Положение о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Управление образования Администрации города нижний Тагил
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 55

РАССМОТРЕНО
Педагогическим советом
Протокол от 28.08.2023 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ СОШ №55
от 28.08.2023 № 174

ПОЛОЖЕНИЕ
о реализации образовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий МБОУ СОШ №55

г. Нижний Тагил

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение регулирует применение электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий при освоении учащимися образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в
Муниципальном
бюджетном
общеобразовательном
учреждении
средней
общеобразовательной школе № 55 (далее – МБОУ СОШ № 55).
1.2. Нормативной базой для настоящего Положения являются следующие документы:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 22 марта 2021 г. № 115.
1.3. Под электронным обучением (далее – ЭО) понимается организация
образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой
при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку
информационных технологий, технических средств, а также информационнотелекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной
информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.
При электронном обучении учитель направляет учащемуся задания для
самостоятельной работы (страницы параграфа, номера упражнений, ссылки на
тренажеры/электронные образовательные ресурсы), а потом проверяет усвоение материала.
1.4. Под дистанционными образовательными технологиями (далее - ДОТ) понимаются
образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии
учащихся и педагогических работников.
Дистанционное обучение предполагает, что учитель и учащийся общаются в реальном
времени (например, на видеоконференции).
1.5. МБОУ СОШ № 55 вправе использовать ЭО и ДОТ при всех предусмотренных
законодательством РФ формах получения общего образования или при их сочетании, при
проведении различных видов учебных, лабораторных или практических занятий, текущего
контроля, промежуточной аттестации учащихся.
1.6. Образовательные
программы
могут
реализовываться
в
смешанном
(комбинированном) режиме – в зависимости от специфики образовательных задач и
представления учебного материала. Соотношение объема проведенных часов, лабораторных
и практических занятий с использованием ЭО и ДОТ или путем непосредственного
взаимодействия педагогического работника с учащимся определяется МБОУ СОШ № 55 в
соответствии с образовательными программами с учетом потребностей учащегося и условий
осуществления образовательной деятельности.
1.7. При реализации образовательных программ с применением исключительно
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в МБОУ СОШ № 55
должны быть созданы условия для функционирования электронной информационнообразовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы,
электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий,
телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и

2

обеспечивающей освоение учащимися образовательных программ в полном объеме
независимо от места нахождения учащихся.
1.8. При реализации образовательных программ с применением электронного
обучения,
дистанционных
образовательных
технологий
местом
осуществления
образовательной деятельности является место нахождения МБОУ СОШ № 55 независимо от
места нахождения учащихся.
1.9. При реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий образовательное
учреждение ведет учет и хранение результатов образовательного процесса в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
1.10. МБОУ СОШ № 55 доводит до учащихся и родителей (законных представителей)
информацию о реализации образовательных программ или их частей с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий через раздел
«Дистанционное обучение» официального сайта МБОУ СОШ № 55, а также через
официальные группы классов, созданных на ИКОП «Сферум».
2. Цели и принципы использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ
2.1. Главными целями использования электронного обучения и дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ МБОУ СОШ № 55
как важной составляющей в системе образования являются:
 обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия учащихся и работников
МБОУ СОШ № 55 при реализации образовательного процесса в условиях распространения
инфекционных заболеваний;
 предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического
развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья учащихся;
 повышение качества образования учащихся в соответствии с их интересами,
способностями и потребностями;
 предоставление учащимся возможности освоения образовательных программ,
непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания
(нахождения);
 развитие профильного образования в рамках образовательного учреждения на
основе использования информационных технологий как комплекса социальнопедагогических преобразований
 интеграция дистанционного обучения с классическими формами обучения с целью
повышения их эффективности;
 реализация дополнительного образования одаренных детей и детей с
ограниченными возможностями здоровья;
 стимулирование и развитие потребности у учащихся в получении дополнительных
научных знаний и интереса к науке, способности к личностному самоопределению и
самореализации;
 вовлечение учащихся в единое информационно-образовательное пространство.
2.2. Основными принципами применения ЭО и ДОТ являются:
 принцип доступности, выражающийся в предоставлении всем учащимся
возможности освоения программ общего образования;
3

 принцип персонализации, выражающийся в создании условий (педагогических,
организационных и технических) для реализации индивидуальной образовательной
траектории учащегося;
 принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов
всех участников образовательного процесса с помощью информационно-образовательной
среды;
 принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы
нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях
учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения
учебных занятий с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых
средств обучения;
 принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в
необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
 принцип модульности, позволяющий использовать учащимся и педагогическим
работникам необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного
курса) для реализации индивидуальной образовательной траектории учащегося;
 принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений
учащихся.
3. Организация образовательного процесса с использованием электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
3.1. Инициатором организации образовательного процесса с использованием
дистанционных образовательных технологий обучения может быть МБОУ СОШ № 55,
учащиеся, их родители (законные представители). Решение об организации данного процесса
закрепляется приказом директора МБОУ СОШ №55.
3.2. Дистанционная образовательная технология обучения может быть использована
МБОУ СОШ № 55 в том случае, если образовательный процесс невозможно организовать по
причине аварийной ситуации в образовательной организации, карантина в связи с высокой
заболеваемостью учащихся и др.
3.3. По заявлению родителей (законных представителей) возможно использование
дистанционных образовательных технологий обучения для учащихся, находящихся на
длительном лечении в стационаре (при отсутствии медицинских противопоказаний).
3.4. Образовательный процесс с использованием ЭО и ДОТ может осуществляться как
по отдельным учебным предметам, учебным курсам (в том числе внеурочной деятельности),
учебным модулям, предусмотренным соответствующей образовательной программой МБОУ
СОШ № 55, так и по всему комплексу учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебным модулям, предусмотренным образовательной
программой МБОУ СОШ № 55 соответствующего уровня образования.
3.5. Образовательный процесс, реализуемый при обучении с использованием ЭО и
ДОТ, предусматривает значительную долю самостоятельных занятий учащихся;
методическое и дидактическое обеспечение этого процесса, регулярный контроль и учет
знаний учащихся осуществляется педагогическим сотрудником МБОУ СОШ № 55.
3.6. Учебные занятия могут проводиться в форме электронного обучения (без
непосредственного взаимодействия учителя с учениками в режиме реального времени) и в
форме использования дистанционных образовательных технологий (учитель и учащийся
4

общаются в реальном времени (например, на видеоконференции)).
3.7. При планировании занятий с применением ЭО и ДОТ необходимо учитывать, что
продолжительность непрерывного использования персонального компьютера/ноутбука
составляет: для учащихся 1-2 классов – не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов – не
более 25 минут, для учащихся 5-9 классов – не более 30 минут, для учащихся 10-11 классов –
не более 35 минут.
3.8. При организации образовательного процесса с использованием ЭО и ДОТ МБОУ
СОШ № 55:
 обеспечивает соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки
педагогических работников через повышение квалификации;
 определяет соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного
взаимодействия педагогического работника с учащимся, в том числе с применением
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
 обеспечивает каждому учащемуся возможность доступа к средствам ЭО и ДОТ, в
том числе к ФГИС «Моя школа», ИКОП «Сферум», необходимым для освоения
соответствующей образовательной программы;
 осуществляет оказание учебно-методической помощи учащимся, в том числе в
форме индивидуальных консультаций как при непосредственном взаимодействии педагога с
учащимися, так и опосредованно, дистанционно, с использованием информационных и
телекоммуникационных технологий;
 осуществляет контроль качества образовательного процесса с использованием ЭО и
ДОТ;
 выявляет проблемы, связанные с удовлетворением образовательных потребностей
учащихся, и находит пути их решения.
3.9. Учебные и методические материалы могут предоставляться ученикам в виде:
 электронных учебных курсов, виртуальных лабораторных практикумов,
компьютерных систем контроля знаний с наборами тестов, других электронных материалов
на магнитных и оптических носителях;
 электронных ресурсов с доступом по сети Интернет.
3.10. В ходе проведения занятий с применением ДОТ с использованием ИКОП
«Сферум» в целях соблюдения требований СанПиН 1.2.3685-11 (снижение нагрузки на
зрение учащихся при использовании персональных компьютеров/ноутбуков) учителю
необходимо комбинировать различные формы деятельности учащихся, в том числе работу в
тетрадях, работу с учебниками и т.д.
3.11. Педагогический сотрудник обязан заполнить электронный журнал АИС
«Образование» в день проведения урока. В графе домашнее задание подробно описать, что
необходимо выполнить ученику. По возможности прикрепить справочные материалы,
инструкции к выполнению заданий, ссылки на видеоуроки.
3.12. На выполнение домашних заданий по всем предметам учащимся
предоставляется время до следующего урока по данному предмету согласно расписанию
уроков.
3.13. Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты
времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): в 1-х класса – 1 ч., во
2-3 классах – 1,5 ч., в 4-5 классах – 2 ч., в 6-8 классах – 2,5 ч., в 9-11 классах – до 3,5 ч.
3.14. При реализации образовательной программы с применением ЭО и ДОТ
5

педагогические сотрудники осуществляют текущий контроль успеваемости и
промежуточную аттестацию учащихся в соответствии с локальным актом «Положение о
формах, периодичности и порядке проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся МБОУ СОШ № 55».
3.15. Заместители директора по УР контролируют процесс использования
дистанционных и электронных технологий, вносят предложения об улучшении форм и
методов использования дистанционных и электронных технологий в образовательной
деятельности.
4. Участники образовательного процесса при его реализации с использованием
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
4.1. Участниками образовательного процесса при реализации обучения с
использованием ЭО и ДОТ являются следующие субъекты:
 администрация МБОУ СОШ № 55;
 педагогические работники;
 учащиеся;
 родители (законные представители) учащихся.
4.2. Административные и педагогические работники, реализующие образовательный
процесс с использованием дистанционных образовательных технологий обучения, должны
иметь уровень подготовки в следующих областях:
 методика использования дистанционных образовательных технологий в
образовательном процессе;
 начальный уровень компьютерной грамотности (текстовый редактор, электронные
таблицы, презентации);
 навыки работы в Интернет (электронная почта, поиск информации);
 навыки работы в используемой оболочке дистанционного обучения.
4.3. В процессе использования ЭО и ДОТ участники образовательного процесса несут
ответственность за различные аспекты деятельности в пределах своей компетентности.
4.4. Ответственность администрации МБОУ СОШ № 55:
 создание условий, соответствующих требованиям к реализации образовательных
программ с применением ЭО и ДОТ;
 обеспечение
образовательного
процесса
квалифицированными
кадрами,
прошедшими обучение в области использования дистанционных, информационнокоммуникационных технологий в образовательной деятельности;
 организация хранения результатов образовательного процесса, внутреннего
документооборота при реализации обучения с использованием ЭО и ДОТ.
4.5. Ответственность педагогических работников:
 обеспечение учащихся при реализации ЭО информационными ресурсами,
входящими в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к
использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных
программ НОО, ООО, СОО / расположенными в ФГИС «Моя школа»;
 организация видеоконференций средствами ИКОП «Сферум» при использовании
ДОТ;
 уважение чести и достоинства учащихся и других участников образовательных
отношений;
6

 соответствие реализуемых учебных программ федеральным государственным
образовательным стандартам;
 выполнение рабочих программ учебных предметов, учебных курсов (в том числе
внеурочной деятельности), учебных модулей;
 соблюдение расписания учебных занятий;
 организация сопровождения учащихся и их родителей (законных представителей) в
процессе обучения с использованием ЭО и ДОТ;
 ведение учета образовательных результатов учащихся при реализации
образовательных программ с использованием ЭО и ДОТ посредством выставления отметок в
АИС «Образование».
4.6. Ответственность родителей (законных представителей):
 обеспечение получения детьми общего образования (обеспечение контроля
выполнения ребенком учебных заданий, соблюдения сроков их выполнения);
 уважение чести и достоинства учащихся и работников МБОУ СОШ № 55.
4.7. Ответственность учащихся:
 добросовестное
освоение
образовательной
программы,
выполнение
индивидуального учебного плана, в том числе посещение предусмотренных учебным планом
или индивидуальным учебным планом учебных занятий (в том числе посредством
подключения к видеоконференциям, организованным на ИКОП «Сферум»), осуществление
самостоятельной подготовки к занятиям, выполнение заданий, данных педагогическими
работниками в рамках образовательной программы;
 уважение чести и достоинства других учащихся и работников МБОУ СОШ № 55,
не создавать препятствий для получения образования другими учащимися.

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».