Основы духовно-нравственной культуры народов России

Приложение № 1.1.15
к ООП ООО МБОУ СОШ № 55,
утвержденной приказом
от 28.08.2023 № 174

Рабочая программа учебного предмета
«Основы духовно-нравственной культуры
народов России»
5-6 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (предметная область «Основы духовно-нравственной
культуры народов России») на уровне основного общего образования составлена
на основе Требований к результатам освоения программы основного общего
образования Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования, Федеральной образовательной программы
основного общего образования, Федеральной рабочей программы по учебному
предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России», а также
ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в федеральной
рабочей программе воспитания.
Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной
культуры народов России» (далее соответственно – программа по ОДНКНР,
ОДНКНР) включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые
результаты освоения программы по ОДНКНР, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения ОДНКНР,
место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и
определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые
предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного
общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по ОДНКНР включают
личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне
основного общего образования, а также предметные достижения учащегося за
каждый год обучения.
Общая характеристика учебного предмета «Основы духовнонравственной культуры народов России»
Учебный курс «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
носит культурологический и воспитательный характер, главный результат
обучения ОДНКНР – духовно-нравственное развитие обучающихся в духе
общероссийской гражданской идентичности на основе традиционных российских
духовно-нравственных ценностей.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают возможность
систематизировать, расширять и углублять полученные в рамках общественнонаучных дисциплин знания и представления о структуре и закономерностях
развития социума, о прошлом и настоящем родной страны, находить в истории
российского общества существенные связи с традиционной духовнонравственной культурой России.
2

Курс ОДНКНР формируется и преподаётся в соответствии с принципами
культурологичности и культуросообразности, научности содержания и подхода к
отбору информации, соответствия требованиям возрастной педагогики и
психологии.
В процессе изучения курса ОДНКНР обучающиеся получают представление
о существенных взаимосвязях между материальной и духовной культурой,
обусловленности культурных реалий современного общества его духовнонравственным обликом, изучают основные компоненты культуры, её
специфические инструменты самопрезентации, исторические и современные
особенности духовно-нравственного развития народов России.
Содержание курса ОДНКНР направлено на формирование нравственного
идеала, гражданской идентичности личности обучающегося и воспитание
патриотических чувств к Родине (осознание себя как гражданина своего
Отечества), формирование исторической памяти.
Материал курса ОДНКНР представлен через актуализацию макроуровня
(Россия в целом как многонациональное, поликонфессиональное государство с
едиными для всех законами, общероссийскими духовнонравственными и
культурными ценностями), на микроуровне (собственная идентичность,
осознанная как часть малой Родины, семьи и семейных традиций, этнической и
религиозной истории, к которой принадлежит обучающийся как личность).
Принцип культурологичности в преподавании ОДНКНР означает важность
культурологического, а не конфессионального подхода, отсутствие культурной,
этнической, религиозной ангажированности в содержании предмета и его
смысловых акцентах.
Принцип научности подходов и содержания в преподавании ОДНКНР
означает важность терминологического единства, необходимость освоения
основных научных подходов к рассмотрению культуры и усвоению научной
терминологии для понимания культурообразующих элементов и формирования
познавательного интереса к этнокультурным и религиозным феноменам.
Принцип соответствия требованиям возрастной педагогики и психологии
включает отбор тем и содержания курса согласно приоритетным зонам
ближайшего развития для 5–6 классов, когнитивным способностям и социальным
потребностям обучающихся, содержанию гуманитарных и общественно-научных
учебных предметов.
Принцип формирования гражданского самосознания и общероссийской
гражданской идентичности обучающихся в процессе изучения курса ОДНКНР
включает осознание важности наднационального и надконфессионального
гражданского единства народов России как основополагающего элемента в
воспитании патриотизма и любви к Родине. Данный принцип реализуется через
3

поиск объединяющих черт в духовно-нравственной жизни народов России, их
культуре, религии и историческом развитии.
Цели изучения учебного предмета «Основы духовно-нравственной
культуры народов России»
Целями изучения учебного курса ОДНКНР являются:
 формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся
через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте
процессов
этноконфессионального
согласия
и
взаимодействия,
взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий,
национальных культур;
 создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на
основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к
осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской
Федерации;
 формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям
представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
 идентификация собственной личности как полноправного субъекта
культурного, исторического и цивилизационного развития Российской
Федерации.
Цели курса ОДНКНР определяют следующие задачи:
 овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное
значение для формирования гражданской идентичности обучающегося;
 приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и
нравственности как основополагающих элементах духовной культуры
современного общества;
 развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и
нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества,
ответственного отношения к будущему отцовству и материнству;
 становление компетенций межкультурного взаимодействия как
способности
и
готовности
вести
межличностный,
межкультурный,
межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной
культурной идентичности;
 формирование основ научного мышления обучающихся через
систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы,
истории, изобразительного искусства, музыки;
 обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения
4

окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений,
оценок и выводов;
 воспитание уважительного и бережного отношения к историческому,
религиозному и культурному наследию народов Российской Федерации;
 содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров,
основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных
ценностей;
 формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через
понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального
взаимодействия, гражданской идентичности.
Изучение курса ОДНКНР вносит значительный вклад в достижение
главных целей основного общего образования, способствуя:
 расширению и систематизации знаний и представлений обучающихся о
культуре и духовных традициях народов России, о нравственных ценностях,
полученных при изучении основ религиозной культуры и светской этики,
окружающего мира, литературного чтения и других предметов начального общего
образования;
 углублению представлений о светской этике, религиозной культуре
народов Российской Федерации, их роли в развитии современного общества;
 формированию основ морали и нравственности, воплощённых в
семейных, этнокультурных и религиозных ценностях, ориентированных на
соизмерение своих поступков с нравственными идеалами, на осознание своих
обязанностей перед обществом и государством;
 воспитанию патриотизма, уважения к истории, языку, культурным и
религиозным традициям своего народа и других народов Российской Федерации,
толерантному отношению к людям другой культуры, умению принимать и ценить
ценности других культур, находить в них общее и особенное, черты,
способствующие взаимному обогащению культур;
 пробуждению интереса к культуре других народов, проявлению
уважения, способности к сотрудничеству, взаимодействию на основе поиска
общих культурных стратегий и идеалов;
 осознанию приоритетной значимости духовно-нравственных ценностей,
проявляющейся в преобладании этических, интеллектуальных, альтруистических
мотивов над потребительскими и эгоистическими;
 раскрытию природы духовно-нравственных ценностей российского
общества, объединяющих светскость и духовность;
 формированию ответственного отношения к учению и труду, готовности
и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
5

мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору ценностных
ориентаций, способствующих развитию общества в целом;
 получению научных представлений о культуре и её функциях,
особенностях взаимодействия с социальными институтами, способности их
применять в анализе и изучении социально-культурных явлений в истории и
культуре Российской Федерации и современном обществе, давать нравственные
оценки поступков и событий на основе осознания главенствующей роли духовнонравственных ценностей в социальных и культурно-исторических процессах;
 развитию информационной культуры обучающихся, компетенций в
отборе, использовании и структурировании информации, а также возможностей
для активной самостоятельной познавательной деятельности.
Место учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры
народов России» в учебном плане
В соответствии с ФГОС ООО учебный предмет «Основы духовнонравственной культуры народов России» входит в предметную область «Основы
духовно-нравственной культуры народов России» и является обязательным для
изучения. Общее число часов, отведённых для изучения ОДНКНР на уровне
основного общего образования, составляет 68 часов: в 5 классе – 34 часа (1 часа в
неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Содержание учебного предмета
5 класс
«Россия – наш общий дом».
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
Формирование и закрепление гражданского единства. Родина и
Отечество. Традиционные ценности и ролевые модели. Традиционная семья.
Всеобщий характер морали и нравственности. Русский язык и единое культурное
пространство. Риски и угрозы духовно-нравственной культуре народов России.
Наш дом – Россия.
Россия – многонациональная страна. Многонациональный народ
Российской Федерации. Россия как общий дом. Дружба народов.
Язык и история.
Что такое язык? Как в языке народа отражается его история? Язык как
инструмент культуры. Важность коммуникации между людьми. Языки народов
мира, их взаимосвязь .
Русский язык – язык общения и язык возможностей.
Русский язык – основа российской культуры. Как складывался русский
6

язык: вклад народов России в его развитие. Русский язык как
культурообразующий проект и язык межнационального общения. Важность
общего языка для всех народов России. Возможности, которые даёт русский язык.
Истоки родной культуры.
Что такое культура. Культура и природа. Роль культуры в жизни общества.
Многообразие культур и его причины. Единство культурного пространства
России.
Материальная культура.
Материальная культура: архитектура, одежда, пища, транспорт, техника.
Связь между материальной культурой и духовно-нравственными ценностями
общества .
Духовная культура.
Духовно-нравственная культура. Искусство, наука, духовность. Мораль,
нравственность, ценности. Художественное осмысление мира. Символ и знак.
Духовная культура как реализация ценностей .
Культура и религия.
Религия и культура. Что такое религия, её роль в жизни общества и
человека. Государствообразующие религии России. Единство ценностей в
религиях России .
Культура и образование.
Зачем нужно учиться? Культура как способ получения нужных знаний.
Образование как ключ к социализации и духовно- нравственному развитию
человека.
Многообразие культур России (практическое занятие).
Единство культур народов России. Что значит быть культурным человеком?
Знание о культуре народов России.
«Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья – хранитель духовных ценностей.
Семья – базовый элемент общества. Семейные ценности, традиции и
культура. Помощь сиротам как духовно-нравственный долг человека.
Родина начинается с семьи.
История семьи как часть истории народа, государства, человечества. Как
связаны Родина и семья? Что такое Родина и Отечество?
Традиции семейного воспитания в России.
Семейные традиции народов России. Межнациональные семьи. Семейное
воспитание как трансляция ценностей.
Образ семьи в культуре народов России.
Произведения устного поэтического творчества (сказки, поговорки и т.д.) о
семье и семейных обязанностях. Семья в литературе и произведениях разных
7

видов искусства.
Труд в истории семьи.
Социальные роли в истории семьи. Роль домашнего труда. Роль норм в
благополучии семьи.
Семья в современном мире (практическое занятие). Рассказ о своей семье (с
использованием фотографий, книг, писем и др.). Семейное древо. Семейные
традиции.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Личность – общество – культура.
Что делает человека человеком? Почему человек не может жить вне
общества. Связь между обществом и культурой как реализация духовнонравственных ценностей
Духовный мир человека.
Человек – творец культуры. Культура как духовный мир человека. Мораль.
Нравственность. Патриотизм. Реализация ценностей в культуре. Творчество: что
это такое? Границы творчества. Традиции и новации в культуре. Границы
культур.
Созидательный труд. Важность труда как творческой деятельности, как
реализации.
Личность
и
духовно-нравственные
ценности.
Мораль
и
нравственность в жизни человека.
Взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким.
«Культурное единство России»
Историческая память как духовно-нравственная ценность.
Что такое история и почему она важна? История семьи – часть истории
народа,
государства,
человечества.
Важность
исторической
памяти,
недопустимость её фальсификации. Преемственность поколений.
Литература как язык культуры.
Литература как художественное осмысление действительности. От сказки к
роману. Зачем нужны литературные произведения? Внутренний мир человека и
его духовность.
Взаимовлияние культур.
Взаимодействие культур. Межпоколенная и межкультурная трансляция.
Обмен ценностными установками и идеями. Примеры межкультурной
коммуникации как способ формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Духовно-нравственные ценности российского народа.
Жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм,
8

гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного
над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм,
взаимопомощь, историческая память и преемственность поколений, единство
народов России.
Регионы России: культурное многообразие.
Исторические и социальные причины культурного разнообразия. Каждый
регион уникален. Малая Родина – часть общего Отечества.
Праздники в культуре народов России.
Что такое праздник? Почему праздники важны. Праздничные традиции в
России. Народные праздники как память культуры, как воплощение духовнонравственных идеалов
Памятники архитектуры в культуре народов России.
Памятники как часть культуры: исторические, художественные,
архитектурные. Культура как память. Музеи. Храмы. Дворцы. Исторические
здания как свидетели истории. Архитектура и духовно- нравственные ценности
народов России.
Музыкальная культура народов России.
Музыка. Музыкальные произведения. Музыка как форма выражения
эмоциональных связей между людьми. Народные инструменты. История народа
в его музыке и инструментах.
Изобразительное искусство народов России.
Художественная реальность. Скульптура: от религиозных сюжетов к
современному искусству. Храмовые росписи и фольклорные орнаменты.
Живопись, графика. Выдающиеся художники разных народов России.
Фольклор и литература народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос и сказка. Фольклор как отражение истории
народа и его ценностей, морали и нравственности. Национальная литература.
Богатство культуры народа в его литературе.
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое
занятие).
Рассказ о бытовых традициях своей семьи, народа, региона. Доклад с
использованием разнообразного зрительного ряда и других источников.
Культурная карта России (практическое занятие).
География культур России. Россия как культурная карта. Описание
регионов в соответствии с их особенностями.
Единство страны – залог будущего России.
Россия – единая страна. Русский мир. Общая история, сходство культурных
традиций, единые духовно-нравственные ценности народов России.
9

6 класс
«Культура как социальность»
Мир культуры: его структура.
Культура как форма социального взаимодействия. Связь между миром
материальной культуры и социальной структурой общества. Расстояние и образ
жизни людей. Научно-технический прогресс как один из источников
формирования социального облика общества.
Культура России: многообразие регионов.
Территория России. Народы, живущие в ней. Проблемы культурного
взаимодействия в обществе с многообразием культур. Сохранение и поддержка
принципов толерантности и уважения ко всем культурам народов России.
История быта как история культуры.
Домашнее хозяйство и его типы. Хозяйственная деятельность народов
России в разные исторические периоды. Многообразие культурных укладов как
результат исторического развития народов России.
Прогресс: технический и социальный.
Производительность труда. Разделение труда. Обслуживающий и
производящий труд. Домашний труд и его механизация. Что такое технологии и
как они влияют на культуру и ценности общества?
Образование в культуре народов России.
Представление об основных этапах в истории образования. Ценность знания.
Социальная обусловленность различных видов образования.
Важность образования для современного мира. Образование как трансляция
культурных смыслов, как способ передачи ценностей.
Права и обязанности человека.
Права и обязанности человека в культурной традиции народов России.
Права и свободы человека и гражданина, обозначенные в Конституции
Российской Федерации.
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие.
Мир религий в истории. Религии народов России сегодня.
Государствообразующие и традиционные религии как источник духовнонравственных ценностей .
Современный мир: самое важное (практическое занятие).
Современное общество: его портрет. Проект: описание самых важных черт
современного общества с точки зрения материальной и духовной культуры
народов России.

10

«Человек и его отражение в культуре»
Каким должен быть человек? Духовно-нравственный облик и идеал
человека.
Мораль, нравственность, этика, этикет в культурах народов России. Право и
равенство в правах. Свобода как ценность. Долг как её ограничение. Общество
как регулятор свободы.
Свойства и качества человека, его образ в культуре народов России,
единство человеческих качеств. Единство духовной жизни.
Взросление человека в культуре народов России.
Социальное измерение человека. Детство, взросление, зрелость, пожилой
возраст. Проблема одиночества. Необходимость развития во взаимодействии с
другими людьми. Самостоятельность как ценность.
Религия как источник нравственности.
Религия как источник нравственности и гуманистического мышления.
Нравственный идеал человека в традиционных религиях. Современное общество и
религиозный идеал человека.
Наука как источник знания о человеке и человеческом.
Гуманитарное знание и его особенности. Культура как самопознание.
Этика. Эстетика. Право в контексте духовно-нравственных ценностей.
Этика и нравственность как категории духовной культуры.
Что такое этика. Добро и его проявления в реальной жизни. Что значит быть
нравственным. Почему нравственность важна?
Самопознание (практическое занятие).
Автобиография и автопортрет: кто я и что я люблю. Как устроена моя
жизнь. Выполнение проекта.
«Человек как член общества»
Труд делает человека человеком.
Что такое труд. Важность труда и его экономическая стоимость. Безделье,
лень, тунеядство. Трудолюбие, подвиг труда, ответственность. Общественная
оценка труда.
Подвиг: как узнать героя?
Что такое подвиг. Героизм как самопожертвование. Героизм на войне.
Подвиг в мирное время. Милосердие, взаимопомощь.
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние.
Человек в социальном измерении. Дружба, предательство. Коллектив.
Личные границы Этика предпринимательства. Социальная помощь.
Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
Бедность. Инвалидность. Асоциальная семья. Сиротство. Отражение этих
11

явлений в культуре общества.
Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений.
Милосердие. Взаимопомощь. Социальное служение. Благотворительность.
Волонтёрство. Общественные блага.
Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной
культуры народов России. Гуманизм.
Истоки гуманистического мышления. Философия гуманизма. Проявления
гуманизма в историко-культурном наследии народов России.
Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества.
Социальные профессии: врач, учитель, пожарный, полицейский,
социальный работник. Духовно- нравственные качества, необходимые
представителям этих профессий.
Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг.
Меценаты, философы, религиозные лидеры, врачи, учёные, педагоги.
Важность меценатства для духовно-нравственного развития личности самого
мецената и общества в целом.
Выдающиеся учёные России.
Наука как источник социального и духовного прогресса общества.
Учёные России. Почему важно помнить историю науки. Вклад науки в
благополучие страны. Важность морали и нравственности в науке, в деятельности
учёных.
Моя профессия (практическое занятие).
Труд как самореализация, как вклад в общество. Рассказ о своей будущей
профессии.
«Родина и патриотизм»
Гражданин.
Родина и гражданство, их взаимосвязь. Что делает человека гражданином.
Нравственные качества гражданина.
Патриотизм.
Патриотизм. Толерантность. Уважение к другим народам и их истории.
Важность патриотизма.
Защита Родины: подвиг или долг?
Война и мир. Роль знания в защите Родины. Долг гражданина перед
обществом. Военные подвиги. Честь. Доблесть.
Государство. Россия – наша родина.
Государство как объединяющее начало. Социальная сторона права и
государства. Что такое закон. Что такое Родина? Что такое государство?
12

Необходимость быть гражданином. Российская гражданская идентичность.
Гражданская идентичность (практическое занятие).
Какими качествами должен обладать человек как гражданин.
Моя школа и мой класс (практическое занятие).
Портрет школы или класса через добрые дела.
Человек: какой он? (практическое занятие).
Человек. Его образы в культуре. Духовность и нравственность как
важнейшие качества человека.
Человек и культура (проект).
Итоговый проект: «Что значит быть человеком».
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Изучение ОДНКНР на уровне основного общего образования направлено на
достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов
освоения учебного предмета.
Личностные результаты
Личностные результаты имеют направленность на решение задач
воспитания, развития и социализации обучающихся средствами учебного курса.
Планируемые личностные результаты освоения курса представляют собой
систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех
компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы
по ОДНКНР.
Личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Личностные результаты освоения курса включают:
 осознание российской гражданской идентичности;
 готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и
личностному самоопределению;
 ценность самостоятельности и инициативы;
 наличие мотивации к целенаправленной социально значимой
деятельности;
 сформированность внутренней позиции личности как особого
ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.
В результате изучения курса ОДНКНР на уровне основного общего
образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты в части:
патриотического воспитания:
 самоопределение
(личностное,
профессиональное,
жизненное):
13

сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России через представления об исторической роли культур народов России,
традиционных религий, духовно-нравственных ценностей в становлении
российской государственности;
гражданского воспитания:
 осознанность своей гражданской идентичности через знание истории,
языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества и знание основных норм морали, нравственных и
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России,
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве;
 сформированность
понимания
и
принятия
гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского
общества с помощью воспитания способности к духовному развитию,
нравственному самосовершенствованию;
 воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
ценности научного познания:
 cформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего
социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
 cмыслообразование: сформированность ответственного отношения к
учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и
самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию через развитие
способностей к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
 воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным
чувствам, взглядам людей или их отсутствию.
духовно-нравственного воспитания:
 cформированность осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов родного края, России и народов мира;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
 сформированность нравственной рефлексии и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, нравственных чувств и
нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к
14

собственным поступкам; осознание значения семьи в жизни человека и общества;
принятие ценности семейной жизни; уважительное и заботливое отношение к
членам своей семьи через знание основных норм морали, нравственных,
духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России;
готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потреблении.
Метапредметные результаты
В результате изучения ОДНКНР на уровне основного общего образования у
учащегося будут сформированы познавательные универсальные учебные
действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные
универсальные учебные действия, совместная деятельность.
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы (логические УУД);
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково- символические /
моделирование);
 смысловое чтение;
 развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем
Коммуникативные универсальные учебные действия
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
 работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
 формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение (учебное
сотрудничество);
 умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности;
 владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью (коммуникация);
 формирование и развитие компетентности в области использования
15

информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность).
Регулятивные универсальные учебные действия
 умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
(целеполагание);
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач (планирование);
 умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
(контроль и коррекция);
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения (оценка);
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная
рефлексия, саморегуляция) деятельности.
Предметные результаты
Предметные результаты по учебному предмету «ОДНКНР» в соответствии
с ФГОС обеспечивают:
 понимание вклада представителей различных народов России в
формирования ее цивилизационного наследия;
 понимание ценности многообразия культурных укладов народов,
Российской Федерации;
 поддержку интереса к традициям собственного народа
и
народов,
проживающих в Российской Федерации;
 знание исторических примеров взаимопомощи и сотрудничества народов
Российской Федерации;
 формирование уважительного отношения к национальным и этническим
ценностям, религиозным чувствам народов Российской Федерации;
 осознание ценности межнационального и межрелигиозного согласия;
 формирование представлений об образцах и примерах традиционного
духовного наследия народов Российской Федерации.

16

В соответствии с ФОП ООО к концу обучения в 5 классе обучающийся
получит следующие предметные результаты по отдельным темам программы
по ОДНКНР:
«Россия – наш общий дом»
Зачем изучать курс «Основы духовно-нравственной культуры народов
России»?
 знать цель и предназначение курса «Основы духовно-нравственной
культуры народов России», понимать важность изучения культуры и
гражданствообразующих религий для формирования личности гражданина
России;
 иметь представление о содержании данного курса, в том числе о понятиях
«мораль и нравственность», «семья», «традиционные ценности», об угрозах
духовно- нравственному единству страны;
 понимать взаимосвязь между языком и культурой, духовнонравственным развитием личности и социальным поведением.
Наш дом – Россия
 иметь
представление
об
историческом
пути
формирования
многонационального состава населения Российской Федерации, его мирном
характере и причинах его формирования;
 знать о современном состоянии культурного и религиозного разнообразия
народов Российской Федерации, причинах культурных различий;
 понимать необходимость межнационального и межрелигиозного
сотрудничества и взаимодействия, важность сотрудничества и дружбы между
народами и нациями, обосновывать их необходимость
Язык и история
 знать и понимать, что такое язык, каковы важность его изучения и
влияние на миропонимание личности;
 иметь базовые представления о формировании языка как носителя
духовно- нравственных смыслов культуры;
 понимать суть и смысл коммуникативной роли языка, в том числе в
организации межкультурного диалога и взаимодействия;
 обосновывать своё понимание необходимости нравственной чистоты
языка, важности лингвистической гигиены, речевого этикета.
Русский язык – язык общения и язык возможностей
 иметь базовые представления о происхождении и развитии русского
языка, его взаимосвязи с языками других народов России;
 знать и уметь обосновать важность русского языка как
культурообразующего языка народов России, важность его для существования
17

государства и общества;
 понимать, что русский язык – не только важнейший элемент
национальной культуры, но и историко-культурное наследие, достояние
российского государства, уметь приводить примеры;
 иметь представление о нравственных категориях русского языка и их
происхождении.
Истоки родной культуры
 иметь сформированное представление о понятие «культура»;
 осознавать и уметь доказывать взаимосвязь культуры и природы; знать
основные формы репрезентации культуры, уметь их различать и соотносить с
реальными проявлениями культурного многообразия;
 уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины.
Материальная культура
 иметь представление об артефактах культуры;
 иметь базовое представление о традиционных укладах хозяйства:
земледелии, скотоводстве, охоте, рыболовстве;
 понимать взаимосвязь между хозяйственным укладом и проявлениями
духовной культуры;
 понимать и объяснять зависимость основных культурных укладов
народов России от географии их массового расселения, природных условий и
взаимодействия с другими этносами.
Духовная культура
 иметь представление о таких культурных концептах как «искусство»,
«наука», «религия»;
 знать и давать определения терминам «мораль», «нравственность»,
«духовные ценности», «духовность» на доступном для обучающихся уровне
осмысления;
 понимать смысл и взаимосвязь названных терминов с формами их
репрезентации в культуре;
 осознавать значение культурных символов, нравственный и духовный
смысл культурных артефактов;
 знать, что такое знаки и символы, уметь соотносить их с культурными
явлениями, с которыми они связаны.
Культура и религия
 иметь представление о понятии «религия», уметь пояснить её роль в
жизни общества и основные социально-культурные функции;
 осознавать связь религии и морали;
18

 понимать роль и значение духовных ценностей в религиях народов
России;
 уметь характеризовать государствообразующие конфессии России и их
картины мира.
Культура и образование.
 характеризовать термин «образование» и уметь обосновать его важность
для личности и общества;
 иметь представление об основных ступенях образования в России и их
необходимости;
 понимать взаимосвязь культуры и образованности человека;
 приводить примеры взаимосвязи между знанием, образованием и
личностным и профессиональным ростом человека;
 понимать взаимосвязь между знанием и духовно-нравственным
развитием общества, осознавать ценность знания, истины, востребованность
процесса познания как получения новых сведений о мире.
Многообразие культур России (практическое занятие)
 иметь сформированные представления о закономерностях развития
культуры и истории народов, их культурных особенностях;
 выделять общее и единичное в культуре на основе предметных знаний о
культуре своего народа;
 предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями на основе местной культурно-исторической
специфики;
 обосновывать важность сохранения культурного многообразия как
источника
духовно-нравственных
ценностей,
моралии
нравственности
современного общества.
Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья – хранитель духовных ценностей
 знать и понимать смысл термина «семья»;
 иметь представление о взаимосвязях между типом культуры и
особенностями семейного быта и отношений в семье;
 осознавать значение термина «поколение» и его взаимосвязь с
культурными особенностями своего времени;
 уметь составить рассказ о своей семье в соответствии с культурноисторическими условиями её существования;
 понимать и обосновывать такие понятия, как «счастливая семья»,
«семейное счастье»;
 осознавать и уметь доказывать важность семьи как хранителя традиций и
19

её воспитательную роль;
 понимать смысл терминов «сиротство», «социальное сиротство»,
обосновывать нравственную важность заботы о сиротах, знать о формах помощи
сиротам со стороны государства.
Родина начинается с семьи
 знать и уметь объяснить понятие «Родина»;
 осознавать взаимосвязь и различия между концептами «Отечество» и
«Родина»;
 понимать, что такое история семьи, каковы формы её выражения и
сохранения;
 обосновывать и доказывать взаимосвязь истории семьи и истории народа,
государства, человечества.
Традиции семейного воспитания в России
 иметь представление о семейных традициях и обосновывать их важность
как ключевых элементах семейных отношений;
 знать и понимать взаимосвязь семейных традиций и культуры
собственного этноса;
 уметь рассказывать о семейных традициях своего народа и народов
России, собственной семьи;
 осознавать роль семейных традиций в культуре общества, трансляции
ценностей, духовно-нравственных идеалов.
Образ семьи в культуре народов России
 знать и называть традиционные сказочные и фольклорные сюжеты о
семье, семейных обязанностях;
 уметь обосновывать своё понимание семейных ценностей, выраженных в
фольклорных сюжетах;
 знать и понимать морально-нравственное значение семьи в литературных
произведениях, иметь представление о ключевых сюжетах с участием семьи в
произведениях художественной культуры;
 понимать и обосновывать важность семейных ценностей с
использованием различного иллюстративного материала.
Труд в истории семьи
 знать и понимать, что такое семейное хозяйство и домашний труд;
 понимать и уметь объяснять специфику семьи как социального института,
характеризовать роль домашнего труда и распределение экономических функций
в семье;
 осознавать и оценивать семейный уклад и взаимосвязь с социальноэкономической структурой общества в форме большой и малой семей;
20

 характеризовать распределение семейного труда и осознавать его
важность для укрепления целостности семьи.
Семья в современном мире (практическое занятие)
 иметь сформированные представления о закономерностях развития семьи
в культуре и истории народов России, уметь обосновывать данные
закономерности на региональных материалах и примерах из жизни собственной
семьи;
 выделять особенности духовной культуры семьи в фольклоре и культуре
различных народов на основе предметных знаний о культуре своего народа;
 предполагать и доказывать наличие взаимосвязи между культурой и
духовно-нравственными ценностями семьи;
 обосновывать важность семьи и семейных традиций для трансляции
духовно-нравственных ценностей, морали и нравственности как фактора
культурной преемственности.
«Духовно-нравственное богатство личности»
Личность – общество – культура
 знать и понимать значение термина «человек» в контексте духовнонравственной культуры;
 уметь обосновать взаимосвязь и взаимообусловленность человека и
общества, человека и культуры;
 понимать и объяснять различия между обоснованием термина «личность»
в быту, в контексте культуры и творчества;
 знать, что такое гуманизм, иметь представление о его источниках в
культуре.
Духовный мир человека. Человек – творец культуры
 знать значение термина «творчество» в нескольких аспектах и понимать
границы их применимости;
 осознавать и доказывать важность морально-нравственных ограничений в
творчестве;
 обосновывать важность творчества как реализацию духовнонравственных ценностей человека;
 доказывать детерминированность творчества культурой своего этноса;
 знать и уметь объяснить взаимосвязь труда и творчества.
Личность и духовно-нравственные ценности
 знать и уметь объяснить значение и роль морали и нравственности в
жизни человека;
 обосновывать происхождение духовных ценностей, понимание идеалов
добра и зла;
21

 понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
 «взаимопомощь», «сострадание», «милосердие», «любовь», «дружба»,
 «коллективизм», «патриотизм», «любовь к близким».
«Культурное единство России»
Историческая память как духовно-нравственная ценность
 понимать и уметь объяснять суть термина «история», знать основные
исторические периоды и уметь выделять их сущностные черты;
 иметь представление о значении и функциях изучения истории;
 осознавать историю своей семьи и народа как часть мирового
исторического процесса. Знать о существовании связи между историческими
событиями и культурой. Обосновывать важность изучения истории как духовнонравственного долга гражданина и патриота.
Литература как язык культуры
 знать и понимать отличия литературы от других видов художественного
творчества;
 рассказывать об особенностях литературного повествования, выделять
простые выразительные средства литературного языка;
 обосновывать и доказывать важность литературы как культурного
явления, как формы трансляции культурных ценностей;
 находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла в литературных произведениях.
Взаимовлияние культур
 иметь представление о значении терминов «взаимодействие культур»,
«культурный обмен» как формах распространения и обогащения духовнонравственных идеалов общества;
 понимать и обосновывать важность сохранения культурного наследия;
 знать, что такое глобализация, уметь приводить примеры межкультурной
коммуникации как способа формирования общих духовно-нравственных
ценностей.
Духовно-нравственные ценности российского народа
 знать и уметь объяснить суть и значение следующих духовнонравственных ценностей: жизнь, достоинство, права и свободы человека,
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его
судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд,
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России с опорой на культурные и исторические
особенности российского народа:
22

 осознавать духовно-нравственные ценности в качестве базовых
общегражданских ценностей российского общества и уметь доказывать это.
Регионы России: культурное многообразие
 понимать принципы федеративного устройства России и концепт
«полиэтничность»;
 называть основные этносы Российской Федерации и регионы, где они
традиционно проживают;
 уметь объяснить значение словосочетаний «многонациональный народ
Российской Федерации», «государствообразующий народ», «титульный этнос»;
 понимать ценность многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
 демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
 уметь выделять общие черты в культуре различных народов,
обосновывать их значение и причины
Праздники в культуре народов России
 иметь представление о природе праздников и обосновывать их важность
как элементов культуры;
 устанавливать взаимосвязь праздников и культурного уклада;
 различать основные типы праздников;
 уметь рассказывать о праздничных традициях народов России и
собственной семьи;
 анализировать связь праздников и истории, культуры народов России;
 понимать основной смысл семейных праздников:
 определять нравственный смысл праздников народов России;
 осознавать значение праздников как элементов культурной памяти
народов России, как воплощение духовно-нравственных идеалов.
Памятники архитектуры народов России
 знать, что такое архитектура, уметь охарактеризовать основные типы
памятников архитектуры и проследить связь между их структурой и
особенностями культуры и этапами исторического развития;
 понимать взаимосвязь между типом жилищ и типом хозяйственной
деятельности;
 осознавать и уметь охарактеризовать связь между уровнем научнотехнического развития и типами жилищ;
 осознавать и уметь объяснять взаимосвязь между особенностями
архитектуры и духовно-нравственными ценностями народов России;
 устанавливать связь между историей памятника и историей края,
23

характеризовать памятники истории и культуры;
 иметь представление о нравственном и научном смысле краеведческой
работы.
Музыкальная культура народов России
 знать и понимать отличия музыки от других видов художественного
творчества, рассказывать об особенностях музыкального повествования, выделять
простые выразительные средства музыкального языка;
 обосновывать и доказывать важность музыки как культурного явления,
как формы трансляции культурных ценностей;
 находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла музыкальных произведений;
 знать основные темы музыкального творчества народов России, народные
инструменты
Изобразительное искусство народов России
 знать и понимать отличия изобразительного искусства от других видов
художественного творчества, рассказывать об особенностях и выразительных
средствах изобразительного искусства;
 уметь объяснить, что такое скульптура, живопись, графика, фольклорные
орнаменты;
 обосновывать и доказывать важность изобразительного искусства как
культурного явления, как формы трансляции культурных ценностей;
 находить и обозначать средства выражения морального и нравственного
смысла изобразительного искусства;
 знать основные темы изобразительного искусства народов России .
Фольклор и литература народов России
 знать и понимать, что такое пословицы и поговорки, обосновывать
важность и нужность этих языковых выразительных средств;
 понимать и объяснять, что такое эпос, миф, сказка, былина, песня;
 воспринимать и объяснять на примерах важность понимания фольклора
как отражения истории народа и его ценностей, морали и нравственности;
 знать, что такое национальная литература и каковы её выразительные
средства;
 оценивать морально-нравственный потенциал национальной литературы.
Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом
 знать и уметь объяснить взаимосвязь между бытом и природными
условиями проживания народа на примерах из истории и культуры своего
региона;
 уметь доказывать и отстаивать важность сохранения и развития
24

культурных, духовно-нравственных, семейных и этнических традиций,
многообразия культур;
 уметь оценивать и устанавливать границы и приоритеты взаимодействия
между людьми разной этнической, религиозной и гражданской идентичности на
доступном для шестиклассников уровне (с учётом их возрастных особенностей);
 понимать и уметь показывать на примерах значение таких ценностей, как
взаимопомощь, сострадание, милосердие, любовь, дружба, коллективизм,
патриотизм, любовь к близким через бытовые традиции народов своего края.
Культурная карта России (практическое занятие)
 знать и уметь объяснить отличия культурной географии от физической и
политической географии;
 понимать, что такое культурная карта народов России;
 описывать отдельные области культурной карты в соответствии с их
особенностями.
Единство страны – залог будущего России
 знать и уметь объяснить значение и роль общих элементов в культуре
народов России для обоснования её территориального, политического и
экономического единства;
 понимать и доказывать важность и преимущества этого единства перед
требованиями национального самоопределения отдельных этносов.
6 класс
«Культура как социальность»
Мир культуры: его структура
 знать и уметь объяснить структуру культуры как социального явления;
 понимать специфику социальных явлений, их ключевые отличия от
природных явлений;
 уметь доказывать связь между этапом развития материальной культуры и
социальной структурой общества, их взаимосвязь с духовно- нравственным
состоянием общества;
 понимать зависимость социальных процессов от культурноисторических процессов;
 уметь объяснить взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и
этапами развития социума.
Культура России: многообразие регионов
 характеризовать административно-территориальное деление России;
 знать количество регионов, различать субъекты и федеральные округа,
уметь показать их на административной карте России;
25

 понимать и уметь объяснить необходимость федеративного устройства в
полиэтничном государстве, важность сохранения исторической памяти отдельных
этносов;
 объяснять принцип равенства прав каждого человека, вне зависимости от
его принадлежности к тому или иному народу;
 понимать ценность многообразия культурных укладов народов
Российской Федерации;
 демонстрировать готовность к сохранению межнационального и
межрелигиозного согласия в России;
 характеризовать духовную культуру всех народов России как общее
достояние и богатство нашей многонациональной Родины.
История быта как история культуры
 понимать смысл понятия «домашнее хозяйство» и характеризовать его
типы;
 понимать взаимосвязь между хозяйственной деятельностью народов
России и особенностями исторического периода;
 находить и объяснять зависимость ценностных ориентиров народов
России от их локализации в конкретных климатических, географических и
культурно-исторических условиях.
Прогресс: технический и социальный
 знать, что такое труд, производительность труда и разделение труда,
характеризовать их роль и значение в истории и современном обществе;
 осознавать и уметь доказывать взаимозависимость членов общества, роль
созидательного и добросовестного труда для создания социально и экономически
благоприятной среды;
 демонстрировать понимание роли обслуживающего труда, его
социальной и духовно-нравственной важности;
 понимать взаимосвязи между механизацией домашнего труда и
изменениями социальных взаимосвязей в обществе;
 осознавать и обосновывать влияние технологий на культуру и ценности
общества.
Образование в культуре народов России
 иметь представление об истории образования и его роли в обществе на
различных этапах его развития;
 понимать и обосновывать роль ценностей в обществе, их зависимость от
процесса познания;
 понимать специфику каждой ступени образования, её роль в современных
общественных процессах;
26

 обосновывать важность образования в современном мире и ценность
знания;
 характеризовать образование как часть процесса формирования духовнонравственных ориентиров человека.
Права и обязанности человека
 знать термины «права человека», «естественные права человека»,
«правовая культура»:
 характеризовать историю формирования комплекса понятий, связанных с
правами;
 понимать и обосновывать важность прав человека как привилегии и
обязанности человека;
 понимать необходимость соблюдения прав человека;
 понимать и уметь объяснить необходимость сохранения паритета между
правами и обязанностями человека в обществе;
 приводить примеры формирования правовой культуры из истории
народов России.
Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие
 знать и понимать смысл терминов «религия», «конфессия», «атеизм»,
«свободомыслие»;
 характеризовать основные культурообразующие конфессии;
 знать и уметь объяснять роль религии в истории и на современном этапе
общественного развития;
 понимать и обосновывать роль религий как источника культурного
развития общества.
Современный мир: самое важное (практическое занятие)
 характеризовать основные процессы, протекающие в современном
обществе, его духовно-нравственные ориентиры;
 понимать и уметь доказать важность духовно-нравственного развития
человека и общества в целом для сохранения социально-экономического
благополучия;
 называть и характеризовать основные источники этого процесса; уметь
доказывать теоретические положения, выдвинутые ранее на примерах из истории
и культуры России.
«Человек и его отражение в культуре»
Духовно-нравственный облик и идеал человека
 объяснять, как проявляется мораль и нравственность через описание
личных качеств человека;
 осознавать, какие личностные качества соотносятся с теми или иными
27

моральными и нравственными ценностями;
 понимать различия между этикой и этикетом и их взаимосвязь;
 обосновывать и доказывать ценность свободы как залога благополучия
общества, уважения к правам человека, его месту и роли в общественных
процессах;
 характеризовать
взаимосвязь
таких
понятий
как
«свобода»,
«ответственность», «право» и «долг»;
 понимать важность коллективизма как ценности современной России и
его приоритет перед идеологией индивидуализма;
 приводить примеры идеалов человека в историко-культурном
пространстве современной России.
Взросление человека в культуре народов России
 понимать
различие
между
процессами
антропогенеза
и
антропосоциогенеза;
 характеризовать процесс взросления человека и его основные этапы, а
также потребности человека для гармоничного развития и существования на
каждом из этапов;
 обосновывать важность взаимодействия человека и общества,
характеризовать негативные эффекты социальной изоляции;
 знать и уметь демонстрировать своё понимание самостоятельности, её
роли в развитии личности, во взаимодействии с другими людьми.
Религия как источник нравственности
 характеризовать нравственный потенциал религии;
 знать и уметь излагать нравственные принципы государствообразующих
конфессий России;
 знать основные требования к нравственному идеалу человека в
государствообразующих религиях современной России;
 уметь обосновывать важность религиозных моральных инравственных
ценностей для современного общества.
Наука как источник знания о человеке
 понимать и характеризовать смысл понятия «гуманитарное знание»;
 определять нравственный смысл гуманитарного знания, его
системообразующую роль в современной культуре;
 характеризовать понятие «культура» как процесс самопознания общества,
как его внутреннюю самоактуализацию;
 осознавать и доказывать взаимосвязь различных областей гуманитарного
знания.

28

Этика и нравственность как категории духовной культуры
 характеризовать многосторонность понятия «этика»;
 понимать особенности этики как науки;
 объяснять понятия «добро» и «зло» с помощью примеров в истории и
культуре народов России и соотносить их с личным опытом;
 обосновывать важность и необходимость нравственности для
социального благополучия общества и личности.
Самопознание (практическое занятие)
 характеризовать
понятия
«самопознание»,
«автобиография»,
«автопортрет», «рефлексия»;
 уметь соотносить понятия «мораль», «нравственность», «ценности» с
самопознанием и рефлексией на доступном для обучающихся уровне;
 доказывать и обосновывать свои нравственные убеждения.
«Человек как член общества»
Труд делает человека человеком
 характеризовать важность труда и его роль в современном обществе;
 соотносить понятия «добросовестный труд» и «экономическое
благополучие»;
 объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство»; понимать важность
и уметь обосновать необходимость их преодоления для самого себя;
 оценивать общественные процессы в области общественной оценки
труда;
 осознавать и демонстрировать значимость трудолюбия, трудовых
подвигов, социальной ответственности за свой труд;
 объяснять важность труда и его экономической стоимости;
 знать и объяснять понятия «безделье», «лень», «тунеядство», с одной
стороны, и «трудолюбие», «подвиг труда», «ответственность», с другой стороны,
а также «общественная оценка труда».
Подвиг: как узнать героя?
 характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;
 понимать отличия подвига на войне и в мирное время;
 уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;
 знать и называть героев современного общества и исторических
личностей;
 обосновывать разграничение понятий «героизм» и «псевдогероизм» через
значимость для общества и понимание последствий.
Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние
 характеризовать понятие «социальные отношения»;
29

 понимать смысл понятия «человек как субъект социальных отношений» в
приложении к его нравственному и духовному развитию;
 осознавать роль малых и больших социальных групп в нравственном
состоянии личности;
 обосновывать
понятия
«дружба»,
«предательство»,
«честь»,
«коллективизм» и приводить примеры из истории, культуры и литературы;
 обосновывать важность и находить нравственные основания социальной
взаимопомощи, в том числе благотворительности;
 понимать и характеризовать понятие «этика предпринимательства» в
социальном аспекте.
Проблемы современного общества как отражение его духовнонравственного самосознания.
 характеризовать понятие «социальные проблемы современного
общества» как многостороннее явление, в том числе обусловленное
несовершенством духовно-нравственных идеалов и ценностей;
 приводить примеры таких понятий как «бедность», «асоциальная семья»,
«сиротство»; знать и уметь обосновывать пути преодоления их последствий на
доступном для понимания уровне;
 обосновывать важность понимания роли государства в преодолении этих
проблем, а также необходимость помощи в преодолении этих состояний со
стороны общества.
Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений
 характеризовать
понятия
«благотворительность»,
«меценатство»,
«милосердие», «волонтерство», «социальный проект», «гражданская и социальная
ответственность», «общественные блага», «коллективизм» в их взаимосвязи;
 анализировать и выявлять общие черты традиций благотворительности,
милосердия, добровольной помощи, взаимовыручки у представителей разных
этносов и религий;
 уметь самостоятельно находить информацию о благотворительных,
волонтёрских и социальных проектах в регионе своего проживания.
Гуманизм как сущностная характеристика духовно-нравственной
культуры народов России
 характеризовать понятие «гуманизм» как источник духовнонравственных ценностей российского народа;
 находить и обосновывать проявления гуманизма в историко-культурном
наследии народов России;
 знать и понимать важность гуманизма для формирования
высоконравственной личности, государственной политики, взаимоотношений в
30

обществе;
 находить и объяснять гуманистические проявления в современной
культуре.
Социальные профессии; их важность для сохранения духовнонравственного облика общества
 характеризовать понятия «социальные профессии», «помогающие
профессии»;
 иметь представление о духовно-нравственных качествах, необходимых
представителям социальных профессий;
 осознавать и обосновывать ответственность личности при выборе
социальных профессий;
 приводить примеры из литературы и истории, современной жизни,
подтверждающие данную точку зрения .
Выдающиеся благотворители в истории. Благотворительность как
нравственный долг
 характеризовать понятие «благотворительность» и его эволюцию в
истории России;
 доказывать важность меценатства в современном обществе для общества
в целом и для духовно-нравственного развития личности самого мецената;
 характеризовать понятие «социальный долг», обосновывать его важную
роль в жизни общества;
 приводить примеры выдающихся благотворителей в истории и
современной России;
 понимать смысл внеэкономической благотворительности: волонтёрской
деятельности, аргументированно объяснять её важность.
Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и
духовного прогресса общества
 характеризовать понятие «наука»;
 уметь аргументированно обосновывать важность науки в современном
обществе, прослеживать её связь с научно-техническим и социальным
прогрессом;
 называть имена выдающихся учёных России;
 обосновывать важность понимания истории науки, получения и
обоснования научного знания;
 характеризовать и доказывать важность науки для благополучия
общества, страны и государства;
 обосновывать важность морали и нравственности в науке, её роль и вклад
в доказательство этих понятий.
31

Моя профессия (практическое занятие)
 характеризовать понятие «профессия», предполагать характер и цель
труда в определённой профессии;
 обосновывать преимущества выбранной профессии, характеризовать её
вклад в общество; называть духовно-нравственные качества человека,
необходимые в этом виде труда.
«Родина и патриотизм»
Гражданин
 характеризовать понятия «Родина» и «гражданство», объяснять их
взаимосвязь;
 понимать духовно-нравственный характер патриотизма, ценностей
гражданского самосознания;
 понимать и уметь обосновывать нравственные качества гражданина.
Патриотизм
 характеризовать понятие «патриотизм»;
 приводить примеры патриотизма в истории и современном обществе;
 различать истинный и ложный патриотизм через ориентированность на
ценности толерантности, уважения к другим народам, их истории и культуре;
 уметь обосновывать важность патриотизма.
Защита Родины: подвиг или долг?
 характеризовать понятия «война» и «мир»;
 доказывать важность сохранения мира и согласия;
 обосновывать роль защиты Отечества, её важность для гражданина;
 понимать особенности защиты чести Отечества в спорте, науке, культуре;
 характеризовать понятия «военный подвиг», «честь», «доблесть»;
обосновывать их важность, приводить примеры их проявлений.
Государство. Россия – наша родина.
 характеризовать понятие «государство»;
 уметь выделять и формулировать основные особенности Российского
государства с опорой на исторические факты и духовно-нравственные ценности;
 характеризовать понятие «закон» как существенную часть гражданской
идентичности человека;
 характеризовать понятие «гражданская идентичность», соотносить это
понятие с необходимыми нравственными качествами человека.
Гражданская идентичность (практическое занятие)
 охарактеризовать свою гражданскую идентичность, её составляющие:
этническую, религиозную, гендерную идентичности;
 обосновывать важность духовно-нравственных качеств гражданина,
32

указывать их источники.
Моя школа и мой класс (практическое занятие)
 характеризовать понятие «добрые дела» в контексте оценки собственных
действий, их нравственного характера;
 находить примеры добрых дел в реальности и уметь адаптировать их к
потребностям класса.
Человек: какой он? (практическое занятие)
 характеризовать понятие «человек» как духовно-нравственный идеал;
 приводить примеры духовно-нравственного идеала в культуре;
 формулировать свой идеал человека и нравственные качества, которые
ему присущи.
Человек и культура (проект)
 характеризовать грани взаимодействия человека и культуры;
 уметь описать в выбранном направлении с помощью известных примеров
образ человека, создаваемый произведениями культуры;
 показать взаимосвязь человека и культуры через их взаимовлияние;
 характеризовать основные признаки понятия «человек» с опорой на
исторические и культурные примеры, их осмысление и оценку, как с
положительной, так и с отрицательной стороны.
Тематическое планирование
с указанием количества академических часов,
отводимых на освоение каждой темы учебного предмета и возможность
использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных
ресурсов, в том числе с учетом рабочей программы воспитания*
5 класс

№
п/п

1.1

Тема урока

Кол-во
часов

Элементы содержания

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Тематический блок 1. «Россия – наш общий дом
Формирование
и
закрепление
гражданского
Зачем изучать
единства.
Родина
и
курс «Основы
Отечество.
Традиционные
духовноценности и ролевые модели. https://urok.1sept.ru/ar
1
нравственной
Традиционная
семья. ticles/635596
культуры народов
Всеобщий характер морали и
России»?
нравственности.
Русский
язык и единое культурное
пространство.
Риски
и
33

1.2

Наш дом –
Россия

1.3

Язык и история.

1.4

Русский язык –
язык общения и
язык
возможностей.

1.5

Истоки родной
культуры.

1

1

1

1

1.6

Материальная
культура.

1

1.7

Духовная культура.

1

1.8

Культура и
религия.

1

угрозы духовно-нравственной
культуре
народов
России
Россия – многонациональная
страна. Многонациональный
народ
Российской
Федерации.
Россия
как
общий
дом.
Дружба
народов.
Что такое язык? Как в языке
народа
отражается
его
история?
Язык
как
инструмент
культуры.
Важность
коммуникации
между
людьми.
Языки
народов
мира,
их
взаимосвязь
Русский язык – основа
российской культуры. Как
складывался русский язык:
вклад народов России в его
развитие. Русский язык как
культурообразующий проект
и язык межнационального
общения. Важность общего
языка для всех народов
России.
Возможности,
которые даёт русский язык
Что такое культура. Культура
и природа. Роль культуры в
жизни
общества.
Многообразие культур и его
причины.
Единство
культурного
пространства
России.
Материальная
культура:
архитектура, одежда, пища,
транспорт, техника. Связь
между
материальной
культурой
и
духовнонравственными
ценностями
общества
Духовно-нравственная
культура. Искусство, наука,
духовность.
Мораль,
нравственность,
ценности.
Художественное осмысление
мира Символ и знак. Духовная
культура
как
реализация
ценностей.
Религия и культура. Что такое
религия, её роль в жизни
34

https://urok.1sept.ru/ar
ticles/635596

https://infourok.ru/kon
spekt-uroka-russkogoyazika-na-temu-yaziksredstvo-obscheniya369325.html

https://infourok.ru/kon
spekt-uroka-russkogoyazika-na-temu-yaziksredstvo-obscheniya369325.html

https://infourok.ru/kon
spekt-uroka-poodnknr-materialnayakultura-6241448.html

https://infourok.ru/kon
spekt-uroka-poodnknr-materialnayakultura-6241448.html

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4024/consp
ect/205289/

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/4024/consp

1.9

1.10

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

общества
и
человека. ect/205289/
Государствообразующие
религии России. Единство
ценностей в религиях России.
Зачем
нужно
учиться?
Культура
как
способ
получения нужных знаний. https://resh.edu.ru/sub
Культура и
1
Образование как ключ к ject/lesson/3719/start/
образование.
социализации и духовно- 156980/
нравственному
развитию
человека
Единство культур народов
России. Что значит быть https://resh.edu.ru/sub
Многообразие
1
культурным
человеком? ject/lesson/3719/start/
культур России
Знание о культуре народов 156980/
России.
Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности»
Семья – базовый элемент https://infourok.ru/kon
общества.
Семейные spekt-otkritogo-urokaСемья – хранитель
ценности,
традиции
и po-odnknr-semyaдуховных
1
культура. Помощь сиротам hranitel-duhovnihценностей
как
духовно-нравственный cennosteyдолг человека.
980643.html
История семьи как часть https://infourok.ru/razr
истории народа, государства, abotka-urokaРодина начинается
1
человечества. Как связаны obschestvoznaniyaс семьи.
Родина и семья? Что такое klass-mir-misley-iРодина и Отечество?
chuvstv-1550188.html
https://infourok.ru/kon
Традиции
Семейные традиции народов spekt-otkritogo-urokaсемейного
России.
Межнациональные po-odnknr-semya1
воспитания в
семьи. Семейное воспитание hranitel-duhovnihРоссии
как трансляция ценностей
cennostey980643.html
Произведения
устного https://infourok.ru/kon
поэтического
творчества spekt-otkritogo-urokaОбраз семьи в
(сказки, поговорки и т. д.) о po-odnknr-semyaкультуре народов
1
семье
и
семейных hranitel-duhovnihРоссии.
обязанностях.
Семья
в cennosteyлитературе и произведениях 980643.html
разных видов искусства.
https://infourok.ru/razr
Социальные роли в истории
abotka-urokaТруд в истории
семьи. Роль домашнего труда.
1
obschestvoznaniyaсемьи.
Роль нравственных норм в
klass-mir-misley-iблагополучии семьи
chuvstv-1550188.html
https://infourok.ru/razr
Рассказ о своей семье (с
abotka-urokaСемья в
использованием фотографий,
1
obschestvoznaniyaсовременном мире
книг, писем и др.). Семейное
klass-mir-misley-iдрево. Семейные традиции
chuvstv-1550188.html
35

3.1

3.2

3.3

4.1

4.2

4.4

Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности»
Что
делает
человека
человеком? Почему человек https://interneturok.ru/
Личность –
не может жить вне общества. lesson/obshestvoznani
общество –
1
Связь между обществом и e/6-klass/chelovek/naкультура.
культурой как реализация puti-k-zhiznennomuдуховнонравственных uspehu/trainers
ценностей.
Культура как духовный мир
человека.
Мораль.
Нравственность. Патриотизм.
Реализация
ценностей
в
https://interneturok.ru/
Духовный мир
культуре. Творчество: что это
lesson/obshestvoznani
человека.
такое? Границы творчества.
1
e/6-klass/chelovek/naЧеловек – творец
Традиции
и
новации
в
puti-k-zhiznennomuкультуры.
культуре. Границы культур.
uspehu/trainers
Созидательный
труд.
Важность
труда
как
творческой деятельности, как
реализации
Мораль и нравственность в
http://scoolЛичность и
жизни
человека.
collection.edu.ru
духовноВзаимопомощь, сострадание,
1
нравственные
милосердие, любовь, дружба,
https://resh.edu.ru/sub
ценности.
коллективизм,
патриотизм,
ject/3/
любовь к близким.
Тематический блок 4. «Культурное единство России»
Что такое история и почему
она важна? История семьи –
Историческая
http://scoolчасть
истории
народа,
память как
collection.edu.ru
государства,
человечества.
духовно1
Важность
исторической
нравственная
https://resh.edu.ru/sub
памяти, недопустимость её
ценность
ject/3/
фальсификации.
Преемственность поколений
Литература
как
художественное осмысление http://scoolдействительности. От сказки collection.edu.ru
Литература как
1
к роману. Зачем нужны
язык культуры
литературные произведения? https://resh.edu.ru/sub
Внутренний мир человека и ject
его духовность.
Взаимодействие
культур.
Межпоколенная
и
межкультурная
трансляция.
Обмен
ценностными
Взаимовлияние
установками
и
идеями.
1
https://uchi.ru/
культур
Примеры
межкультурной
коммуникации как способ
формирования
общих
духовно-нравственных
ценностей.
36

4.5

4.6

4.7

Духовнонравственные
ценности
российского
народа.

Регионы России:
культурное
многообразие.

Праздники в
культуре народов
России.

1

1

1

Памятники в
культуре народов
России

1

4.9

Музыкальная
культура народов
России

1

4.10

Изобразительное
искусство народов
России.

4.8

1

Жизнь, достоинство, права и
свободы
человека,
патриотизм,
гражданственность, служение
Отечеству и ответственность
за его судьбу, высокие
нравственные идеалы, крепкая
семья, созидательный труд,
приоритет духовного над
материальным,
гуманизм,
милосердие, справедливость,
коллективизм, взаимопомощь,
историческая
память
и
преемственность поколений,
единство народов России.
Исторические и социальные
причины
культурного
разнообразия. Каждый регион
уникален. Малая Родина –
часть общего Отечества.
Что такое праздник? Почему
праздники
важны.
Праздничные традиции
в
России. Народные праздники
как память культуры, как
воплощение
духовнонравственных идеалов.
Памятники
как
часть
культуры:
исторические,
художественные,
архитектурные.
Культура как память. Музеи.
Храмы.
Дворцы.
Исторические здания как
свидетели
истории.
Архитектура
и
духовнонравственные
ценности
народов России.
Музыка.
Музыкальные
произведения. Музыка как
форма
выражения
эмоциональных связей между
людьми.
Народные
инструменты. История народа
в его музыке и инструментах.
Художественная реальность.
Скульптура: от религиозных
сюжетов к современному
искусству. Храмовые росписи
и фольклорные орнаменты.
Живопись,
графика.
Выдающиеся
художники
37

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7120/additi
onal/255774/

https://resh.edu.ru/sub
ject/lesson/7120/additi
onal/255774/

4.11

Фольклор и
литература народов
России.

1

4.12

Бытовые традиции
народов России:
пища, одежда, дом

1

4.13

Культурная карта
России

1

4.14

Единство страны –
залог будущего
России

1

4.15

Обобщающее
повторение по теме
«Культурное
единство России».

1

4.16

Обобщение и
систематизация
знаний за курс 5
класса
Итого:

1

разных народов России.
Пословицы и поговорки. Эпос
и сказка. Фольклор как
отражение истории народа и
его ценностей, морали и
нравственности.
Национальная
литература.
Богатство культуры народа в
его литературе

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

https://infourok.ru/kon
spekt-uroka-po-temenrk-folklor-narodovprozhivayuschih-naterritorii-rossii769543.html
География культур России. http://scoolРоссия как культурная кар та. collection.edu.ru
Описание
регионов
в
соответствии
с
их https://resh.edu.ru/sub
особенностями
ject/3/https://uchi.ru/
Россия – единая страна.
Русский мир. Общая история,
сходство
культурных https://resh.edu.ru/s
традиций, единые духовно- ubject/3/
нравственные
ценности
народов России
https://infourok.ru/pre
zentaciya-odnknredinstvo-strany-zalogbudushego-rossii6242191.html
Рассказ о бытовых традициях
своей семьи, народа, региона.
Доклад с использованием
разнообразного зрительного
ряда и других источников

34

6 класс

№ п/п

1

Тема урока

Кол-во
часов

Элементы содержания

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Тематический блок 1. «Культура как социальность»
Культура
как
форма
социального
http://scoolвзаимодействия.
Связь collection.edu.ru
Мир культуры: его
1
между миром материальной
структура.
культуры
и
социальной https://resh.edu.ru/sub
структурой
общества. ject/3/
Расстояние и образ жизни
38

2

3

4

5

6

Культура России:
многообразие
регионов

История быта как
история культуры

Прогресс:
технический и
социальный

Образование в
культуре народов
России

Права и
обязанности
человека

1

1

1

1

1

людей. Научно- технический
прогресс
как
один
из
источников формирования
социального
облика
общества
Территория России. Народы,
живущие в ней. Проблемы
культурного взаимодействия
в обществе с многообразием
культур.
Сохранение
и
поддержка
принципов
толерантности и уважения ко
всем
культурам
народов
России
Домашнее хозяйство и его
типы.
Хозяйственная
деятельность народов России
в
разные
исторические
периоды.
Многообразие
культурных
укладов
как
результат
исторического
развития народов России
Производительность труда.
Разделение
труда.
Обслуживающий
и
производящий
труд.
Домашний
труд
и
его
механизация.
Что
такое
технологии и как они влияют
на культуру и ценности
общества?
Представление об основных
этапах
в
истории
образования.
Ценность
знания.
Социальная
обусловленность различных
видов образования.
Важность образования для
современного
мира.
Образование как трансляция
культурных смыслов, как
способ передачи ценностей
Права
и
обязанности
человека
в
культурной
традиции народов России.
Права и свободы человека и
гражданина, обозначенные в
Конституции
Российской
Федерации

39

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

7

8

9

10

11

12

Общество и
религия: духовнонравственное
взаимодействие.

Современный
мир: самое важное

1

1

Мир религий в истории.
Религии
народов
России
сегодня.
Государствообразующие
и
традиционные религии как
источник
духовнонравственных ценностей
Современное общество: его
портрет. Проект: описание
самых
важных
черт
современного общества с
точки зрения материальной и
духовной культуры народов
России

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

Тематический блок 2. «Человек и его отражение в культуре»
Мораль,
нравственность,
этика, этикет в культурах
народов России. Право и
равенство в правах. Свобода
http://scoolКаким должен быть
как ценность. Долг как её
collection.edu.ru
человек?Духовноограничение. Общество как
1
нравственный облик
регулятор свободы. Свойства
https://resh.edu.ru/sub
и идеал человека
и качества человека, его
ject/3/
образ в культуре народов
России,
единство
человеческих
качеств.
Единство духовной жизни
Социальное
измерение
человека.
Детство,
взросление,
зрелость, http://scoolВзросление
пожилой возраст. Проблема collection.edu.ru
человека в культуре
1
одиночества. Необходимость
народов России
развития во взаимодействии с https://resh.edu.ru/sub
другими
людьми. ject/3/
Самостоятельность
как
ценность
Религия как
источник
нравственности
и
http://scoolгуманистического мышления.
Религия как
collection.edu.ru
Нравственный
идеал
источник
1
человека в традиционных
нравственности
https://resh.edu.ru/sub
религиях.
Современное
ject/3/
общество и религиозный
идеал человека
Гуманитарное знание и его
http://scoolособенности. Культура как
Наука как источник
collection.edu.ru
самопознание.
Этика.
знания очеловеке и
1
Эстетика. Право в контексте
человеческом
https://resh.edu.ru/sub
духовнонравственных
ject/3/
ценностей
40

13

14

Этика и
нравственность как
категории
духовной культуры

Самопознание

1

1

Что такое этика. Добро и его
проявления
в
реальной
жизни. Что значит быть
нравственным.
Почему
нравственность важна?
Автобиография
и
автопортрет: кто я и что я
люблю. Как устроена моя
жизнь. Выполнение проекта

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
http://scoolcollection.edu.ru

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
Тематический блок 3. «Человек как член общества»

15

16

17

18

19

20

Труд делает
человека человеком

Подвиг: как узнать
героя?

Люди в обществе:
духовнонравственное
взаимовлияние
Проблемы
современного
общества как
отражение его
духовнонравственного
самосознания.
Духовнонравственные
ориентиры
социальных
отношений
Гуманизм как
сущностная
характеристика
духовнонравственной
культуры народов
России

1

1

1

1

1

1

Что такое труд. Важность
труда и его экономическая
стоимость. Безделье, лень,
тунеядство.
Трудолюбие,
подвиг
труда,
ответственность.
Общественная оценка труда
Что такое подвиг. Героизм
как
самопожертвование.
Героизм на войне. Подвиг в
мирное время. Милосердие,
взаимопомощь
Человек
в
социальном
измерении.
Дружба,
предательство.
Коллектив.
Личные
границы
Этика
предпринимательства.
Социальная помощь

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

Бедность.
Инвалидность.
Асоциальная
семья.
Сиротство. Отражение этих
явлений в культуре общества

http://scoolcollection.edu.ru

Милосердие. Взаимопомощь.
Социальное
служение.
Благотворительность.
Волонтёрство. Общественные
блага

http://scoolcollection.edu.ru

Гуманизм.
Истоки
гуманистического мышления.
Философия
гуманизма.
Проявления гуманизма в
историко-культурном
наследии народов России

41

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

21

22

23

24

25

26

27

28

Социальные
профессии; их
важность для
сохранения
духовнонравственного
облика общества
Выдающиеся
благотворители в
истории.
Благотворительност
ь какнравственный
долг
Выдающиеся
учёные России.
Наукакак источник
социального и
духовного
прогресса общества

Моя профессия

1

1

1

1

Социальные профессии: врач,
учитель,
пожарный,
полицейский,
социальный
работник.
Духовнонравственные
качества,
необходимые представителям
этих профессий
Меценаты,
философы,
религиозные лидеры, врачи,
учёные, педагоги. Важность
меценатства для духовнонравственного
развития
личности самого мецената и
общества в целом
Учёные
России.
Почему
важно
помнить
историю
науки.
Вклад
науки
в
благополучие
страны.
Важность
морали
и
нравственности в науке, в
деятельности учёных
Труд как самореализация, как
вклад в общество. Рассказ о
своей будущей профессии

Тематический блок 4. «Родина и патриотизм»
Родина и гражданство, их
взаимосвязь.
Что
делает
Гражданин
1
человека
гражданином.
Нравственные
качества
гражданина
Патриотизм

Защита Родины:
подвиг или долг?

Государство. Россия
– наша родина

1

1

1

Патриотизм. Толерантность.
Уважение к другим народам
и их истории. Важность
патриотизма
Война и мир. Роль знания в
защите
Родины.
Долг
гражданина
перед
обществом.
Военные
подвиги. Честь. Доблесть
Государство
как
объединяющее
начало.
Социальная сторона права и
государства. Что такое закон.
Что такое Родина? Что такое
государство? Необходимость
быть
гражданином.
Российская
гражданская
идентичность
42

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

29

30

31

32

33

Гражданская
идентичность

1

Моя школа и мой
класс

1

Человек: какой
он?

Человек и
культура
Обобщение и
систематизация
знаний за курс 6
класса
Итого:

1

1

Какими качествами должен
обладать
человек
как
гражданин

Портрет школы или класса
через добрые дела

Человек. Его образы в
культуре.
Духовность
и
нравственность
как
важнейшие качества человека

Итоговый
проект:
«Что
значит быть человеком?».

http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/
http://scoolcollection.edu.ru
https://resh.edu.ru/sub
ject/3/

2
34

* Учет рабочей программы воспитания в тематическом планировании
рабочих программ учебных предметов утверждается приказом директора МБОУ
СОШ № 55 на текущий учебный год не позднее 31 августа.

43


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».