1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №55 (далее – Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и Уставом МБОУ СОШ № 55 города Нижнего Тагила. 1.2. Настоящее Положение является локальным актом образовательной организации (далее – МБОУ СОШ № 55), регулирующим периодичность, порядок, систему оценок и формы проведения промежуточной аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости. 1.3. Освоение образовательных программ начального, основного, среднего общего образования, адаптированных основных общеобразовательных программ соответствующего уровня образования, в том числе их отдельных частей или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией учащихся. 1.4. Текущий контроль успеваемости учащихся – это систематическая проверка учебных достижений учащихся, проводимая педагогическим работником в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Проведение текущего контроля успеваемости направлено на обеспечение выстраивания образовательного процесса для достижения результатов освоения основных общеобразовательных программ/адаптированных образовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее – ФГОС). 1.5. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Промежуточная аттестация обеспечивает контроль эффективности учебной деятельности образовательного процесса в целом и является основанием для решения о переводе учащихся в следующий класс или на следующий уровень получения образования. 1.6. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию проходят учащиеся 1-11 классов, осваивающие образовательную программу соответствующего уровня общего образования во всех формах получения образования и формах обучения 2 (очной, очно-заочной и заочной). Учащиеся, получающие образование вне МБОУ СОШ № 55 (в форме семейного образования и самообразования), могут проходить текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию в соответствии с заявлением родителей (законных представителей). 1.7. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию учащихся осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями и локальными нормативными актами МБОУ СОШ № 55. 1.8. При проведении текущего контроля успеваемости учащихся могут быть использованы дистанционные образовательные технологии и электронные формы обучения. 1.9. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ №55 принимается педагогическим советом МБОУ СОШ № 55, имеющим право вносить в него свои изменения и дополнения, утверждается директором МБОУ СОШ № 55. 1.10. Настоящее Положение доводится до сведения всех участников образовательных отношений путем размещения на официальном сайте МБОУ СОШ № 55. 2. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся 2.1. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в течение учебного периода (четверти/полугодия) в целях: контроля уровня достижения учащимися результатов, предусмотренных образовательной программой; оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС/ФОП (ФАОП); проведения учащимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с целью возможного совершенствования образовательного процесса. 2.2. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы. 2.3. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются учителем, преподающим этот предмет на основании рабочей программы, которая является частью образовательной программы. 2.4. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется: для учащихся 1-х классов качественно, без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию; для учащихся 2-11 классов в виде отметок по пятибалльной системе: «5» (отлично), «4» (хорошо), «3» (удовлетворительно), «2» (неудовлетворительно), «1» балл (работа не представлена к проверке по неуважительным причинам). 3 2.5. Отметки, выставляемые учащимся, подразделяются на: текущие – отметки, выставляемые учителем в электронный журнал в течение учебного года; четвертные – отметки, выставляемые учителем в электронный журнал по итогам четверти во 2-9 классах, основанием для выставления четвертной отметки является средневзвешенный балл полученных учащимся отметок в течение учебной четверти; полугодовые – отметки, выставляемые учителем в электронный журнал по итогам полугодия в 10-11 классах, основанием для выставления полугодовой отметки является средневзвешенный балл полученных учащимся отметок в течение полугодия. 2.6. Текущую отметку выставляет учитель, ведущий учебный предмет в данном классе, или учитель, заменяющий отсутствующего педагога. При выставлении текущих отметок необходимо учитывать вес каждого вида задания: № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тип задания Выполнение домашних заданий Работа с контурной картой Выполнение физических упражнений Работа на уроке Лабораторная работа Наизусть Практическая работа Проверочная работа Самостоятельная работа Тестирование Говорение Зачёт Словарный диктант Тематическая работа Диктант Изложение Контрольная работа Контрольное списывание Сдача нормативов Сочинение Сокращения в АИС «Образование» Д/З К/К Ф/У Р/У Л Наи А Пр С/Р Т Гов З СД ТМ Дик Изл К/Р КС С/Н Соч Вес 4 5 6 6 8 8 8 8 8 8 8 9 9 9 10 10 10 10 10 10 2.7. Текущие отметки по учебному предмету за урок должны быть выставлены во время проведения урока или в течение текущего учебного дня. Отметки за письменные контрольные мероприятия (контрольные работы, проверочные работы, диктанты и др.), выполненные учащимися, должны выставляться не позднее одной недели со дня их проведения. 4 2.8. Последствия получения неудовлетворительного результата текущего контроля успеваемости определяются педагогическим работником и могут включать в себя проведение дополнительной работы с учащимся, индивидуализацию содержания образовательной деятельности учащегося, иную корректировку образовательной деятельности в отношении учащегося. 2.9. В целях создания для учащихся психологически комфортных условий при переходе от каникулярного периода к учебному в первые 5 учебных дней I четверти при текущем контроле успеваемости используются только отметки «3», «4», «5». 2.10. В целях обеспечения успешной адаптации учащихся 2-х классов (после периода безотметочного обучения) в первые две недели соответствующего учебного года при текущем контроле успеваемости учащихся используются только отметки «3», «4», «5». 2.11. В целях создания для учащихся психологически комфортных условий перехода к учебному процессу после отсутствия по уважительной причине на двух и более уроках подряд по учебному предмету при текущем контроле успеваемости учащихся на первом после указанного периода уроке можно использовать только отметки «3», «4», «5». В том случае, если учащийся представил к проверке задание, которое он выполнял самостоятельно в дни отсутствия на уроке, ему могут быть выставлены только отметки «3», «4», «5». 2.12. По учебным предметам/учебным курсам «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс), «Индивидуальный проект» (10 класс) вводится безотметочное обучение. 2.13. В случае отсутствия учащегося на контрольном мероприятии, обозначенном в поурочном планировании по учебному предмету/курсу, учащийся может написать данную работу в течение двух недель после проведения данной работы (при длительном отсутствии учащегося – более 2-х недель, срок написания пропущенной работы определяется с момента выхода ребенка в школу). В этом случае, отметка в классный журнал выставляется в ту же графу электронного журнала, где стоит отметка о пропуске контрольного мероприятия. 2.14. Четвертную (полугодовую) отметку выставляет учитель, ведущий предмет, а в случае его отсутствия заместитель директора по учебной работе (выставляющее отметки лицо отвечает за их объективность). Отметка за учебную четверть (полугодие) выставляется как среднее арифметическое всех текущих отметок. Пороговое значение для выставления четвертной (полугодовой) отметки представлено в таблице: Отметка Пороговое значение «2» менее 2,5 баллов «3» 2,5-3,54 балла «4» 3,55-4,54 балла «5» 4,55 балла и более 5 Решение о выставлении отметки должно быть мотивировано, обосновано и подтверждаться не менее чем тремя отметками за период аттестации у учащихся 2-9 классов и не менее чем пятью отметками за период аттестации у учащихся 10-11 классов. Четвертная (полугодовая) отметка по учебному предмету выставляется не позднее, чем за два календарных дня до первого дня каникул или начала ГИА в выпускных классах. 2.15. При пропуске учащимся более 50% учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть учащийся не аттестуется. В классный журнал в соответствующей графе отметка не выставляется, а делается отметка о неаттестации («н/а»). 2.16. Учащийся, имеющий отметку о неаттестации, имеет право сдать пропущенный материал учителю по индивидуальному графику, согласованному с заместителем директора по учебной работе и получить отметку за четверть (полугодие). 2.17. Вопрос об оценивании образовательных результатов учащихся, пропустивших в течение четверти (полугодия) более 50% учебного времени по уважительной причине (болезнь, спортивные соревнования, сборы) и имеющих по этой причине менее трех текущих отметок, решается в индивидуальном порядке по согласованию с родителями (законными представителями) учащегося. Рекомендуется определить сроки для консультаций с учителями и сроки последующей сдачи текущего материала, изучаемого в четверти (полугодии). 2.18. Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит текущему контролю с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. 2.19. Для учащихся с ОВЗ текущие отметки выставляются с учетом условий, регламентированных соответствующими адаптированными основными образовательными программами. 2.20. Отметка за четверть (полугодие) для учащихся, зачисленных в МБОУ СОШ № 55 в учебный период (до выставления отметок за учебный период) выставляется с учетом результатов текущего контроля успеваемости учащегося, представленных в надлежащем порядке другой образовательной организации (документ хранится в Личном деле учащегося). В электронный журнал отметки из другой организации при этом не вносятся. 2.21. Для учащихся, временно получавших образование соответствующего уровня в медицинских организациях, либо в организациях отдыха и оздоровления, осуществляющих образовательную деятельность, в качестве результатов текущего контроля успеваемости за соответствующий период принимаются сведения, представленные в надлежащем порядке указанными организациями (документ хранится в Личном деле учащегося). Соответствующее выражение в баллах представленных резуль6 татов вносится классным руководителем в электронный журнал класса в даты периода обучения в другой организации, представившей документ. 2.22. За две недели до окончания четверти (полугодия) учитель информирует классного руководителя о предварительных отметках путем выставления их в электронный журнал. 2.23. Результаты текущего контроля фиксируются педагогическими работниками в электронном журнале. 2.24. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения электронного журнала, так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах текущего контроля успеваемости учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего необходимо написать соответствующее заявление у секретаря МБОУ СОШ № 55. 2.25. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах аттестации за четверть путём выставления отметок в дневники учащихся. В случае неудовлетворительных результатов аттестации классный руководитель доводит эту информацию до родителей (законных) представителей учащихся под подпись. 2.26. Текущий контроль успеваемости учащихся по курам внеурочной деятельности не предусмотрен. 2.27. Оценка личностных и метапредметных результатов осуществляется в соответствии с основной образовательной программой / адаптированной основной образовательной программой соответствующего уровня. 3. Содержание и порядок проведения промежуточной аттестации 3.1. Целями проведения промежуточной аттестации являются: объективное установление фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения образовательной программы; соотнесение этого уровня с требованиями ФГОС/ФОП (ФАОП); оценка динамики индивидуальных образовательных достижений, продвижения в достижении планируемых результатов освоения образовательной программы. 3.2. Промежуточная аттестация в МБОУ СОШ № 55 проводится на основе принципов объективности, беспристрастности. Оценка результатов освоения учащимся образовательных программ осуществляется в зависимости от достигнутых учащимся результатов и не может быть поставлена в зависимость от формы получения 7 образования, формы обучения, факта пользования платными дополнительными образовательными услугами и иных подобных обстоятельств. 3.3. Промежуточная аттестация проводится по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) по итогам учебного года, в сроки согласно календарному учебному графику. 3.4. Промежуточная аттестация учащихся 1-х классов проводится в форме выполнения диагностической контрольной работы. При этом используется только положительная и не различимая по уровням фиксация («освоил»/«не освоил»). 3.5. Формой промежуточной аттестации для учащихся 2-11 классов является выставление по итогам учебного года средней отметки исходя из отметок по частям образовательной программы за четверть (полугодие). Отметка за учебный год выводится как среднее арифметическое всех четвертных (полугодовых) отметок и выставляется в соответствии с правилами математического округления. Успешно прошедшими аттестацию считаются учащиеся, получившие по результатам промежуточной аттестации отметки «3», «4», «5». 3.6. Для фиксации результатов промежуточной аттестации по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (4 класс) используются следующие обозначения: «освоил программу учебного предмета» (в электронном журнале соответствует обозначению «осв.»); «не освоил программу учебного предмета» (в электронном журнале соответствует обозначению «не осв.»). 3.7. Для фиксации результатов промежуточной аттестации по учебному курсу «Индивидуальный проект» (10 класс) используется отметка, полученная в ходе защиты индивидуального проекта, выставляемая в соответствии с «Положением об индивидуальном проекте». 3.8. Формой промежуточной аттестации для учащихся, завершающих обучение по программам основного общего образования, является итоговое собеседование по русскому языку. Получение «зачета» по результатам итогового собеседования по русскому языку является условием допуска к государственной итоговой аттестации. Результаты итогового собеседования по русскому языку не влияют на годовую отметку по учебному предмету. Порядок проведения итогового собеседования по русскому языку определяется федеральным органом исполнительской власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 3.9. Формой промежуточной аттестации для учащихся, завершающих обучение по программам среднего общего образования, является итоговое сочинение (изложение). Получение «зачета» по результатам итогового сочинения (изложения) является условием допуска к государственной итоговой аттестации. Результаты итогового сочинения (изложения) не влияют на годовую отметку по учебному предмету. 8 Порядок проведения итогового сочинения (изложения) определяется федеральным органом исполнительской власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. 3.10. Для юношей 10-х классов в рамках учебного предмета «Основы безопасности и защиты Родины» организуются учебные сборы по обучению начальным знаниям в области обороны и подготовке по основам военной службы. Отметка учащихся за учебные сборы заносится в классный журнал с пометкой «Учебные сборы» и учитывается при выставлении итоговой отметки по учебному предмету «Основы безопасности и защиты Родины» по завершению освоения основной образовательной программы среднего общего образования. 3.11. Промежуточная аттестация по курсам внеурочной деятельности определяется ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной деятельности учащихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных основной образовательной программой. 3.12. Результаты промежуточной аттестации фиксируются педагогическими работниками в классном электронном журнале. 3.13. При пропуске учащимся по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение учебного предмета, курса, дисциплины, модуля учащийся имеет право на перенос срока проведения промежуточной аттестации. Новый срок проведения промежуточной аттестации определяется МБОУ СОШ № 55 с учетом учебного плана, индивидуального учебного плана на основании заявления учащегося (его родителей, законных представителей). 3.14. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) учащихся сведения о результатах их промежуточной аттестации посредством заполнения электронного журнала. Родители (законные представители) учащихся имеют право на получение информации об итогах промежуточной аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего необходимо написать соответствующее заявление у секретаря МБОУ СОШ № 55. В случае неудовлетворительных результатов промежуточной аттестации учащихся они доводятся до сведения родителей (законных представителей) учащихся в письменном виде под подпись родителей (законных представителей) учащегося с указанием даты ознакомления. Уведомление хранится у заместителя директора по учебной работе. 3.15. Особенности сроков и порядка проведения промежуточной аттестации могут быть установлены МБОУ СОШ № 55 для следующих категорий учащихся по заявлению учащихся (их законных представителей): 9 выезжающих на учебно-тренировочные сборы, на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы и иные подобные мероприятия; отъезжающих на постоянное место жительства за рубеж; для иных учащихся по решению педагогического совета. 3.16. Для учащихся, обучающихся по индивидуальному учебному плану, сроки и порядок проведения промежуточной аттестации определяются индивидуальным учебным планом. 3.17. Учащиеся, их родители (законные представители), не согласные с результатами промежуточной аттестации, имеют право подать заявление на имя директора Учреждения не позднее 3 рабочих дней с даты завершения промежуточной аттестации. Заявление рассматривается в установленном порядке комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. 4. Порядок перевода учащихся в следующий класс 4.1. Учащиеся 1-3, 5-8 и 10 классов, освоившие в полном объёме соответствующую часть образовательной программы учебного года и успешно прошедшие промежуточную аттестацию, переводятся в следующий класс. 4.2. Учащиеся 4-х классов, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 4 класс не ниже удовлетворительных), переводятся на следующий уровень освоения общеобразовательной программы. 4.3. Учащиеся 9-х классов, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку допускаются до государственной итоговой аттестации. При успешном прохождении государственной итоговой аттестации Учащиеся допускаются к обучению на уровень среднего общего образования. Решение о допуске к обучению на уровне среднего общего образования принимается на заседании педагогического совета. На основании решения педагогического совета директором МБОУ СОШ № 55 издается соответствующий приказ. 4.4. Учащиеся 11-х классов, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательной программе среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое сочинение (изложение) допускаются до государственной итоговой аттестации. 10 4.5. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 4.6. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность. 4.7. МБОУ СОШ № 55, родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося обязаны создать условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечивает контроль за своевременностью ее ликвидации. 4.8. Учащиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в течение 3 месяцев с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни учащегося, нахождение его в отпуске по беременности и родам, каникулярное время. 4.9. Для проведения промежуточной аттестации при ликвидации академической задолженности во второй раз МБОУ СОШ № 55 создается комиссия в составе не менее трех человек: председатель; педагогический работник, работающий с данным учеником; педагогический работник данной предметной области. В качестве независимого общественного наблюдателя может быть приглашен представитель родительской общественности. 4.10. Результаты ликвидации академической задолженности фиксируются в протоколе и вносятся в электронный журнал. 4.11. Не допускается взимание платы с учащихся (их законных представителей) за прохождение промежуточной аттестации. 4.12. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 4.13. Учащиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по согласованию с их родителями (законными представителями) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, либо на обучение по индивидуальному учебному плану. МБОУ СОШ № 55 информирует родителей (законных представителей) учащегося о необходимости принятия решения об организации дальнейшего обучения учащегося в письменной форме под подпись родителей (законных представителей) с указанием даты ознакомления. 4.14. Перевод учащегося в следующий класс, условный перевод в следующий класс, оставление на повторное обучение осуществляется по решению педагогического совета. На основании решения педагогического совета директором МБОУ СОШ № 55 издается соответствующий приказ. 11 4.15. Учащиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, кроме лиц, обладающих дееспособностью в силу статей 21 и 27 Гражданского кодекса Российской Федерации. 5. Особенности проведения промежуточной аттестации экстернов 5.1. Промежуточная аттестация экстернов проводится по итогам учебного года в сроки, определенные календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 55, в форме выполнения контрольных работ по учебным предметам, входящим в обязательную часть учебного плана МБОУ СОШ № 55. 5.2. К промежуточной аттестации экстерном допускаются лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. 5.3. По заявлению экстерна (его законного представителя) МБОУ СОШ № 55 вправе установить индивидуальный срок проведения промежуточной аттестации. 5.4. Лицо, желающее пройти промежуточную аттестацию экстерном в МБОУ СОШ №55, (его законные представители) имеет право на получение информации о сроках, формах и порядке проведения промежуточной аттестации, а также о порядке зачисления экстерном в МБОУ СОШ № 55. 5.5. Лицо, желающее пройти промежуточную аттестацию экстерном (его законные представители) должно подать заявление о зачислении его экстерном в МБОУ СОШ №55 не позднее, чем за месяц до начала проведения соответствующей промежуточной аттестации в соответствии с календарным учебным графиком МБОУ СОШ № 55. В ином случае лицо, желающее пройти промежуточную аттестацию экстерном к проведению промежуточной аттестации в указанный срок не допускается, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5.3 настоящего положения. 5.6. МБОУ СОШ № 55, родители (законные представители) несовершеннолетнего учащегося, обеспечивающие получение учащимся общего образования в форме семейного образования, обязаны создать условия учащемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации. 5.7. Учащиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации. 12