Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №55
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
от 29.08.2024 № 1
Утверждено
приказом директора МОУ СОШ № 55
от 30.08.2024 № 121
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-гуманитарной направленности
«Английский с удовольствием»
Возраст обучающихся: 9 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Мураева Ольга Геннадьевна
учитель английского языка
первой квалификационной категории
Нижний Тагил
2024
1
Содержание
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы…………………………………….3
1.2. Адресат программы ....................................................................................................... ……….4
1.3. Объем и сроки освоения .............................................................................................................4
1.4. Особенности организации образовательного процесса ..........................................................4
1.5. Планируемые результаты………………………………………………………………………4
1.6. Содержание программы .............................................................................................................7
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий .................................................8
2.1. Календарный учебный график...................................................................................................8
2.2. Условия реализации программы ...............................................................................................8
2.3. Формы аттестации ......................................................................................................................8
2.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы ....................................8
2.5. Методиеские особенности реализации программы .................................................................9
2.6. Список литературы ………………………………………………………………..………… 10
Приложение №1 ...............................................................................................................................11
Приложение №2 ...............................................................................................................................14
Приложение №3 ...............................................................................................................................17
2
РАЗДЕЛ 1. Комплекс основных характеристик программы
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы: социально-гуманитарная
Настоящая программа по курсу «Английский с удовольствием» разработана с учетом
нормативно-правовой базы в области образования РФ и нормативно-правовыми актами
образовательной организации:
Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273 «Об
образовании в Российской Федерации», ст. 75 п. 4, глава 10;
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 №
196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.20);
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Уставом МБОУ СОШ № 55.
Актуальность программы
Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена тем, что она
позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями учащихся
в дополнительном языковом материале и применении полученных знаний на практике;
условиями работы в классно-урочной системе преподавания иностранного языка и
потребностями учащихся реализовать свой творческий потенциал.
Одной из основных задач предъявляемых федеральным государственным
образовательным стандартом является формирование универсальных учебных действий
(УУД).
С этой целью в программе предусмотрено значительное увеличение активных форм
работы, направленных на вовлечение учащихся в динамичную деятельность, на обеспечение
понимания ими языкового материала и развития интеллекта, приобретение практических
навыков самостоятельной деятельности.
Программа состоит из разделов, каждый из которых предполагает организацию
определённого вида внеурочной деятельности обучающихся и направлен на решение своих
собственных педагогических задач.
Отличительной особенностью программы является то, что она ориентирована на учащихся со
средними способностями, но также дает возможность для развития потенциала тех, кто увлечен
английским языком. Так как в современном мире дети испытывают постоянные большие
нагрузки, данная программа позволяет снимать напряжение, так как является почти
развлекательной. Предусмотрена индивидуализация видов работ, что позволит каждому
учащемуся находиться в ситуации успеха, не бояться изучения иностранных языков.
Цель данной программы - развитие элементарных языковых навыков, необходимых для
успешного овладения английским языком, на основе формирования устойчивого интереса к
изучению английского языка.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- формировать коммуникативные навыки: уметь вступать в контакт по общению и
поддерживать его;
- формировать словарный запас;
3
- расширить кругозор детей, познакомить их со страной и культурой изучаемого языка.
1.2. Адресат программы
учащиеся 9 лет (3 класс)
1.3. Объем и сроки освоения
Программа рассчитана на 1 год (30 часов), занятия проводятся 1 раз в неделю по 1
академическому часу. Занятия начинаются с октября согласно расписанию.
1.4.
Особенности организации образовательного процесса
Прием учащихся в объединение осуществляется в течение всего учебного года на
основе свободного выбора детей. Данный курс предназначен для учащихся 3 классов и носит
предметно – ориентированный характер. Наполняемость в группе составляет от 15 человек.
Занятия по данной программе предполагают очную форму обучения.
Формы организации деятельности: коллективная, групповая и индивидуальная.
Программа позволяет строить работу с учетом индивидуальной траектории развития
обучающихся.
1.5 Планируемые результаты
Предметные результаты
А. В сфере коммуникативной компетенции:
- языковые представления и навыки (фонетические, орфографические, лексические и
грамматические);
- говорение (элементарный диалог этикетного характера, диалог в доступных ребёнку
типичных ситуациях, диалог с вопросами и побуждением к действию, монологические
высказывания с описаниями себя, семьи и других людей, предметов, картинок и
персонажей);
- аудирование (понимание на слух речи учителя и других учащихся, восприятие основного
содержания несложных аудиотекстов и видеофрагментов на знакомом учащимся языковом
материале);
- чтение (воспринимать с пониманием тексты ограниченного объёма, соответствующие
изученному тематическому материалу и интересам учащихся с соблюдением правил чтения
и осмысленного интонирования);
- письмо (техника написания букв и соблюдение орфографических правил, опора на образец,
письменное заполнение пропусков и форм, подписи под предметами и явлениями,
поздравительные открытки, личное письмо ограниченного объёма);
- социокультурная осведомлённость (англоговорящие страны, литературные персонажи, сказки
народов мира, детский фольклор, песни, нормы поведения, правила вежливости и речевой
этикет).
Б. В познавательной сфере:
- формирование элементарных системных языковых представлений об изучаемом языке (звукобуквенный состав, слова и словосочетания, утвердительные, вопросительные и
отрицательные предложения, порядок слов, служебные слова и грамматические
словоформы);
- умение выполнять задания по усвоенному образцу, включая составление собственных
диалогических и монологических высказывание по изученной тематике;
- перенос умений работы с русскоязычным текстом на задания с текстом на английском языке,
предполагающие прогнозирование содержания текста по заголовку и изображениям,
выражение своего отношения к прочитанному, дополнение содержания текста собственными
идеями в элементарных предложениях;
- умение использовать учебно-справочный материал в виде словарей, таблиц и схем для
выполнения заданий разного типа;
4
- осуществлять самооценку выполненных учебных заданий и подводить итоги усвоенным
знаниям на основе заданий для самоконтроля.
В. В ценностно-ориентационной сфере:
- восприятие языка как общечеловеческой ценности, обеспечивающей познание, передачу
информации, выражение эмоций, отношений и взаимодействия с другими людьми;
- ознакомление с доступными возрасту культурными ценностями других народов и своей
страны, известными героями, важными событиями, популярными произведениями, а также
нормами жизни;
- перспектива использования изучаемого языка для контактов с представителями иной
культуры, возможность рассказать друзьям о новых знаниях, полученных с помощью
иностранного языка, вероятность применения начальных знаний иностранного языка в
зарубежных турах с родными.
Г. В эстетической сфере:
- знакомство с образцами родной и зарубежной детской литературы, образцов поэзии,
фольклора и народного литературного творчества;
- формирование эстетического вкуса в восприятии фрагментов родной и зарубежной детской
литературы, стихов, песен и иллюстраций;
- развитие эстетической оценки образцов родной и зарубежной детской литературы, стихов и
песен, фольклора и изображений на основе образцов для сравнения.
Д. В трудовой сфере:
- умение сохранять цели познавательной деятельности и следовать её задачам при усвоении
программного учебного материала и в самостоятельном учении;
- готовность пользоваться доступными возрасту современными учебными технологиями,
включая ИКТ для повышения эффективности своего учебного труда;
- начальный опыт использования вспомогательной и справочной литературы для
самостоятельного поиска недостающей информации, ответа на вопросы и выполнения
учебных заданий.
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном
единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся
мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности
и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости,
понимания и сопереживания чувствам других людей;
5
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- осознание иностранного языка как средства международного межкультурного общения,
сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие,
расширяющего познавательные возможности, востребованность и мобильность человека в
современном мире;
- формирование представлений о мире, как о многоязычном, поликультурном, разнообразном и
вместе с тем едином сообществе, открытом для дружбы, взаимопонимания, толерантности и
уважения людей друг к другу.
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска
средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с
целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами
коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в
том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного
предмета.
- развитие социальных умений младшего школьника, необходимых для общения как на родном,
так и иностранном языке в пределах доступных и соответствующих возрасту речевых
ситуаций, коммуникативных потребностей ребёнка и его языковых способностей;
- формирование общего кругозора младших школьников с постепенным развитием и
усложнением языковой картины окружающего их мира, отражающей явления природы,
межличностные отношения, учебную и трудовую деятельность, сферу искусства и культуры;
- усвоение общеучебных умений и универсальных познавательных действий, к которым
относится извлечение информации из материалов на печатных и электронных носителях,
преобразование информации из графической формы в текстовую, использование справочной
литературы и словарей, поиск информации с использованием ИКТ, индивидуальный поиск
решения, парное и групповое взаимодействие в познавательных целях, преобразование
информации в целях понимания, коммуникация информации;
- сохранение познавательной цели при выполнении учебных заданий с компонентами учебнопознавательного комплекта и перенос сформированных умений, а также универсальных
познавательных действий на новые учебные ситуации.
6
1.6 Содержание программы.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, распределенных по
следующим модулям, рабочие программы которых представлены в приложениях: Приложение
№1 Рабочая программа учебного модуля «Я и мое окружение», Приложение №2 Рабочая
программа учебного модуля «Мир вокруг нас».
№
п/п
Название модуля
Всего часов
Формы контроля/
аттестации
Входное тестирование.
1
Я и мое окружение
15
2
Мир вокруг нас.
15
Всего за год:
30
Итоговое тестирование.
Учебно-тематическое планирование и содержание учебно-тематического плана содержится в
приложениях 1,2.
7
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1.
Календарный учебный график
Календарный учебный график утверждается ежегодно (Приложение № 3)
Начало занятий - первая неделя октября текущего учебного года.
Окончание занятий определяется в соответствии с Учебным планом на текущий учебный
год.
Наименование учебных периодов - «четверть».
Количество учебных периодов (четвертей) - 4.
Продолжительность учебного года -30 учебных недель.
Во время каникул (осенних, зимних, весенних) занятия не проводятся.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое и кадровое обеспечение
Занятия проходят в кабинете английского языка, который полностью оснащен
необходимой мебелью, доской. Условия для занятий соответствуют санитарно-гигиеническим
нормам. Кабинет оснащён компьютером, проектором, интерактивной доской, что позволяет
использовать для занятий видеофильмы, презентации, различные компьютерные программы.
Кадровое обеспечение: педагог с соответствующим профилю объединения образованием и
опытом работы.
2.3. Формы аттестации
В процессе реализации программы педагог может проводить входной, текущий, итоговый
контроль. Текущий контроль может проводиться в следующих формах: самостоятельные работы
репродуктивного характера, тестирование, публичные выступления и т.д.
Входной контроль - проводится в первые дни обучения и имеет своей целью выявить
уровень подготовки обучающимися, определить направление и формы индивидуальной работы
и получить информацию для усовершенствования образовательной программы. Используемые
методы: собеседование, наблюдения, анкетирование обучающихся.
Промежуточный контроль учащихся проводится с целью повышения ответственности
педагогов и учащихся за результаты образовательного процесса, за объективную оценку
усвоения обучающимися дополнительных общеобразовательных программ обучения; за степень
усвоения обучающимися дополнительной общеобразовательной программы в рамках учебного
года. Промежуточный контроль проводится как оценка результатов обучения за определенный
промежуток учебного времени – полугодие. Промежуточный контроль учащихся включает в
себя проверку теоретических знаний и практических умений и навыков. Промежуточный
контроль учащихся может проводиться в следующих формах: тестовые работы, контрольная
работа, соревнования, турниры и т.д.
Итоговый контроль учащихся проводится с целью выявления уровня развития
способностей и личностных качеств ребенка и их соответствия прогнозируемым результатам
дополнительных общеобразовательных программ. Итоговый контроль учащихся проводится по
окончанию обучения по дополнительной общеобразовательной программе. Итоговый контроль
учащихся может проводиться в следующих формах: итоговое тестирование диагностическая
работа, контрольная работа, защита итоговых работ, проектов.
2.4. Учебно-методическое и информационное обеспечение программы
Перечень методических материалов:
1) Наличие утвержденной программы.
2) Обучающая компьютерная программа к учебнику.
8
3) Интерактивная доска.
4) Методические разработки по темам программы.
5) Специальная литература (постеры, словари, книги, пособия, справочная литература).
6) Подбор дидактических игр.
7) Организационное обеспечение.
8) Необходимый контингент учащихся.
9) Соответствующее требованиям расписание занятий.
2.5. Методические особенности (механизм) реализации программы
Для реализации программы на занятиях используются следующие методы обучения:
1) Объяснительно-иллюстративный. Сообщение учебной информации с использованием
различных дидактических средств: слова, различных пособий, демонстрация видеокурсов.
Обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти полученные знания.
2) Репродуктивный. Суть его состоит в многократном повторении заданных педагогом
образцов, а основное назначение-формирование навыков и умений использования и
применения полученных знаний.
3) Частично-поисковый. Основное назначение метода - постепенная подготовка детей к
самостоятельному решению проблем.
4) Креативный. Сущность метода - обеспечение организации поисковой творческой
деятельности обучающихся по решению новых для них проблем.
5) Игровой. Используется при реализации программы в следующих случаях:
В качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
Методы воспитания:
создание ситуации успеха;
убеждение и самоубеждение;
внушение и самовнушение;
стимулирование и мотивация;
метод коррекции и самокоррекции поведения;
воспитывающие ситуации и социальные пробы-испытания;
рефлексия.
Виды деятельности:
игровая деятельность (в т.ч. подвижные игры);
чтение, литературно-художественная деятельность;
изобразительная деятельность;
постановка драматических сценок, спектаклей;
прослушивание песен и стихов;
разучивание стихов;
разучивание и исполнение песен;
проектная деятельность;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
9
2.6. Список литературы
1. ФГОС начального общего образования по иностранным языкам (2010г)
2. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа сост. Е.С.Савинов 2-3-е
изд. , перераб.- М.: Просвещение, 2010.- (Серия «Стандарты второго поколения)
3. Рабочая программа начального общего образования по английскому языку издательства
«Просвещение», Москва,2012. Составители: Н.И. Быкова, М.Д. Поспелова
4. Быкова Н., Дули Д., Поспелова М., Эванс В. УМК «Английский в фокусе» для 4 классов. М.: Express Publishing: Просвещение, 2014.
5. Полный курс английского языка для начальной школы./ Селянцева Н.В., Малышева О.А. –
Москва, изд-во АСТ, 2019.
6. Предметные недели в школе. Английский язык. Составители О.Н.Подгорская,
Е.К.Черничкина. – Волгоград, изд-во «Учитель», 2003.
7. Пучкова Ю.Я. Игры на уроках английского языка: Метод. пособие, Ю. Я. Пучкова. – М.:
ООО «Издательство АСТ» : ООО «Издательство Астрель», 2004.
8. Ушакова О.Д. Английский в таблицах и схемах для младших школьников. – Спб.:
Издательский дом «Литера», 2012.
10
Приложение №1
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Английский с удовольствием»
Рабочая программа учебного модуля
«Я и мое окружение»
11
Рабочая программа учебного модуля «Я и мое окружение» является неотъемлемой частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Английский с
удовольствием».
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Названия разделов и тем
1.
1.1.
Дела семейные.
Семейный портрет.
Грамматика: Present Simple.
Описание членов семьи.
Семейное древо.
Портреты членов семьи.
Мой дом.
Разные виды домов.
Добро пожаловать в мой дом!
Дом моей мечты.
Мое любимое место в
квартире.
Распорядок дня.
Один день из моей жизни.
Мои выходные дни.
Мой рабочий день.
Здоровым быть модно.
Здоровый образ жизни.
Здоровая еда.
Болезни.
«Будь здоров» (буклет)
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
Итого:
Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации
/контроля
4
4
1
Входной контроль.
1
1
1
4
1
1
1
1
4
3
3
1
1
1
4
1
1
1
1
4
Промежуточный
контроль
15
15
Раздел 1.Семейные моменты.
Активная лексика:
family tree, big brother, little sister, grandma, grandpa, mum, dad, teddy, chimp.
Пассивная лексика:
new, member, of coursе
Речевой материал:
Who’s this? This is my big/little sister.
Чтение буквы “A” в открытом и закрытом слоге.
Грамматический материал: Множественное число существительных. Глагол «to be»
12
Раздел 2.Мой дом.
Активная лексика:
house, bedroom, bathroom, kitchen, living room, garden, in, under.
Пассивная лексика: Bloom
Речевой материал: Is Lulu in the kitchen? No, she isn’t. She’s in the bedroom.
Грамматический материал: множественное число существительных.
Раздел 3.Распорядок дня.
Активная лексика:
Monday, Tuesday, Wednesday, Thursday, Friday, Saturday, Sunday, quiz, cartoon, clock. in the
morning/ afternoon/evening, at night, have a shower, have breakfast/ lunch/ supper, listen to music,
visit my friend, go to bed, get up, watch a video, come home.
Пассивная лексика: hand, pick a card.
Речевой материал: What do we do on Mondays? We play games. What time do you get up? At
seven o’clock.
Раздел 4.Здоровым быть модно.
Активная лексика:
jelly, vegetables, water, lemonade, cheese, eggs , lunch box, menu, potatoes, pasta, carrots sausages,
rice, popcorn, Coke, shopping list, need;
Речевой материал: What’s your favourite food? Pizza, yum! What about you? Do you like
chicken? Yes, I do/ No, I don’t. Does he like eggs? Yes, he does/ No, he doesn’t. I like.../I don’t like…
My favourite food is … Can I have some meat and potatoes? Here you are.
Чтение буквы “I” в открытом и закрытом слоге.
Пассивная лексика:
crunch, wet, dry, any way, figure out, find out, bath time.
13
Приложение №2
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Английский с удовольствием»
Рабочая программа учебного модуля
«Мир вокруг нас»
14
Рабочая программа учебного модуля «Мир вокруг нас» является неотъемлемой частью
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Английский с
удовольствием».
Учебно-тематическое планирование
№
п/п
Названия разделов и тем
1.
1.1.
Погода.
У природы нет плохой
погоды.
Прогноз погоды.
Одеваемся по погоде.
Мое любимое время года.
В мире животных и птиц.
Места обитания животных.
Поход в зоопарк.
Информационная страничка о
животном.
Мой домашний питомец.
Я – городской житель.
Любите свой город.
Один день в деревне.
Известные места нашего
города.
Повторение.
Подготовка мини-спектакля
Итоговое занятие. Спектакль.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
4.
4.1.
4.2.
4.3.
Количество часов
Формы
Всего
Теория Практика аттестации
/контроля
4
4
1
1
1
1
4
1
1
1
4
1
4
1
1
1
4
3
3
1
1
Обобщающая интерактивная
игра
Итого:
Итоговый
контроль.
Спектакль.
1
15
15
Раздел 1.Погода.
Активная лексика: cloudy,cold,dry,hot,rain,rainbow,snow,raining,snowing,coat,scarf,sweater.
Речевой материал: What, s the weather like ?
It ,s…
Грамматика:Past Simple (was, was not, were, were not)
Раздел 2.В мире животных и птиц.
Активная лексика:
15
head, legs, body, tail, thin, fat, short, crawl, spider, rabbit, seahorse, walk, tortoise, talk, parrot, fly,
bird, jump, swim, run, climb, dance, sing, cute, clever long, cow, sheep, mouth, nose, ears, eyes, big,
small, train, crawl, spider, rabbit, seahorse, walk, tortoise, talk, parrot, fly, bird, jump, swim, run,
climb, dance, sing, cute, clever
Пассивная лексика: get on, track
Речевой материал: What’s the matter? Come on! It’s got a big mouth! Грамматический
материал: Множественное число существительных (исключения)
Раздел 3. Я- городской житель.
Активная лексика:
car, next to, in front of, behind, on, in, under, bus station, city, library, post office ,centre.
Речевой материал: инфинитивы цели: You go there to… Where is…? Модальные глаголы : must
,can.
Раздел 4. Повторение.
Лексический и грамматический материал предыдущих уроков. Защита проектов.
Постановка спектакля.
16
Приложение №3
к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программе «Английский с удовольствием»
17