
1.2 Адресат программы
Учащиеся 8 – 9 лет (2 класс)
1.3 Объем и сроки освоения
Программа рассчитана на 1 год (30 часов), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1
академическому часу. Занятия начинаются с октября согласно расписанию.
1.4 Особенности организации образовательного процесса
Прием учащихся в объединение осуществляется в течение всего учебного года на
основе свободного выбора детей. Данный курс предназначен для учащихся 2 класса и носит
предметно – ориентированный характер. Наполняемость в группах составляет 15 человек.
Занятия по данной программе предполагаю очную форму обучения.
Формы организации деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная.
Программа позволяет строить работу с учетом индивидуальной траектории развития учащихся.
1.5 Планируемые результаты
Личностные результаты освоения курса:

 овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
 развитие мотивов учебной деятельности;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Метапредметные результаты освоения курса:

 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; формирование умения
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной
задачей и условиями её реализации;
 использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
 развитие мотивов учебной деятельности;
 развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
 развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
 освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
4

 использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
Предметные результаты освоения курса:
1.
владение базовым понятийным аппаратом при работе:
 знакомство с основными компьютерными программами, такими как «текстовый редактор
Word»;
 формирование представления об основных функциях программ «текстовый редактор Word».
2. овладение практически значимыми информационными умениями и навыками, их
применением к решению задач, предполагающее умение:
 применение изученных правил нахождения в компьютерном кабинете, при работе с
ноутбуком, USB-флеш-накопителем;
 создание текстов в текстовом редакторе Word;
 редактирование текстов в текстовом редакторе Word: добавление нумерации, гиперссылок,
изображений; работа со шрифтами, абзацами, дизайном и разметкой страницы;
 использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе
готовых материалов, изображений, текстов;
 выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной
задачи.
1.6 Содержание программы
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, распределенных по
следующим модулям, рабочие программы которых представлены в приложениях: Приложение
№1 Рабочая программа учебного модуля «Основы текстового редактора Word», Приложение
№2 Рабочая программа учебного модуля «Создание материала в текстовом редакторе Word».
Учебный план
№
п/п

Название модуля

Всего часов

Формы контроля/ аттестации

1

Основы текстового редактора Word.

15

Входной контроль тестовая работа

2

Создание
материалов
редакторе Word.

15

Защита итоговых работ.

в

текстовом

Всего за год:

30

Учебно-тематическое планирование и содержание учебно-тематического плана
содержится в приложениях 1,2.
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
Календарный учебный график утверждается ежегодно (Приложение №3)
 Начало занятий - первая неделя октября текущего учебного года.
 Окончание занятий определяется в соответствии с Учебным планом на текущий учебный
год.
 Наименование учебных периодов - «четверть».
 Количество учебных периодов (четвертей) - 4.
 Продолжительность учебного года - 30 учебных недель.
 Во время каникул (осенних, зимних, весенних) занятия не проводятся.

5

2.2.
Условия реализации программы
Материально-техническое и кадровое обеспечение
Занятия проходят в кабинете начальных классов, который полностью оснащен
необходимой мебелью, доской. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим
нормам. Кабинет оснащён мобильным компьютерным классом - специализированную
тележку на колесах, позволяющую удобно и безопасно перемещать, хранить и заряжать
учебные цифровые устройства, а также сами ноутбуки. Помимо этого в состав мобильного
класса входит Wi-fi-модуль, мультимедийная система. Это отличное решение для создания
учебного класса с использованием новейших беспроводных технологий. В состав класса входят
все необходимые средства, позволяющие в течение нескольких минут развернуть в любом
помещении беспроводную локальную сеть компьютеров и приступить к занятиям.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и
опытом работы.
2.3.
Формы аттестации
В процессе реализации программы педагог может проводить входной, итоговый контроль.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: самостоятельные работы,
тестирование, публичные выступления и т.д.
Входной контроль - проводится впервые дни обучения и имеет своей целью выявить
уровень подготовки учащихся, определить направление и формы индивидуальной работы и
получить информацию для усовершенствования образовательной программы.
Итоговый контроль учащихся проводится с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительных общеобразовательных программ. Итоговый контроль учащихся проводится по
окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Итоговый контроль
учащихся может проводиться в следующих формах: итоговое тестирование диагностическая
работа, контрольная работа, защита итоговых работ, проектов, конференции, и т.д.
2.4.
Оценка уровня усвоения программы
Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью защиты итоговых работ,
которая позволяет выявить уровень обученности по курсу «Инфознайка».
Ниже среднего: учащийся овладел менее чем половиной объема знаний по теме, овладел
менее чем половиной объема практических умений и навыков и, по наблюдению педагога,
овладел менее половиной объема навыков по организации своей деятельности,
коммуникативными и др. умениями, предусмотренными программой.
Средний: объем усвоенных учащимся знаний по теме составляет более половины, объем
усвоенных практических умений и навыков составляет более половины; учащийся овладел
более чем половиной объема организационных навыков и освоил коммуникативные и др.
умения, предусмотренные программой.
Выше среднего: учащийся освоил практически весь объем знаний по теме, овладел
практически всеми умениями и навыками, освоил практически весь объем организационных
навыков, коммуникативных и других умений, предусмотренных программой.
2.5.
Методические материалы
Теоретические занятия проводятся в кабинете в форме лекций и бесед с использованием
технических средств. Практические занятия подразумевают индивидуальную и групповую
форму работы. При проведении занятий необходимо учитывать опыт учащихся и осуществлять
дифференцированный подход при подготовке практических заданий для них.
Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся:
подбор материала; вариативность сложности заданий. Для достижения поставленной в данной
программе цели и получения ожидаемого результата используется комплекс разнообразных
методов:
Методы получения новых знаний:
- стиль преподнесения материала;
- рассказ, объяснение, беседа, организация наблюдения.
6

Методы выработки учебных умений и накопление опыта учебной деятельности:
- практическая деятельность, упражнения.
Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта:
- метод эмоционального стимулирования (метод основаны на создании ситуации успеха в
обучении).
Методы развития познавательного интереса:
- формирование готовности восприятия учебного материала; -метод создания ситуаций
творческого поиска.
Метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств
учащихся:
- творческое задание, создание креативного поля;
- метод развития психических функций, творческих способностей и личностных качеств
учащихся;
- методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности
социального и психологического развития учащихся коллектива;
- повседневное наблюдение за работой учащихся.
При проведении занятий важно создавать особую доброжелательную психологическую
атмосферу.
.

7

2.6.

Список литературы

Интернет-ресурсы
1. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://schoolcollection.edu.ru/)
2. Microsoft Word 2016. Шаг за Шагом. Поашговое практическое руководство. Сухов А.,
Самиздат, 2017
3. Обучение работе с Word для Windows, Microsoft 365 (Обучение работе с Word для Windows
- Служба поддержки Майкрософт (microsoft.com))
4. Простой и понятный самоучитель Word и Ехсеl / Василий Леонов. — 3-е издание. —
Москва : Эксмо, 2021.

8

Приложение №1
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Инфознайка»

Рабочая программа учебного модуля
«Основы текстового редактора Word»

9

Рабочая программа учебного модуля «Основы текстового редактора Word» является
неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
«Инфознайка».
Учебно-тематическое планирование
№
темы

Название тем

В том числе
Кол-во
часов Теория Практика

Формы
контроля/
аттестации

Раздел 1. Техника безопасности при работе в кабинете информатики, компьютер.
1

Техника безопасности работы в
кабинете информатики

1

1

2

Компьютер и его составляющие.
Первое знакомство.

1

1

Входной
контроль.

Раздел 2. Знакомство программой.
3

Текстовый редактор Word. Первое
знакомство. Вызов программы.

1

4-5

Возможности текстового редактора
Word.

2

1

1

6-7

Клавиатура. Основные клавиши для
работы с текстовым редактором.

2

1

1

8-9

Инструментарий программы.
Вкладки: главная, вставка.

2

1

1

10-11

Инструментарий программы.
Вкладка: разметка страницы.

2

1

1

Набор текста, вставка изображений.

1

Редактирование текста. Заголовок,
основной текст.

2

Проект «Описание любимого
животного»

1

Итого:

15

12
13-14
15

1

1
1

1
1

7

Защита работы.

8

Содержание модуля.
Раздел 1. Техника безопасности при работе в кабинете информатики, компьютер.
Теория. Правила техники безопасности при работе в кабинете информатики. Требования
безопасности перед началом работы. Требования безопасности во время работы, по окончанию
работы. Санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером. Правила пасадки за
компьюером и ноутбуком.
Раздел 2. Знакомство программой.
Теория. Понятие текстовогго редактора. Возможности и применение текстового
редактора Word в повседневной жизни: в школе, во взрослой жизни. Знание основынх клавиш
клавиатуры, горячих клавиш, из применение и назначение. Инструментарий программы: знание
10

содержания и применения вкладок «главная», «вставка», «разметка страницы». Правила набора
текста на клавиатуре, добавления изображений. Знания о редактировании текста. Умение
размещать заголовок текста, подзаголовок, основной текст. Определение заголовка, основного
текста.
Практика. Применять знания о безопастности при работе с компьюетром. Называть
составляющие и части компьютера. Уметь вызывать программу Word, сохранять созданные
файлы. Работать с клавиатурой, основными и горячими клавишами, применять знания при
работе с текстовым редактором. Работать с вкладками текстоого редактора, уметь применять
такие функции как: разрыв страницы, изменение шрифта, выравнивание, заливка, пустая
страница, размещение рисунков, фигур, текстового поля, сортировка. Изменять размер полей
страницы, делить текст на колонки. Набирать правильнос текст. Оформлять заголовок,
подзаголовок, основной текст.

11

Приложение №2
к дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе
«Инфознайка»

Рабочая программа учебного модуля
«Создание материалов в текстовом редакторе Word»

12

Рабочая программа учебного модуля «Создание материалов в текстовом редакторе Word»
является неотъемлемой частью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Инфознайка».
Учебно-тематическое планирование
№
темы

В том числе
Кол-во
часов
Теория Практика

Название тем

Раздел 1. Основной инструментарий программы.
Инструментарий раздела «Абзац»:
1
1
отступы.
Инструментарий раздела «Абзац»:
2
1
интервал.
Инструментарий раздела «Абзац»:
3
1
отступы и интервалы.
Инструмент «Копировать-вставить». 1
4
Раздел 2. Работа в текстовом редакторе.
Оформление текстов для уроков.
5-6
2
Вкладка «Поля».
Таблицы, заполнение таблиц.
7-8
2
Стили текста.
9
1
Редактиврование изображений в
10-11
2
тексте.
12-13 Вставка гиперссылок.
2
13-14

Защита сообщения «Мой любимый
1
урок»

15

Итоговое занятие «Цифровой город»

1

Итого:

15

Формы
контроля/
аттестации

1
Входной
контроль.

1
1
2

1

1

1

1
1
1

1

1
2

5

Защита
итоговых
работ

10

Содержание модуля.
Раздел 1. Обучение основным функциям программы.
Теория. Знание инструментария раздела «Абзац», знание назначений кнопок разделов.
Применение в поведневной жизни функции «Копировать-вставить».
Практика. Умение копировать текст и фотографии, учение вставлять текст на страницы
текстового файла. Умение использовать правильно инструменты раздела «Абзац»:
устанавливать выравнивание, рисовать таблицы, нумеровать текст, сортировать текст.
Раздел 2. Работа в текстовом редакторе.
Теория. Применение текстовых файлов, таблиц на уроках в школе и в поведневной
жизни. Знание правил оформления текстов, создание «гиперссылка».
Практика. Применять знания о безопасности при работе с компьюетром. Называть
составляющие и части компьютера. Использовать инструментарий текстового редактора:
отступы, интервал. Уметь создавать и заполнять таблицы. Стилизовать текст. Редактировать
13

изображения: изменять размер, форму, рамку, положение на листе. Вставлять в текст
гиперссылки на интернет-ресурсы.

14

Приложение №3
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
к программе «Инфознайка»

15

16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».