Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 55
город Нижний Тагил
РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол от 28.08.2023 г. № 1
УТВЕРЖДЕН
приказом МБОУ СОШ № 55
от 28.08.2023 № 174
РАССМОТРЕНО
на заседании Совета Учреждения
(протокол от 28.08.2023 № 1)
Правила
внутреннего распорядка обучающихся МБОУ СОШ № 55
1. Общие положения.
1.1. Настоящие Правила внутреннего распорядка учащихся МБОУ СОШ №
55 (далее - Правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
Порядком применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер
дисциплинарного взыскания, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 15 марта 2013 г. № 185 с
изменениями и дополнениями от 21.04.2016; Уставом МБОУ СОШ № 55, с
учетом мнения Совета Учреждения.
1.2. Правила разработаны с целью реализации положений и нормативных
правовых актов Российской Федерации, эффективной организации
образовательного процесса, соблюдения прав и свобод участников
образовательных отношений, развития личностных качеств учащихся.
1.3. Правила устанавливают требования к поведению учащихся во время
образовательного процесса, во время нахождения на территории МБОУ СОШ
№ 55 (далее - Учреждение) и (или) во время мероприятий с участием учащихся,
а также основания и порядок привлечения учащихся к дисциплинарной
ответственности и представления к поощрению.
1.4. Дисциплина в Учреждении поддерживается на основе уважения
человеческого достоинства учащихся, педагогических и иных работников
школы. Применение физического и (или) психического насилия по отношению
к учащимся не допускается.
1.5. Один экземпляр настоящих Правил хранится в библиотеке МБОУ
СОШ № 55. Текст настоящих Правил размещается в открытом доступе на
информационном стенде Учреждения и официальном сайте в сети Интернет.
2. Права и обязанности учащихся
2.1. Учащиеся имеют право на:
2.1.1. предоставление условий для обучения с учетом особенностей
1
психофизического развития и состояния здоровья учащихся, в том числе
получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной
психолого-медико-педагогической коррекции;
2.1.2. обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе
ускоренное обучение в пределах осваиваемой образовательной программы в
порядке, установленном положением об обучении по индивидуальному
учебному плану;
2.1.3. повторное (не более двух раз) прохождение промежуточной
аттестации по учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) в сроки,
определяемые Учреждением, в пределах одного года с момента образования
академической задолженности;
2.1.4. выбор факультативных (необязательных для данного уровня
образования) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого
Учреждением (после получения основного общего образования);
2.1.5. зачет результатов освоения ими предметов в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность, в соответствии с порядком
зачета результатов освоения учащимися учебных предметов, курсов, дисциплин
(модулей), дополнительных образовательных программ в других организациях,
осуществляющих образовательную деятельность;
2.1.6. уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм
физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и
здоровья;
2.1.7. свободу совести, информации, свободное выражение собственных
взглядов и убеждений;
2.1.8. каникулы в соответствии с календарным учебным графиком;
2.1.9. перевод для получения образования по другой форме обучения и
форме получения образования в порядке, установленном законодательством об
образовании;
2.1.10. перевод в другую образовательную организацию, реализующую
образовательную программу соответствующего уровня, в порядке,
предусмотренном
федеральным
органом
исполнительной
власти,
осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
2.1.11. участие в управлении Учреждением в порядке, установленном
Уставом;
2.1.12. ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с
Уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со
свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией,
другими документами, регламентирующими организацию и осуществление
образовательной деятельности в Учреждении;
2.1.13. обжалование локальных актов Учреждения в установленном
законодательством РФ порядке;
2.1.14. бесплатное пользование учебниками, учебными пособиями,
средствами обучения и воспитания в пределах федеральных государственных
образовательных стандартов, библиотечно-информационными ресурсами,
учебной базой Учреждения;
2.1.15. пользование в установленном порядке лечебно-оздоровительной
инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта Учреждения;
2
2.1.16. развитие своих творческих способностей и интересов, включая
участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных и
спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных
соревнованиях и других массовых мероприятиях;
2.1.17. поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной,
общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и
инновационной деятельности в соответствии с п. 4. настоящих Правил;
2.1.18. благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего
табачного дыма и охрану здоровья от воздействия окружающего табачного
дыма и последствий потребления табака;
2.1.19. посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в
Учреждении и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном
соответствующим положением;
2.1.20. ношение часов, аксессуаров и скромных неброских украшений,
соответствующих деловому стилю одежды;
2.1.21. обращение в комиссию по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений.
2.2. Учащиеся обязаны:
2.2.1. добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять
индивидуальный учебный план, в том числе посещать предусмотренные
учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия,
осуществлять самостоятельную подготовку к ним, выполнять задания, данные
педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
2.2.2.
ликвидировать
академическую
задолженность
в
сроки,
определяемые Учреждением;
2.2.3. выполнять требования Устава, настоящих Правил и иных локальных
нормативных актов Учреждения по вопросам организации и осуществления
образовательной деятельности;
2.2.4. заботиться о сохранении и укреплении своего здоровья, стремиться к
нравственному,
духовному
и
физическому
развитию
и
самосовершенствованию;
2.2.5.
немедленно
информировать
педагогического
работника,
ответственного за осуществление мероприятия, о каждом несчастном случае,
произошедшим с ними или очевидцами которого они стали;
2.2.6. уважать честь и достоинство других учащихся и работников
Учреждения, не создавать препятствий для получения образования другими
учащимися;
2.2.7. бережно относиться к имуществу Учреждения;
2.2.8. соблюдать режим организации образовательного процесса, принятый
в Учреждении;
2.2.9. находиться в Учреждении только в сменной обуви, иметь опрятный
и ухоженный внешний вид. На учебных занятиях (кроме занятий, требующих
специальной формы одежды) присутствовать только в светской одежде
делового (классического) стиля. На учебных занятиях, требующих специальной
формы одежды (физкультура, труд и т.п.) присутствовать только в специальной
одежде и обуви;
2.2.10. соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья
граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий
потребления табака;
3
2.2.11. не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав
других граждан на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего
табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного
дыма и последствий потребления табака;
2.2.12. своевременно проходить все необходимые медицинские осмотры.
2.3. Учащимся запрещается:
2.3.1. приносить, передавать, использовать в школе и на ее территории
оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсические и наркотические
вещества и иные предметы и вещества, способные причинить вред здоровью
участников
образовательного
процесса
и
(или)
деморализовать
образовательный процесс; использовать любые предметы и вещества, могущие
привести к взрывам, возгораниям и отравлению;
2.3.2. иметь неряшливый и вызывающий внешний вид;
2.3.3. применять физическую силу в отношении других учащихся,
работников Учреждения и иных лиц;
2.3.4. приводить (приносить) с собой в приводить (приносить) с собой в
Учреждение домашних и иных животных, птиц, рептилий;
2.3.5. находиться на территории и в здании Учреждения в нерабочее время;
2.3.6. распивать энергетические, алкогольные, спиртосодержащие напитки
и пиво в здании и на территории Учреждения;
2.3.7. играть в азартные игры;
2.3.8. курить в здании и на прилегающей территории Учреждения;
2.3.9. использовать ненормативную лексику (сквернословить);
2.3.10. демонстрировать принадлежность к политическим партиям,
религиозным течениям, неформальным объединениям, фанатским клубам;
2.3.11. осуществлять пропаганду политических, религиозных идей, а также
идей, наносящих вред духовному или физическому здоровью человека;
2.3.12. играть в спортивные игры вне специально отведенных для этого
мест (спортивных площадок), за исключением проведения в установленном
порядке организованных массовых спортивно-развлекательных мероприятий;
2.3.12. портить имущество Учреждения или использовать его не по
назначению, совершать действия, нарушающие чистоту и порядок;
2.3.13. перемещать из помещения в помещение без разрешения
администрации или материально-ответственных лиц мебель, оборудование и
другие материальные ценности;
2.3.14. создавать опасные условия для окружающих: передвигаться в
здании и на территории Учреждения на скутерах, велосипедах, роликовых
коньках, досках и других подобных средствах транспортного и спортивного
назначения, если это не обусловлено организацией образовательного процесса,
культурно-досуговыми мероприятиями;
2.3.15. осуществлять кино-, фото- и видеосъемку в здании и на территории
Учреждения без разрешения администрации;
2.3.16. кричать, шуметь, играть на музыкальных инструментах,
пользоваться звуковоспроизводящей аппаратурой с нарушением тишины и
созданием
помех
осуществлению
образовательного
процесса
без
соответствующего разрешения руководства Учреждения;
2.3.17. решать спорные вопросы с помощью физической силы и (или)
психологического насилия;
2.3.18. покидать территорию Учреждения во время образовательного
4
процесса без разрешения классного руководителя или дежурного
администратора.
2.3.19. за неисполнение или нарушение Устава Учреждения, настоящих
Правил и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и
осуществления образовательной деятельности учащимся несут ответственность
в соответствии с настоящими Правилами.
2.4 Учащимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и
стимулирования:
Учащимся
предоставляются
меры
социальной
поддержки
и
стимулирования (обеспечение питанием, транспортное обеспечение в случаях и
в порядке, установленных федеральными законами, законами субъектов
Российской Федерации и (или) правовыми актами органов местного
самоуправления) и иные, предусмотренные нормативными правовыми актами
Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления,
локальными нормативными актами.
3. Правила поведения учащихся в МБОУ СОШ № 55
3.1. Правила посещения учащимися МБОУ СОШ № 55
3.1.1. Посещение занятий и мероприятий, предусмотренных учебным
планом, обязательно. В случае пропуска занятий (обязательных мероприятий)
учащийся предоставляет классному руководителю справку медицинского
учреждения или заявление родителей (законных представителей) с указанием
причины отсутствия.
3.1.2. Если занятия были пропущены без уважительной причины, и
родители не знали об этом, администрация Учреждения предпринимает
организационные и воспитательные меры по профилактике пропусков занятий.
3.1.3. Если индивидуальные профилактические мероприятия с учащимся и
родителями (законными представителями) не имеют положительных
результатов, учащийся ставится на внутришкольный учет.
3.1.4. Учащийся обязан приходить в Учреждение за 10-15 минут до начала
учебных занятий. Опоздание на занятия без уважительной причины
недопустимо. В случае опоздания на урок, учащийся проходит в класс таким
образом, чтобы не мешать образовательному процессу других учащихся.
3.1.5. Перед началом занятий учащиеся оставляют верхнюю одежду в
гардеробе и переодевают сменную обувь. Не разрешается оставлять в карманах
верхней одежды деньги, ключи от квартиры, документы, сотовые телефоны,
ценные вещи и другое.
3.1.6. Учащийся должен иметь при себе все необходимые для уроков
принадлежности. Для отдельных уроков необходимо приносить специальную
одежду (фартук, нарукавники) и спортивную форму.
3.2. Правила поведения учащихся во время урока
3.2.1. Учащиеся занимают свои места в кабинете по рекомендации
классного руководителя или учителя по предмету, который учитывает
физические и психологические особенности детей при их размещении.
3.2.2. Перед началом занятий учащиеся должны подготовить свое рабочее
место и все необходимое для работы на уроке.
5
3.2.3. При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия и
садятся после того, как учитель ответит на приветствие и разрешит сесть.
3.2.4. В случае опоздания на урок учащиеся должны постучаться в дверь
кабинета, зайти, поздороваться с учителем, извиниться за опоздание и
попросить разрешения сесть на место.
3.2.5. Время урока должно использоваться только для учебных целей. Во
время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать других
посторонними разговорами, не относящимися к уроку.
3.2.6. По первому требованию учителя (классного руководителя) учащиеся
должны предъявлять тетрадь.
3.2.7. При готовности задать вопрос или ответить учащиеся поднимают
руку и получают разрешение учителя.
3.2.8. Если учащемуся необходимо выйти из класса, он должен попросить
разрешения у учителя.
3.2.9. Во время уроков учащиеся могут использовать только те
технические устройства, которые относятся к образовательной деятельности.
Все остальные, в т.ч. мобильные телефоны, гаджеты, плееры, наушники и др.
следует отключить и убрать, при этом мобильный телефон необходимо
перевести в бесшумный режим и убрать его с парты.
3.3. Правила поведение учащихся во время перемены
3.3.1. Время, отведенное на перемену, предназначается для отдыха и
подготовки к следующему уроку по расписанию.
3.3.2. Во время перерывов (перемен) учащиеся должны соблюдать меры
личной безопасности и не создавать условий, способствующих возникновению
конфликтных ситуаций, травм, и т.п., а именно нельзя:
- шуметь, мешать отдыхать другим, бегать по коридорам, лестницам,
вблизи оконных и лестничных проемов и в других местах, не предназначенных
для активного движения;
- толкать друг друга, перебрасываться предметами, наносить вред
имуществу Учреждения, оставлять мусор вне мусорных корзин;
- употреблять непристойные выражения, использовать непристойные
жесты;
- громко слушать музыку из записывающих устройств.
3.3.3. В случае отсутствия следующего урока, учащиеся обязаны
обратиться к дежурному администратору Учреждения, а также поставить в
известность своего классного руководителя.
3.4. Правила поведения учащихся в столовой
3.4.1.В помещение столовой учащиеся входят без верхней одежды и
тщательно моют руки перед едой.
3.4.2. Употреблять продукты питания и напитки разрешается только в
помещении обеденного зала столовой.
3.4.3. После приема пищи все учащихся осуществляют за собой уборку
посуды со стола в определенное Учреждением место.
3.4.4. Учащиеся обслуживаются в столовой с учетом графика питания
классов, утвержденного директором Учреждения.
3.4.5. Учащиеся выполняют требования работников столовой, дежурного
учителя, проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении
6
горячих блюд.
3.5. Правила поведения во время внеурочных мероприятий
3.5.1. Перед проведением мероприятий учащиеся проходят инструктаж по
технике безопасности.
3.5.2. Во время проведения мероприятия учащимся следует выполнять
инструктаж классного руководителя (руководителя группы), соблюдать
правила поведения на улице, в общественном транспорте.
3.5.3. Учащиеся должны соблюдать дисциплину, следовать установленным
маршрутом движения, оставаться в расположении группы, если это определено
руководителем.
3.5.4. Соблюдать правила личной гигиены, своевременно сообщать
руководителю группы об ухудшении здоровья или травме.
3.5.5. Учащиеся должны уважать местные традиции, бережно относиться к
природе, памятникам истории и культуры.
3.5.6. Учащимся запрещается самостоятельно покидать мероприятие.
Покинуть мероприятие они могут только с разрешения педагога, который
отвечает за мероприятие или с разрешения классного руководителя.
4. Основания и порядок поощрения учащихся
4.1. За образцовое выполнение своих обязанностей, повышение качества
обученности, безупречную учебу, достижения на олимпиадах, конкурсах,
смотрах и за другие достижения в учебной и внеучебной деятельности к
учащимся Учреждения могут быть применены следующие виды поощрений:
объявление благодарности учащемуся;
направление благодарственного письма родителям (законным
представителям) учащегося;
награждение почетной грамотой и (или) дипломом;
награждение ценным подарком (при наличии финансовых средств);
награждение похвальной грамотой "За особые успехи в изучении
отдельных предметов" и (или) похвальным листом "За отличные успехи в
учении"
представление к награждению медалью «За особые успехи в учении».
4.2. Процедура применения поощрений
4.2.1. Принятие решения о поощрении осуществляется директором школы
на основании:
- представления классного руководителя;
- представления педагогического совета или иных органов коллективного
управления;
- обращения отдельных работников Учреждения;
- обращение органов государственной власти, органов местного
самоуправления;
- информации СМИ.
Объявление благодарности учащемуся, объявление благодарности
законным представителям учащегося, направление благодарственного письма
по месту работы законных представителей учащегося могут применять все
педагогические работники Учреждения при проявлении учащимися активности
с положительным результатом.
7
4.2.2. Награждение почетной грамотой (дипломом) может осуществляться
администрацией Учреждения по представлению классного руководителя и
(или) учителя-предметника за особые успехи, достигнутые учащимся по
отдельным предметам учебного плана и (или) во внеурочной деятельности на
уровне Учреждения и (или) муниципального образования, на территории
которого находится школа.
4.2.3. Награждение ценным подарком осуществляется за счет
дополнительных финансовых средств по представлению заместителей
директора на основании приказа директора Учреждения за особые успехи,
достигнутые на уровне муниципального образования, субъекта Российской
Федерации.
4.2.5. Выплата стипендии в школе не осуществляется.
4.2.6. Награждение медалью «За особые успехи в учении» осуществляется
решением педагогического совета на основании результатов государственной
итоговой аттестации учащихся.
5. Порядок применения и снятия с учащихся мер дисциплинарного
взыскания.
5.1. За нарушение Устава, настоящих Правил и иных локальных
нормативных актов Учреждения к учащимся могут быть применены
следующие меры дисциплинарного воздействия:
меры воспитательного характера;
дисциплинарные взыскания.
5.2. Меры воспитательного характера представляют собой действия
администрации Учреждения, ее педагогических работников, направленные на
разъяснение недопустимости нарушения правил поведения в Учреждении,
осознание учащимся пагубности совершенных им действий, воспитание
личных качеств учащегося, добросовестно относящегося к учебе и соблюдению
дисциплины.
5.3. К учащимся могут быть применены следующие меры
дисциплинарного взыскания:
замечание;
выговор;
отчисление из Учреждения.
5.4. Применение дисциплинарных взысканий
5.4.1. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца
со дня обнаружения дисциплинарного проступка и не позднее шести месяцев со
дня его совершения, не считая времени болезни учащегося, пребывании его на
каникулах, а также времени, необходимого на учет мнения совета учащихся,
совета родителей, но не более семи учебных дней со дня представления
директору Учреждения мотивированного мнения указанных советов в
письменной форме.
За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только
одно дисциплинарное взыскание.
При наложении дисциплинарного взыскания действует принцип рецидива,
когда за один и тот же проступок, совершенный в течение года, наказание
ужесточается.
5.4.2. Дисциплинарные взыскания не применяются в отношении
8
воспитанников дошкольных групп, учащихся начальных классов и учащихся с
задержкой психического развития и различными формами умственной
отсталости. Не допускается применение мер дисциплинарного взыскания к
учащимся во время их болезни, каникул, академического отпуска, отпуска по
беременности и родам или отпуска по уходу за ребенком.
5.4.3.
Применению
дисциплинарного
взыскания
предшествует
дисциплинарное расследование, осуществляемое на основании письменного
обращения к директору Учреждения того или иного участника
образовательных отношений. При выявлении совершенного дисциплинарного
проступка и выборе меры дисциплинарного взыскания выясняются следующие
обстоятельства:
- действительно ли имел место дисциплинарный проступок (факт
проступка);
- где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен
(место, время, способ);
- тяжесть дисциплинарного проступка;
- виновность в действии (бездействии) конкретных учащихся, форму и
степень вины каждого учащегося при совершении проступка несколькими
лицами;
- каковы последствия проступка;
- обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность учащегося;
- обстоятельства, исключающие дисциплинарную ответственность
учащегося;
- причины и условия, способствовавшие совершению проступка;
- психофизическое и эмоциональное состояние учащегося во время и
после совершения проступка;
- другие факты, имеющие значение для правильного и объективного
рассмотрения дисциплинарного проступка.
Директор или представитель директора Учреждения должен затребовать
от учащегося письменное объяснение. Отказ или уклонение учащегося от
предоставления им письменного объяснения не является основанием для
освобождения его от дисциплинарного взыскания.
5.4.4. При получении письменного заявления о совершении учащимся
дисциплинарного проступка директор в течение трех рабочих дней передает его
в комиссию по расследованию дисциплинарных проступков, создаваемую его
приказом.
5.4.5. В случае признания учащегося виновным в совершении
дисциплинарного проступка комиссией выносится решение о применении к
нему соответствующего дисциплинарного взыскания.
5.4.6. Отчисление учащегося в качестве меры дисциплинарного взыскания
применяется, если меры дисциплинарного воздействия воспитательного
характера не дали результата, учащийся имеет не менее двух дисциплинарных
взысканий в текущем учебном году и его дальнейшее пребывание в школе
оказывает отрицательное влияние на других учащихся, нарушает их права и
права работников, а также нормальное функционирование школе.
Отчисление несовершеннолетнего учащегося как мера дисциплинарного
взыскания не применяется, если сроки ранее примененных к нему мер
дисциплинарного взыскания истекли, и (или) меры дисциплинарного взыскания
сняты в установленном порядке.
9
5.4.7. Решение об отчислении несовершеннолетнего учащегося,
достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего
образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом
мнения его законных представителей и с согласия комиссии по делам
несовершеннолетних и защите их прав. Решение об отчислении детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия комиссии
по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа опеки и
попечительства.
5.4.8. Учреждение обязано незамедлительно проинформировать
управление образования Администрации города Нижний Тагил, об отчислении
несовершеннолетнего учащегося в качестве меры дисциплинарного взыскания.
5.4.9. Дисциплинарное взыскание на основании решения комиссии
объявляется приказом директора. С приказом учащийся и его родители
(законные представители) знакомятся под роспись в течение трех учебных дней
со дня издания, не считая времени отсутствия учащегося в Учреждении. Отказ
учащегося, его родителей (законных представителей) ознакомиться с
указанным приказом под роспись оформляется соответствующим актом.
5.4.10. Учащийся и (или) его родители (законные представители) вправе
обжаловать в комиссию по урегулированию споров между участниками
образовательных отношений меры дисциплинарного взыскания и их
применение.
5.4.11. Если в течение года со дня применения меры дисциплинарного
взыскания к учащемуся не будет применена новая мера дисциплинарного
взыскания, то он считается не имеющим меры дисциплинарного взыскания.
5.4.12. Директор Учреждения имеет право снять меру дисциплинарного
взыскания до истечения года со дня ее применения по собственной инициативе,
просьбе самого учащегося, его родителей (законных представителей),
ходатайству совета старшеклассников или совета родителей.
6. Защита прав учащихся
6.1. В целях защиты своих прав учащиеся и их законные представители
самостоятельно или через своих представителей вправе:
направлять в органы управления Учреждения обращения о нарушении
и (или) ущемлении ее работниками прав, свобод и социальных гарантий
учащихся;
обращаться в комиссию по урегулированию споров между
участниками образовательных отношений;
использовать не запрещенные законодательством РФ иные способы
защиты своих прав и законных интересов.
10