Глобальные проблемы человечества

Приложение № 1.1.24
к ООП СОО МБОУ СОШ № 55,
утвержденной приказом
от 28.08.2023 № 174

Рабочая программа учебного курса
«Глобальные проблемы человечества»
10-11классы

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии Глобальные проблемы человечества
среднего общего образования на базовом уровне составлена на основе
Требований к результатам освоения основной образовательной программы
среднего
общего
образования,
представленных
в федеральном
государственном образовательном стандарте среднего общего образования,
а также на основе характеристики планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся,
представленных в федеральной рабочей программе воспитания.
Рабочая программа среднего общего образования на базовом уровне
отражает
основные
требования
Федерального
государственного
образовательного стандарта среднего общего образования к личностным,
метапредметным и предметным результатам освоения образовательных
программ и составлена с учётом Концепции развития географического
образования в Российской Федерации, принятой на Всероссийском съезде
учителей географии и утверждённой Решением Коллегии Министерства
просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.
Пояснительная записка отражает общие цели изучения курса
глобальные проблемы человечества, содержательные линии учебного курса,
место курса в структуре учебного плана.
Изучение курса «Глобальные проблемы человечества» направлено на
достижение следующих целей:
1.
освоение системы знаний о размещении (географии)
производства и проблем в современных условиях;
2.
воспитание экологической культуры на основе приобретения
знаний о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на глобальном,
региональном и локальном уровнях и формирование ценностного
отношения к проблемам взаимодействия человека и общества;
3.
развитие и воспитание личности, способной к самостоятельному
и ответственному действию;
4.
развитие способности к самоопределению и самореализации в
социально – экономической сфере жизнедеятельности общества;
5.
воспитание экономического мышления, организованности;
6.
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и
анализа полученных знаний, опытом разработки и выполнения проектов и
исследований.
Место учебного предмета «География» в учебном плане
Учебным планом на изучение географии на базовом уровне в 10-11
классах отводится 68 часов: по одному часу в неделю в 10 и 11 классах.
Содержание учебного предмета

Раздел 1. Освоение человеком планеты Земля.
Расширение географических границ обитания человека.
Вовлечение в хозяйственный оборот открытых частично ещё не
обжитых земель в Америке, Австралии, Азии, Океании.
Вовлечение в сферу жизнедеятельности человека практически всей
земной поверхности. Рост численности населения земного шара.
Увеличение нагрузки на Землю. Рост масштабов воздействия человека на
окружающую среду.
Раздел 2. Современная эпоха и глобальные проблемы человечества.
«Старые» и «новые» глобальные проблемы. «Главные» и «неглавные».
Появившиеся благодаря человеку и существующие вне его
зависимости. Классификация глобальных проблем. Основные факторы,
влияющие на возникновение и обострение глобальных проблем.
Раздел 3. Глобальная демографическая проблема.
Демографическая история человечества: её основные «вехи». Суть
глобальной демографической проблемы. Различие демографических
проблем в развитых и развивающихся странах. Взаимосвязь демографии,
экономики и политики. Демографическая политика, её направленность и
пути активизации. Демографическая ситуация в России. Динамика
численности населения России. Причины снижения численности населения.
Демографическая политика государства. Возможные пути решения.
Раздел 4. Энергетическая проблема.
Сущность и масштабы энергетической проблемы. Обеспеченность
энергоресурсами стран и регионов мира, в том числе России. Традиционная
и альтернативная энергетика. Энергетика и экология.
Раздел 5. Сырьевая проблема.
Масштабы использования минерального сырья. «Оптимистические» и
«пессимистические» точки зрения относительно перспектив использования
минерального сырья. Переход к эпохе рационального потребления.
Внедрение ресурсосберегающих технологий.
Использование вторичного сырья и другие мероприятия.
Раздел 6. Земельные ресурсы мира.
Структура земельных угодий мира. Увеличение нагрузки на
земельный фонд Земли. Борьба за сохранение земельных ресурсов.
Раздел 7. Лесные ресурсы мира.
Основные причины сокращения лесных ресурсов. Антропогенные
изменения природных комплексов. Деградация лесных массивов.
Раздел 8. Водные ресурсы мира.
Региональные контрасты в обеспеченности водными ресурсами.
Рациональное использование водных ресурсов на планете. Переход к
экономике с эффективным водным хозяйством. Ресурсный потенциал
Мирового океана.

Раздел 9. Ресурсы России.
Ресурсообеспеченность России. Размещение ресурсов по территории.
Крупнейшие месторождения полезных ископаемых. Ресурсная проблема.
Раздел 10. Сущность глобальной экологической проблемы.
Причины возникновения и обострения экологических проблем. Угроза
появления необратимых изменений в природных системах. Экологические
приоритеты и пути их достижения. Международно-правовая охрана
окружающей среды.
Загрязнение атмосферы, вод, почв и его последствия. Влияние
загрязнения атмосферы на климат. Парниковый эффект и его последствия.
«Озоновые дыры». Водопользование и водопотребление. Основные
загрязнители гидросферы. Очистка и обезвреживание сточных вод.
Земельный фонд Земли.
Причины современной деградации и потерь пахотных земель.
Загрязнение
почвенного
покрова.
Опустынивание.
Охрана
и
воспроизводство почв.
Раздел 11. Экологические проблемы Мирового океана.
Эксплуатацияприродных ресурсов Мирового океана. Масштабы и
виды загрязнения вод Мирового океана. Экологические последствия
загрязнения вод. Необходимость международных усилий по защите
Мирового океана.
Раздел 12. Экологические проблемы России. Экологическая ситуация
в России. Зоны экологического бедствия. Экологическая ситуация в
разных регионах России и странах ближнего зарубежья. Экологические
последствия освоения районов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего
Севера.
Раздел 13. Глобальная продовольственная проблема. Актуальность
и многоаспектность глобальной продовольственной проблемы.
Демографический фактор и продовольственная проблема. Качественная и
количественная составляющие питания населения. Голод и недоедание в
современном мире. Пути выхода из продовольственного тупика. Связь
продовольственной проблемы с другими проблемами современности.
Обеспечение продовольствием будущего населения Земли.
Раздел 14. Другие
глобальные
проблемы современности.
Множественность глобальных проблем человечества. Глобальная проблема
охраны здоровья; проблема свободы и демократии; проблемы преступности;
кризиса культуры и нравственности; техногенных и стихийных бедствий.
Особая роль проблемы управляемости мировым сообществом.
Раздел 15. Взаимосвязь глобальных проблем человечества.
Прогнозы и сценарии будущего. Перспективы развития человеческой
цивилизации.

Проблема сохранения мира на Земле как «сверхпроблема». Прогнозы и
глобальные модели развития мира. Возможные пути решения глобальных
проблем современности или их «сглаживание».

Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
Личностные результаты освоения учебного курса «Глобальные
проблемы человечества » достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности МБОУ СОШ № 55 в соответствии с традиционными
российскими социокультурными, историческими и духовно-нравственными
ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения, и
способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития,
развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности,
уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества и
старшему поколению, закону и правопорядку, труду, взаимного уважения,
бережного отношения к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде.
Личностные результаты освоения основной образовательной
программы обучающимися должны отражать готовность и способность
обучающихся руководствоваться сформированной внутренней позицией
личности, системой ценностных ориентации, позитивных внутренних
убеждений, соответствующих традиционным ценностям российского
общества, расширение жизненного опыта и опыта деятельности в процессе
реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том
числе в части:
гражданского воспитания:
 сформированность гражданской позиции обучающегося как
активного и ответственного члена российского общества;
 осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение
закона и правопорядка;
 принятие
традиционных
национальных,
общечеловеческих
гуманистических и демократических ценностей;
 готовность противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам;
 готовность вести совместную деятельность в интересах

гражданского
общества,
участвовать
в
самоуправлении
в
общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
 умение взаимодействовать с социальными институтами в
соответствии с их функциями и назначением;
 готовность к гуманитарной и волонтерской деятельности;
патриотического воспитания:
 сформированность
российской
гражданской
идентичности,
патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,
прошлое и настоящее многонационального народа России;
 ценностное отношение к государственным символам, историческому
и природному наследию, памятникам, традициям народов России,
достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде;
 идейная убежденность, готовность к служению и защите Отечества,
ответственность за его судьбу;
духовно-нравственного воспитания:
 осознание духовных ценностей российского народа;
 сформированность нравственного сознания, этического поведения;
 способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения,
ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности;
 осознание личного вклада в построение устойчивого будущего;
 ответственное отношение к своим родителям и (или) другим членам
семьи, созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной
жизни в соответствии с традициями народов России;
эстетического воспитания:
 эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и
технического творчества, спорта, труда и общественных отношений;
 способность воспринимать различные виды искусства, традиции и
творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие
искусства;
 убежденность в значимости для личности и общества
отечественного и мирового искусства, этнических культурных традиций и
народного творчества;
 готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление
проявлять качества творческой личности;
физического воспитания:
 сформированность здорового и безопасного образа жизни,
ответственного отношения к своему здоровью;
 потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью;
 активное неприятие вредных привычек и иных форм причинения

вреда физическому и психическому здоровью;
трудового воспитания:
 готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие;
 готовность к активной деятельности технологической и социальной
направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно
выполнять такую деятельность;
 интерес к различным сферам профессиональной деятельности,
умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать
собственные жизненные планы;
 готовность и способность к образованию и самообразованию на
протяжении всей жизни;
экологического воспитания:
 сформированность экологической культуры, понимание влияния
социально-экономических процессов на состояние природной и социальной
среды, осознание глобального характера экологических проблем;
 планирование и осуществление действий в окружающей среде на
основе знания целей устойчивого развития человечества;
 активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;
 умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия
предпринимаемых действий, предотвращать их;
 расширение опыта деятельности экологической направленности;
ценности научного познания:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге
культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире;
 совершенствование языковой и читательской культуры как средства
взаимодействия между людьми и познания мира;
 осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять
проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными действиями:
Базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать ее всесторонне;
 устанавливать существенный признак или основания для сравнения,
классификации и обобщения;
 определять цели деятельности, задавать параметры и критерии их
достижения;
 выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых

явлениях;
 вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие
результатов целям, оценивать риски последствий деятельности;
 развивать креативное мышление при решении жизненных проблем;
Базовые исследовательские действия:
 владеть навыками учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем;
 способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач, применению различных методов познания;
 овладение видами деятельности по получению нового знания, его
интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных
ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов;
 формирование научного типа мышления, владение научной
терминологией, ключевыми понятиями и методами;
 ставить и формулировать собственные задачи в образовательной
деятельности и жизненных ситуациях;
 выявлять причинно-следственные связи и актуализировать задачу,
выдвигать гипотезу ее решения, находить аргументы для доказательства
своих утверждений, задавать параметры и критерии решения;
 анализировать полученные в ходе решения задачи результаты,
критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых
условиях;
 давать оценку новым ситуациям, оценивать приобретенный опыт;
 разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся
материальных и нематериальных ресурсов;
 осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов
действия в профессиональную среду;
 уметь переносить знания в познавательную и практическую области
жизнедеятельности;
 уметь интегрировать знания из разных предметных областей;
 выдвигать новые идеи, предлагать оригинальные подходы и
решения;
 ставить проблемы и задачи, допускающие альтернативные решения;
Работа с информацией:
 владеть навыками получения информации из источников разных
типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и
интерпретацию информации различных видов и форм представления;
 создавать тексты в различных форматах с учетом назначения
информации и целевой аудитории, выбирая оптимальную форму
представления и визуализации;
 оценивать
достоверность,
легитимность
информации,
ее

соответствие правовым и морально-этическим нормам;
 использовать средства информационных и коммуникационных
технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных
задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности,
гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм
информационной безопасности;
 владеть навыками распознавания и защиты информации,
информационной безопасности личности.
Овладение универсальными коммуникативными действиями:
Общение:
 осуществлять коммуникации во всех сферах жизни;
 распознавать невербальные средства общения, понимать значение
социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и
смягчать конфликты;
 владеть различными способами общения и взаимодействия;
 аргументированно вести диалог, уметь смягчать конфликтные
ситуации;
 развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием
языковых средств;
Совместная деятельность:
 понимать
и
использовать
преимущества
командной
и
индивидуальной работы;
 выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих
интересов и возможностей каждого члена коллектива;
 принимать цели совместной деятельности, организовывать и
координировать действия по ее достижению: составлять план действий,
распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты
совместной: работы;
 оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в
общий результат по разработанным критериям;
 предлагать новые проекты, оценивать идеи с позиции новизны,
оригинальности, практической значимости;
 координировать и выполнять работу в условиях реального,
виртуального и комбинированного взаимодействия;
 осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных
ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями:
Самоорганизация:
 самостоятельно осуществлять познавательную деятельность,
выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

 самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом
имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений;
 давать оценку новым ситуациям;
 расширять рамки учебного предмета на основе личных
предпочтений;
 делать
осознанный
выбор,
аргументировать
его,
брать
ответственность за решение;
 оценивать приобретенный опыт;
 способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в
разных областях знаний, постоянно повышать свой образовательный и
культурный уровень;
Самоконтроль:
 давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в
деятельность, оценивать соответствие результатов целям;
 владеть навыками познавательной рефлексии как осознания
совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и
оснований;
 использовать приемы рефлексии для оценки ситуации, выбора
верного решения;
 уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их
снижению;
Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
 самосознания,
включающего
способность
понимать
свое
эмоциональное состояние, видеть направления развития собственной
эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
 саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать
ответственность за свое поведение, способность адаптироваться к
эмоциональным изменениям и проявлять гибкость, быть открытым новому;
 внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели
и успеху, оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих
возможностей;
 эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное
состояние других, учитывать его при осуществлении коммуникации,
способность к сочувствию и сопереживанию;
 социальных навыков, включающих способность выстраивать
отношения с другими людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать
конфликты;
Принятие себя и других людей:
 принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства;
 принимать мотивы и аргументы других людей при анализе
результатов деятельности;

 признавать свое право и право других людей на ошибки;
 развивать способность понимать мир с позиции другого человека.

Предметные результаты
Освоение учебного курса «Глобальные проблемы человечества»
обеспечивает достижение следующих предметных образовательных
результатов, ориентированных на применение знаний, умений и навыков
учащимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также
на успешное обучение на следующем уровне образования:
1.
владение представлениями о современной географической
науке, еѐ участии в решении важнейших проблем человечества;
2.
владение географическим мышлением для определения
картографических представлений о размещении основных географических
объектов и выявления географических аспектов природных, социальноэкономических и экологических процессов и проблем;
3.
сформированность
знаний
описательной
географии,
представлений о языке и методах современной географии;
4.
сформированность
системы
комплексных
социально
ориентированных географических знаний о закономерностях развития
природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и
территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом
пространстве;
5.
владение умениями проведения наблюдений за отдельными
географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в
результате природных и антропогенных воздействий;
6.
владение умениями использовать карты разного содержания для
выявления
закономерностей
и
тенденций,
получения
нового
географического знания о природных, социально-экономических и
экологических процессах и явлениях;
7.
владение умениями географического анализа и интерпретации
разнообразной информации;
8.
владение умениями применять географические знания для
объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к
изменению еѐ условий;
9.
сформированность представлений и знаний об основных
проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социальноэкономических аспектах экологических проблем;
10. обобщѐнность представлений о земной поверхности, которая в

настоящее время является результатом деятельности современного общества
на разных уровнях дифференциации географической оболочки: глобальном,
региональном, локальном;
11. сформированность умений применять географические знания
для объяснения изученных социально-экономических и геоэкологических
процессов и явлений, в том числе: объяснять особенности демографической
политики в странах с различным типом воспроизводства населения,
направления международных миграций, различия в уровнях урбанизации,
в уровне и качестве жизни населения, влияние природно-ресурсного
капитала на формирование отраслевой структуры хозяйства отдельных
стран;
12. использовать географические знания о мировом хозяйстве
и населении мира, об особенностях взаимодействия природы и общества для
решения учебных и (или) практико-ориентированных задач.

Тематическое планирование
с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и
возможность использования по этой теме электронных (цифровых)
образовательных ресурсов, в том числе с учетом рабочей программы
воспитания*
10 класс
№
п/п

1.1

1.2

1.3

1.4

Тема урока

Расширение
географических
границ
обитания человека.
Вовлечение
в
хозяйственный
оборот
открытых частично ещё
не обжитых земель в
Америке,
Австралии,
Азии, Океании.
Вовлечение
в
сферу
жизнедеятельности
человека
практически
всей земной поверхности.
Рост
численности
населения земного шара.

Электронные
(цифровые)
Элементы содержания
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Освоение человеком планеты Земля.
Расширение
https://lib.myschool.e
1
географических границ
du.ru/content/4735
обитания человека.
Вовлечение
в
хозяйственный оборот
открытых
частично
1
ещё не обжитых земель
в Америке, Австралии,
Азии, Океании.
Вовлечение в сферу
жизнедеятельности
человека практически
1
всей
земной
поверхности.

Кол-во
часов

1

Рост
численности
населения
земного

1.5

шара.
Увеличение нагрузки
Увеличение нагрузки на
на
Землю.
Рост
Землю. Рост масштабов
1
масштабов воздействия
воздействия человека на
человека
на
окружающую среду.
окружающую среду.
Раздел 2. Современная эпоха и глобальные проблемы
человечества.

2.1

«Старые»
и
«новые»
глобальные
проблемы.
«Главные» и «неглавные».

1

2.2

Появившиеся благодаря
человеку и существующие
вне его зависимости.

1

2.3

2.4

Классификация
глобальных проблем.
Основные
факторы,
влияющие
на
возникновение
и
обострение
глобальных
проблем.

3.1

Демографическая
история человечества: её
основные «вехи». Суть
глобальной
демографической
проблемы.

3.2

Различие
демографических
проблем в развитых и
развивающихся странах.
Взаимосвязь демографии,
экономики и политики.

3.3

Демографическая
политика,
её
направленность и пути
активизации.

3.4

Демографическая
ситуация
в
России.
Динамика
численности
населения
России.
Причины
снижения
численности населения.

3.5

Демографическая

1

1

«Старые» и «новые»
глобальные проблемы.
«Главные»
и
«неглавные».
Появившиеся
благодаря человеку и
существующие вне его
зависимости.
Классификация
глобальных проблем.
Основные
факторы,
влияющие
на
возникновение
и
обострение глобальных
проблем.

Раздел 3. Глобальная демографическая проблема.
Демографическа
я
история
человечества:
её
основные «вехи». Суть
1
глобальной
демографической
проблемы.
Различие
демографических
проблем в развитых и
развивающихся
1
странах. Взаимосвязь
демографии,
экономики и политики.
Демографическа
я
политика, её
1
направленность и пути
активизации.
Демографическа
я ситуация в России.
Динамика численности
населения
России.
2
Причины
снижения
численности
населения.
Демографическа
1

политика
государства.
Возможные
пути
решения.

я
политика
государства.
Возможные
пути
решения.
Раздел 4. Энергетическая проблема.

4.1

Сущность
и
масштабы энергетической
проблемы.

1

4.2

Обеспеченность
энергоресурсами стран и
регионов мира, в том числе
России.

1

4.3

Традиционная
и
альтернативная энергетика.
Энергетика и экология.

1

Сущность
и
масштабы
энергетической
проблемы.
Обеспеченность
энергоресурсами стран и
регионов мира, в том
числе России.
Традиционная и
альтернативная
энергетика. Энергетика и
экология.

Раздел 5. Сырьевая проблема.
5.1

Масштабы использования
минерального сырья.

1

5.2

«Оптимистические»
и
«пессимистические» точки
зрения
относительно
перспектив использования
минерального сырья.

1

5.3

Переход
к
эпохе
рационального потребления.

1

5.4
5.5

Внедрение
ресурсосберегающих
технологий.
Использование вторичного
сырья
и
другие
мероприятия.

1
1

Масштабы
использования
минерального сырья.
«Оптимистические»
и
«пессимистические»
точки
зрения
относительно перспектив
использования
минерального сырья.
Переход
к
эпохе
рационального
потребления.
Внедрение
ресурсосберегающих
технологий.
Использование
вторичного
сырья
и
другие мероприятия.

Раздел 6. Земельные ресурсы мира.
6.1
6.2
6.3

Структура
земельных
угодий мира.
Увеличение нагрузки на
земельный фонд Земли.
Борьба
за
сохранение
земельных ресурсов.

1
1
1

Структура
земельных
угодий мира.
Увеличение нагрузки на
земельный фонд Земли.
Борьба за сохранение
земельных ресурсов.

Раздел 7. Лесные ресурсы мира.
7.1

Основные
сокращения
ресурсов.

причины
лесных

7.2

Антропогенные изменения
природных комплексов.

1

7.3

Деградация
массивов.

1

лесных

1

Основные
причины
сокращения
лесных
ресурсов.
Антропогенные
изменения
природных
комплексов.
Деградация
лесных
массивов.

Раздел 8. Водные ресурсы мира.
8.1

Региональные контрасты в

2

Региональные контрасты

8.2
8.3
8.4

обеспеченности
водными
ресурсами.
Рациональное
использование
водных
ресурсов на планете.
Переход к экономике с
эффективным
водным
хозяйством.

1

Ресурсный
потенциал
Мирового океана.

1

в
обеспеченности
водными ресурсами.
Рациональное
использование
водных
ресурсов на планете.
Переход к экономике с
эффективным
водным
хозяйством.

1

Ресурсный потенциал
Мирового океана.

11 класс
№
п/п

1.1
1.2

1.3

Тема урока

Ресурсообеспеченность
России.
Размещение ресурсов по
территории.
Крупнейшие
месторождения полезных
ископаемых.
Ресурсная
проблема

2.1

Причины возникновения
и
обострения
экологических проблем.

2.2

Угроза
появления
необратимых изменений в
природных системах.

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7
2.8

Экологические
приоритеты и пути их
достижения.
Международно-правовая
охрана
окружающей
среды.
Загрязнение атмосферы,
вод,
почв
и
его
последствия.
Парниковый эффект и его
последствия. «Озоновые
дыры»
Водопользование
и
водопотребление.
Основные загрязнители
гидросферы.
Очистка
и

Кол-во
часов

Электронные
(цифровые)
Элементы содержания
образовательные
ресурсы
Раздел 1. Ресурсы России.

Ресурсообеспеченность https://lib.myschool.e
России.
du.ru/content/4735
Размещение ресурсов
1
по территории.
Крупнейшие
месторождения
1
полезных ископаемых.
Ресурсная проблема
Раздел 2. Сущность глобальной экологической
проблемы.
Причины
возникновения
и
1
обострения
экологических
проблем.
Угроза
появления
необратимых
1
изменений
в
природных системах.
Экологические
1
приоритеты и пути их
достижения.
Международно1
правовая
охрана
окружающей среды.
Загрязнение
1
атмосферы, вод, почв и
его последствия.
Парниковый эффект и
1
его
последствия.
«Озоновые дыры»
Водопользование
и
водопотребление.
1
Основные загрязнители
гидросферы.
1
Очистка
и
1

2.9

2.10

3.1

3.2

3.3

3.4

обезвреживание сточных
вод.
Земельный фонд Земли.
Причины
современной
деградации
и
потерь
пахотных земель.
Загрязнение почвенного
покрова. Опустынивание.
Охрана и воспроизводство
почв.

Эксплуатация природных
ресурсов
Мирового
океана.
Масштабы
и
виды
загрязнения вод Мирового
океана.
Экологические
последствия загрязнения
вод.
Необходимость
международных усилий
по
защите
Мирового
океана.

4.1

Экологическая ситуация
в
России.
Зоны
экологического бедствия.

4.2

Экологическая ситуация в
разных регионах России и
странах
ближнего
зарубежья.

4.3

Экологические
последствия
освоения
районов
Сибири,
Дальнего
Востока
и
Крайнего Севера.

5.1

Актуальность
многоаспектность
глобальной
продовольственной
проблемы.

5.2

Демографический фактор
и
продовольственная
проблема.

5.3

Качественная
количественная
составляющие

и

и
питания

1

1

обезвреживание
сточных вод.
Земельный фонд Земли.
Причины современной
деградации и потерь
пахотных земель.
Загрязнение
почвенного
покрова.
Опустынивание.
Охрана
и
воспроизводство почв.

Раздел 3. Экологические проблемы Мирового океана.
Эксплуатация
природных
ресурсов
1
Мирового океана.
Масштабы и
виды
1
загрязнения
вод
Мирового океана.
Экологические
1
последствия
загрязнения вод.
Необходимость
международных усилий
1
по защите Мирового
океана.
Раздел 4. Экологические проблемы России.
Экологическая
ситуация в России.
1
Зоны экологического
бедствия.
Экологическая
ситуация в разных
1
регионах России и
странах
ближнего
зарубежья.
Экологические
последствия освоения
1
районов
Сибири,
Дальнего Востока и
Крайнего Севера.
Раздел 5. Глобальная продовольственная проблема.
Актуальность
и
многоаспектность
1
глобальной
продовольственной
проблемы.
Демографический
фактор
и
1
продовольственная
проблема.
Качественная
и
1
количественная
составляющие питания

5.4

5.5

населения.
Голод
и
недоедание
в
современном мире.
Пути
выхода
из
продовольственного
тупика.
Связь
продовольственной
проблемы
с
другими
проблемами
современности.
Обеспечение
продовольствием
будущего
населения
Земли.

1

1

населения. Голод и
недоедание
в
современном мире.
Пути
выхода
из
продовольственного
тупика.
Связь
продовольственной
проблемы с другими
проблемами
современности.
Обеспечение
продовольствием
будущего
населения
Земли.

Раздел
6.
Другие
современности.

6.1

6.2

6.3

Множественность
глобальных
проблем
человечества.
Глобальная
проблема
охраны
здоровья;
проблема
свободы
и
демократии;
проблемы
преступности;
кризиса
культуры
и
нравственности;
техногенных и стихийных
бедствий.
Особая роль проблемы
управляемости мировым
сообществом.

7.1

1

7.2

Проблема сохранения
мира на Земле как
«сверхпроблема».

1

7.3

Прогнозы и глобальные
модели развития мира.

1

7.4

Возможные пути решения
глобальных проблем
1
современности или их
«сглаживание».

проблемы

Множественность
глобальных
проблем
человечества.
Глобальная проблема
охраны
здоровья;
проблема свободы и
демократии; проблемы
2
преступности; кризиса
культуры
и
нравственности;
техногенных
и
стихийных бедствий.
Особая роль проблемы
1
управляемости
мировым сообществом.
Раздел 7. Взаимосвязь глобальных проблем
человечества.
Прогнозы и сценарии
будущего.
Перспективы развития
человеческой
цивилизации.
Проблема сохранения
мира на Земле как
«сверхпроблема».
Прогнозы и
глобальные модели
развития мира.
Возможные пути
решения глобальных
проблем
современности или их
«сглаживание».
1

Прогнозы и сценарии
будущего. Перспективы
развития человеческой
цивилизации.

глобальные


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».